Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
664
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



НАКАНУНЕ

Мозговой часто говорил: в борьбе с внутренним и внешним врагом нужно выстоять и выжить, чтобы жило наше общее дело. Но по отношению к собственной жизни он был фаталистом и меры предосторожности почти не принимал: «Чему быть — того не миновать». Усиление охраны, по его мнению, было бесполезным. Он отказывался даже носить бронежилет.

Начиная с осени 2014-го, тема возможной гибели Мозгового поднималась неоднократно — в угрозах врагов, уговорах друзей и вопросах журналистов.

— Вам нет и 40 лет. Сколько вы хотите прожить и провоевать? — спросили комбрига в октябре.

— Да воевать, как я понял, придётся всю жизнь. Месяцем это не обойдётся. А прожить — сколько Бог даст275.

В интервью Александру Коцу Мозговой сказал:

— На сегодняшний день я вижу, что есть одно желание — с помощью расформирования отряда «Призрак» закрыть нам рот.

— Алексей, но силой-то они не смогут это сделать.

— Ну почему же? У нас разве мало примеров? У нас очень много вопросов решается именно силой. Пусть даже не такой шумной. Конечно, я не сторонник того, чтобы у нас в республиках возникали какие-то междоусобицы. Вплоть до перестрелок. Я этого не допущу. Но вы же знаете, как иногда решаются вопросы. Аварии никто не отменял276.

4 января 2015-го (через три дня после убийства Беднова) Дева в переписке с Мозговым пишет:

— По-дружески советую, бери вещи и уезжай, тебя убьют.

— Обещают убить уже как полгода. И когда же это произойдёт? Известна конкретная дата?

— 18–25 января, — предполагает Дева.

— Нормально. Ещё что-то успею… Двадцать пятого было бы неплохо. Татьянин день, кажется, праздник.

«Было бы неплохо», — вот как человек говорит о своей смерти.

Я ему советовал уезжать с Донбасса сразу же после убийства Беднова, — вспоминает Игорь Стрелков. — Объяснял, что шансов удержаться у него очень мало, и его с большой вероятностью устранят. Но Мозговой категорически отказался. Сказал, что будет со своими людьми до конца. В последний раз он приезжал ко мне в Москву в апреле, за месяц до гибели. Я снова попытался уговорить его уйти из ЛНР. Но он повторил то же самое«277.

После покушения 7 марта командир «Призрака» бросил своему окружению фразу: «Рано или поздно добьют».

«За неделю до смерти Алексей Мозговой говорил об угрозе гибели с пренебрежением. „Они не рискнут делать из кого-то героя“, — заявил он Independent. То были его последние слова на эту тему», — пишет британская газета278.

Все эти дни Мозговой знал, что на него готовится покушение. По достоверным сведениям, он получил предупреждение минимум из двух источников.

13 мая к человеку из окружения комбрига приехал сочувствующий Мозговому советник из российского ГРУ и сказал:

— Есть угроза нового покушения. Сделайте так, чтобы Борисыч в течение недели никуда со штаба не выезжал. Нужно потянуть время, пока принимается решение. Срок — до 20 мая.

Практически то же самое Алексею Мозговому сообщил высокопоставленный сотрудник МГБ ЛНР. Откуда пришёл заказ и кому — не уточнялось.

Алексей Мозговой

Слухи о готовящемся покушении приходили отовсюду. Мозгового даже предупреждали в соцсетях. Вот, например, что пишет комбригу 22 мая ВКонтакте некий Алексей Правдин:

— Алексей, сегодня у меня появилась информация, что на Вас готовится очередное покушение. Но сначала Вас хотят отстранить от командования Вашей же бригады. Не знаю, насколько этой информации можно верить, но похоже на правду. Так что будьте осторожны. Старайтесь не выезжать из расположения части и лишний раз не светиться на публике. Мой Вам совет на будущее. Если Вас действительно отстранят от командования, — не принимайте отставку, иначе Вас уничтожат.

Судя по переписке, Правдин не знал, что комбрига уже отстранили от командования три дня назад (правда, от командования не бригадой, а тербатом в её составе).

После предупреждений о готовящемся покушении в «Призраке» были приняты экстренные меры безопасности. Мозговой впервые понял всю серьёзность ситуации и этим мерам не противился.

Обычно Борисыч был несговорчивый и нервно реагировал на меры безопасности и связанные с ними ограничения. А тут он понял, что это уже не абстрактная угроза, каких было много, а спокойное деловое решение по нему«, — вспоминает Алексей Марков279.

Алексей Мозговой с охраной

Было решено, что до 27 мая комбриг никуда из штаба не выезжает. С Кировска был снят и переброшен в Алчевск отряд самых надёжных добровольцев. Охрану вокруг штаба усилили вдвое, подогнали бронетехнику.

Усиленный режим продолжался шесть дней. 18 мая те же люди из ГРУ и МГБ, предупреждавшие о заказе, сообщили: угрозы покушения больше нет. Вряд ли они лгали — скорее всего, их ввели в заблуждение.

24 числа Мозговой планировал съездить на пару дней в Москву. Татьяна Монтян вспоминает:

В мае 2015-го мы плотно переписывались. Мозговой написал, что его очередной раз собираются убить. Я собиралась ехать в Москву для участия в ток-шоу. Приехать собирался и Мозговой. Мы должны были встретиться и многое обсудить. 21 мая он написал, что заказ на него сняли и за него можно не переживать. Я ещё тогда посмеялась: «Ты такой взрослый, а в сказки веришь. Не верь никому. Уезжай оттуда, и побыстрее». Он сказал, что 25-го прилетит. Это был наш последний разговор«280.

Тем не менее Алексей Мозговой, поверил, что угроза миновала. 19 мая усиленные меры безопасности были сняты, вокруг Мозгового осталась обычная охрана.

В этот же день его смещают с должности командира БТрО. Но комбриг и его окружение не связывают это со слухами о покушении и вообще с политикой. По свидетельству близких к комбригу людей, после того как ему сообщили о том, что покушение отменено, он заметно расслабился и повеселел. Даже отставка его не вывела из равновесия, — Мозговой принял это как неизбежное и убедился в необходимости сосредоточиться на политике.

За три дня до убийства, 20 мая, Мозговой в переписке с Девой написал: «Съедают меня по всем фронтам… боюсь, что эта неделя — последняя». Речь, очевидно, идёт именно о ситуации в «Призраке» и его судьбе как командира бригады. Об угрозе жизни Мозговой в эти дни уже не думал. На момент 23 мая и он сам, и его окружение были уверены, что опасность миновала.

Накануне, 22 мая, около девяти вечера, Мозговой сидел в своём кабинете с Анной Самелюк, Андреем Козловым и Юрием Шевченком. На столе стояла бутылка шампанского и несколько фужеров. «Призраки» радовались тому, что всё благополучно завершилось. Конечно, ситуацию с отставкой Мозгового нельзя было назвать приятной, но все пришли к выводу, что это было неизбежно, и нужно двигаться дальше. Напряжение, в котором «призраки» находились весь месяц, спало, и можно было расслабиться.

На столе лежали готовые документы на общественную организацию — именно эти документы собравшиеся и обмывали.

В кабинет постучался Алексей Марков. Он тоже пришёл с хорошей новостью: сегодня ему, наконец, удалось выбить из армейского корпуса долги по снабжению «Призрака» продовольствием.

— По какому случаю банкет? — весело спросил Добрый.

— День сегодня хороший, — благодушно ответил Мозговой и кивнул на фужер, — давай по чуть-чуть.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание