Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
684
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



После этого мы прошли в кабинет начальника штаба корпуса. Он практически слово в слово повторил то, что сказал командующий и добавил:

— Мужики, мы понимаем, что вы потеряли командира, но сейчас не время раскачивать ситуацию. Мозговой был лидером, но из-за его гибели нельзя устраивать бардак на линии соприкосновения. Мы не давим на вас. Говорите то, что считаете нужным, но, на наш взгляд, версия об украинской ДРГ будет сейчас наилучшим вариантом. Это даст возможность спокойно работать следствию и не устраивать охоту на ведьм внутри Новороссии. Ваше право, как заместителей Алексея, говорить всё, что считаете нужным, но мы предлагаем такой вариант. Нужно сохранять голову холодной. Подумайте.

Вот и всё «давление», которое было тогда на нас оказано. Заявляю, что никто нас не заставлял и не принуждал делать что-либо вопреки нашему мнению. Нам действительно некого было на тот момент винить…

Плотницкий. Он в тот вечер не звонил. Я ему — тоже.

<…>

На обратном пути из Луганска, естественно, остановились у места гибели. Там вовсю работали оперативно-следственные группы МВД и Генпрокуратуры. И гражданские ведь погибли тогда, кроме наших.

Было уже темно, когда девушка с российского канала «Лайф Ньюс» попросила нас с Аркадичем дать короткое интервью для жителей России. Никакого сценария не было. Говорили так, как решили в дороге обратно, как будет лучше для следствия. Тем более, парни из нашего подразделения контрразведки уже составили схему засады и определили, из какого оружия и с применением каких взрывных устройств это всё было. Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ). Как это ещё назвать?!

Поймите одну вещь. Мы не раскрывали в тот вечер никакого преступления. Мы выдвинули версию — и на самом деле не знали, кого нам винить в гибели нашего командира, нашего друга. А вы бы что сделали на нашем месте?! Истерику нужно было закатывать?! По земле валяться?!

Приехали в Алчевск, в штаб. Позвали операторов и втроём, в кабинете Мозгового, записали то самое видео с заявлением о гибели Алексея. Посчитали, что люди должны знать, что на самом деле произошло«282.

Ближе к полуночи на ютуб-канале бригады «Призрак» было опубликовано видеообращение, в котором Шевченко, Бирюков и Марков сообщили о гибели Алексея Мозгового и призвали общественность к спокойствию.

Многие сейчас нас призывают мстить, — сказал Шевченко. — На данный момент мы скажем откровенно, исключая всяческие пересуды: мы не знаем, кому мы должны мстить. <…> Ходит много разных версий, но мы просим вас придерживаться здравого смысла, не распространять безумные версии и какие-то сногсшибательные комментарии. <…> Что касается основной версии, которая сейчас рассматривается, — это действия диверсионной группы противника«.

Больше всего офицеров бригады беспокоила возможная потеря контроля над подразделением. Сотни людей с оружием могли уйти с фронта в любом направлении. Тем более, что прецедент уже был: после известия о гибели комбрига ополченец с позывным Евпатрия с отрядом из нескольких бойцов покинул позиции на Бахмутке (правда, без оружия). Но всего с передовой в первые сутки ушло немного — около 15 «призраков».

Алексей Марков комментирует обращение 23 мая 2015-го так:

Перед тем, как выступить с этим заявлением, мы втроём между собой обговорили и решили, что озвучить версию об украинской ДРГ будет правильней. Нужно было выходить к людям и говорить что-то конкретное. На нас была огромная ответственность. Другого выхода не было. Других версий не было. Говорить, что в убийстве Мозгового виновно руководство ЛНР — это означало гражданскую войну в условиях, где даже победитель окажется проигравшим. Промолчать тоже нельзя. Нужно было выиграть время, чтобы достоверно узнать, кто стоял за покушением«283.

Достоверно узнать так ничего и не удалось — о расследовании убийства (точнее, его отсутствии) я расскажу ниже.

Что касается главы ЛНР, то с его стороны никакого взаимодействия с «призраками» не было ни в расследовании убийства, ни в похоронах Мозгового. Было только два формальных заявления, которые выглядели политическим лицемерием. Вечером 23 мая официальные ресурсы ЛНР распространили заявление Плотницкого:

Нападение на Алексея Мозгового и его соратников — это нападение на всех нас, на людей, защищающих право на существование ЛНР. Я скорблю вместе со всеми, кто знал Алексея Борисовича Мозгового, и кто шёл с ним рука об руку. У меня с Мозговым могли быть разные взгляды на политические процессы, но в бою за Луганскую Народную Республику мы стояли плечом к плечу".

В этом заявлении глава ЛНР сообщил, что поручил руководителям Генпрокуратуры, МВД и Народной милиции взять под особый контроль поиск людей, напавших на Мозгового. Было это поручение на самом деле или нет, но никакого контроля над поиском убийц не было, так как не было самого поиска.

Мемориальная площадка на месте убийства Мозгового

Второе заявление Плотницкий сделал на республиканском ТВ через два дня после убийства:

Гибель Александра284 Борисовича Мозгового для нас и для республики — большая утрата, потому что он действительно был народным лидером. За ним многие люди шли, многие придерживались его позиции, хотя не всегда это соответствовало нашему пониманию. Но для того и существуют разные точки зрения, о которых мы достаточно часто и остро беседовали. Но у нас всегда было общее взаимопонимание. Мы всегда стояли плечом к плечу и вместе воевали. На сегодняшний день очевидно, что это выгодно только Украине, для того чтобы сбить нас с пути мирного урегулирования и перейти на военную активную фазу«285.

Глава ЛНР снова сообщил, что по его поручению ведётся расследование, а прокуратура уже провела баллистическую и трасологическую экспертизу на месте убийства. Либо Плотницкий сознательно лгал, либо ему лгали в прокуратуре. Потому что никаких экспертиз ни одним ведомством не проводилось.

Убийство Алексея Мозгового стало шоком и трагедией не только для бригады «Призрак», но и для всего Донбасса и огромного количества людей в России и за рубежом, которые поддерживали комбрига и разделяли его идеи.

Публицист Егор Холмогоров написал:

Вот теперь очень страшно. Очень. Мозговой всегда был открытым и честным человеком. Его нельзя было обвинить в том, что он плетёт заговоры, готовит перевороты и что-то такое. Он просто сражался за своё дело и своих людей. В Алчевске было последнее место, где жила ещё та Новороссия. И вот её убили. Мы все осиротели. И мы все негодяи, что не смогли это предотвратить. Очень чёрный, страшный и постыдный день«286.

Прощание с комбригом и его погибшими соратниками прошло 27 мая — в день рождения «Призрака», в который планировался торжественный парад бригады. Именно так, как писал Мозговой в своих стихах, и прошли его похороны — под дождь и майский гром.

Проститься с комбригом к штабу бригады пришли тысячи людей из Алчевска и других городов Донбасса. Никто из руководства ЛНР и ДНР в этот день в Алчевск не приехал.

Алексей Мозговой, Анна Самелюк, Александр Юрьев, Алексей Калашин и Андрей Ряжских были похоронены на Аллее славы Алчевского городского кладбища.

Удивительно, но смерть Мозгового болезненно восприняли даже на стороне противника. По свидетельству командира Кировского батальона Сергея Ночёвки, во время похорон ему позвонил один из командиров ВСУ:

— Мы сожалеем о том, что произошло. Мозгового мы уважали. Он был достойный противник.

Неплохо в мае умереть,

Могильщику копать удобно.

И соловьи всё будут петь

В последний раз, так бесподобно.

Под грохот первых майских гроз

Вместо унылых отпеваний.

И дождь прольётся вместо слёз,

Он смоет грусть воспоминаний.

Могильный холмик приютит

Под покрывалом трав зелёных.

Пусть даже крест там не стоит

Среди берёзок утомлённых.

Под шелест листьев молодых,

Что только к жизни потянулись.

Пока ещё нет трав седых,

А только-только всё проснулось.

Неплохо в мае умереть,

Остаться в свежести весенней.

И хоть не смог я всё успеть,

Но не осталось уж сомнений…

Неплохо в мае умереть…

Алексей Мозговой, 22 мая 2013

Запись Петра Бирюкова в «Живом журнале» от 27 мая 2015

Через год после похорон соратники Мозгового установили на могиле плиту с его портретом, девизом бригады «Призрак» и выгравированным стихотворением «Неплохо в мае умереть»

Обратная сторона надгробия на могиле Мозгового

Траурное шествие

Прощание с комбригом

Начало траурной процессии

Жители Алчевска провожают комбрига в последний путь

Траурное шествие

Последний конвой

Последняя фотография комбрига

Траурный митинг

После похорон Юрий Шевченко и Пётр Бирюков поехали в Луганск. Там на вечер был запланирован концерт Иосифа Кобзона.

Из-за этого власти ЛНР даже пытались перенести похороны Мозгового. 26 мая Юрию Шевченку позвонил помощник главы ЛНР:

— Завтра великий человек приезжает, будет выступать в Луганске. Игорь Венедиктович просит перенести похороны на день раньше или на день позже.

— Какой ещё великий человек приезжает? — возмутился Шевченко. — Впервые слышу. Великого человека мы завтра хороним. Идите на хрен, не звоните больше.

27-го вечером Шевченко с Аркадичем приехали на Театральную площадь. У сцены они встретились с Игорем Плотницким и Иосифом Кобзоном. Артист подошёл к командирам «Призрака»:

— Искренно соболезную вашей утрате. Это большая трагедия. Прошу извинить, что всё так совпало, моя поездка с концертом была запланирована давно. Я знаю, что тут некоторые, — Кобзон многозначительно посмотрел на Плотницкого, — предлагали вам похороны перенести, но я с некоторыми поговорю потом. А сейчас пойдём к людям, они уж точно ни в чём не виноваты.

Слева направо: Иосиф Кобзон, Игорь Плотницкий и Юрий Шевченко

Глава ЛНР выступил на сцене с приветственным словом, но публика ответила ему свистом, а из толпы раздались крики:

— Кто убил Мозгового?!

— За Мозгового ответите!

Со словами памяти комбрига выступили Шевченко с Бирюковым. Иосиф Кобзон посвятил Мозговому исполнение военной песни «Журавли».

После концерта Шевченко снова подошёл к Плотницкому:

— Что с наградами за Дебальцево? Вы же обещали. Я давно списки подаю — и бумаги, и на электронную почту отсылал.

— Всё будет, не волнуйтесь. Вы свободны, — отрезал Плотницкий.

Речь шла о наградах бойцов бригады за участие в Дебальцевской операции. Шевченко долго выбивал их у руководства республики. Впрочем, и после упомянутого разговора с Плотницким Луганск тянул ещё два месяца. Только в начале августа 2015-го состоялось награждение 13 бойцов «Призрака». В том числе Алексея Мозгового. Посмертно.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание