Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Анатолий Александров
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге военного историка и писателя А.А. Александрова в остросюжетной форме анализируются ключевые коллизии противоборства советской и гитлеровской Ставок Верховного Командования на протяжении всей Великой Отечественной войны. Принципиально разные подходы к решению сходных задач при наступлении и обороне позволили высветить исключительные особенности военного искусства, стратегии и тактики войск в Смоленском сражении, в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском и в операции «Багратион». Ярко показан блеск ратных талантов Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А. М. Василевского, а также их визави в стане противника в лице В. фон Браухича, В. фон Лееба, Ф. фон Бока, Г. фон Рунштедта, Э. фон Манштейна.

Книга добавлена:
18-01-2023, 08:44
0
308
136
Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Читать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945"



– 21-я армия и 6-й гвардейский кавкорпус уже находятся в районах сосредоточения вблизи Ельни, товарищ Сталин. Передислоцируются войска 68-й армии и 5-го мехкорпуса. Военным советом принимаются меры по ускорению их выдвижения в исходные районы.

– Надо принять все меры, товарищи Воронов и Соколовский, чтобы обеспечить успех Смоленской наступательной операции. – Сталин сопроводил эти слова характерным жестом. – Более двух лет в Смоленске бесчинствуют фашистские варвары. Надо как можно быстрее вызволить город из гитлеровских лап. Для достижения внезапности наших действий Ставка не отдавала исходных письменных документов. Впервые для операции такого масштаба мы ограничились утверждением ее плана на оперативных картах. Теперь ее успех всецело зависит от умения командования Калининского и Западного фронтов…

Вечером 3 августа специальный поезд Верховного на время возвратился в Москву, а утром 5 августа доставил Сталина на станцию Мелехово, в район Ржева. В селе Хорошево Верховный встретился с командующим Калининским фронтом Еременко, чтобы и с ним на месте обсудить план Смоленской наступательной операции.

Подробно расспросив Еременко о снабжении войск фронта продовольствием, горючим и боеприпасами, выяснив ситуацию с группировкой противника на участке главного удара, Сталин распорядился довести плотность артиллерии до ста семидесяти стволов на километр прорыва, вдвое увеличить подвоз снарядов и мин.

Убедившись, что силами 43-й и 39-й армий Голубева и Зыгина прорвать сильно укрепленную оборону противника в районе Духовщины едва ли удастся, Верховный тут же позвонил в Генштаб и приказал Антонову направить в район Белого, в распоряжение Калининского фронта, 3-й гвардейский кавкорпус Осликовского.

В середине доклад командующего Калининским фронтом был прерван телефонным звонком из Москвы. Генерал-полковник Антонов сообщил Верховному, что войска Брянского и Степного фронтов освободили от врага Орел и Белгород. Поделившись этой радостью с Еременко, Сталин тут же распорядился в адрес Генштаба в тот же день произвести в Москве салют двадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати орудий…

Проанализировав развитие обстановки в районе Харькова, представитель Ставки маршал Жуков вместе с командованием Степного фронта 6 августа направили Верховному свои предложения по дальнейшему развитию операции «Полководец Румянцев».

В директиве от 16 августа Ставка потребовала от командующего Западным фронтом усилить удары по врагу, не допустить его отхода на промежуточные оборонительные рубежи, выйти к 25–26 августа на Десну, развивать далее наступление на Смоленск и Рославль.

Почти неделю напряжение боев между Ахтыркой и Богодуховым не спадало. Но поражение группы армий «Юг» в районе Харькова, а также в полосе наступления Юго-Западного и Южного фронтов предопределило окончательный успех наших войск.

Вечером 22 августа командующий Степным фронтом распорядился о ночном штурме Харькова. Всю ночь в городе продолжались уличные бои. К полдню 23 августа войска 53-й, 69-й, 7-й гвардейской, 57-й и 5-й гвардейской танковой армий генералов Манагарова, Крюченкина, Шумилова, Гагена и Ротмистрова полностью очистили «вторую столицу» Украины от оккупантов. Контрнаступление советских войск на «Курской дуге» завершилось.

Вечером 25 августа Жуков возвратился в Москву. Поздоровавшись с ним, Верховный спросил:

– Как идут дела на Воронежском и Степном фронтах, товарищ Жуков? В их штабы уже поступила директива Ставки о продолжении наступления на Днепр?

– Инициатива всецело находится в наших руках, товарищ Сталин, – доложил маршал Жуков. – Но войска понесли большие потери в ходе Белгородско-Харьковской операции. Их необходимо под крепить личным составом и боевой техникой, особенно танками. Войскам обоих фронтов требуется кратковременная передышка.

– Но передышку получит и немец? – возразил Сталин.

– Конечно, – согласился Жуков. – Но за неделю или две фон Манштейн не сможет воссоздать сплошного фронта. Группа армий «Ю г» понесла огромные потери и уже никогда не восстановит свою первоначальную мощь.

– Понятно, товарищ Жуков. Эти вопросы мы обсудим позже, а сейчас пусть товарищ Антонов доложит о ходе наступления наших войск на других направлениях.

Антонов быстро разложил на столе карты Западного и Юго-Западного направлений, доложил:

– Войскам Калининского и Западного фронтов противостоит сильная группировка Клюге в составе сорока четырех дивизий. В их числе одна танковая и одна моторизованная дивизии. Верховное Командование вермахта принимает меры, чтобы остановить прорыв наших войск. В ближайшие дни Смоленская наступательная операция получит продолжение.

– А как обстоят дела на Юго-Западном фронте?

– Начав наступление в центре фронта из рай она Изюма, войска Ма ли но вского не с мо гли прорвать оборону 1-й танковой армии на всю глубину. Успешнее такой прорыв осуществила 3-я гвардейская армия Лелюшенко.

Сталин как бы продолжил доклад Антонова:

– Вот и подготовьте проект директивы Ставки, товарищ Антонов, о том, чтобы Юго-Западный и Южный фронты быстрее вышли к Днепру и реке Молочной. Мы не можем позволить немцу превратить Донбасс и Левобережную Украину в пустынный, безжизненный район.

Быстро завершилась недельная передышка войск Центрального фронта Рокоссовского. С рассветом 26 августа они перешли в наступление, нанося главный удар на Новгород-Северском направлении.

Тут же последовала директива Ставки: «Командующему Центральным фронтом немедленно перебросить в полосу наступления 60-й армии основные силы 13-й и 2-й танковой армий генералов Пухова и Родина». Командующий Центральным фронтом тут же поставил им оперативную задачу – обеспечить прорыв на Конотоп.

После частичной перегруппировки сил 28 августа войска Западного фронта возобновили наступление на Дорогобужско-Ельнинском направлении. Спустя два дня, 30 августа, в прорыв вошел 2-й гвардейский танковый корпус Бурдейного. Действуя на острие ударной группировки фронта, его танковые бригады продвинулись за день на двадцать километров и вместе с 10-й гвардейской армией Трубникова ворвались в Ельню.

Недельная передышка пролетела быстро, но нехватка транспорта и испортившиеся дороги не позволили командованию Калининского фронта завершить перегруппировку войск. Роль «ходатая» об отсрочке наступления выпала на долю представителя Ставки.

Маршал Воронов позвонил в Москву:

– Товарищ Сталин, войска Калининского фронта не готовы продолжать наступление. Артиллерия по «88» и «122» калибрам не обеспечена боеприпасами. Остаток моторесурса у танков не превышает тридцати процентов. Истребительная авиация располагает горючим на одни сутки. Принимаются меры, чтобы в течение ближайшей недели поправить положение со снабжением.

– Какие еще трудности вы можете назвать, товарищ Воронов? – Верховный не скрывал неудовольствия.

– Командар м 39-й Берзарин только сегодня вступил в командование, товарищ Сталин, и ему необходимо три-четыре дня, чтобы войти в курс дела.

– Вы, товарищ Воронов, выражаете свое мнение или его разделяет и командование Калининского фронта?

– Это наше общее мнение, товарищ Сталин.

– Что вы предлагаете, товарищ Воронов?

– Перенести начало операции на плюс шесть суток.

– Что это значит – «плюс шесть суток»?

– Начать наступление предлагается 14 сентября.

– Перенос срока начала операции утверждается. Но ни днем позже! – закончил разговор Верховный.

Чтобы ввести противника в заблуждение относительно направления главного удара войск Калининского фронта, левофланговая 43-я армия Голубева перешла в наступление на Демидов на сутки раньше планового срока, 13 сентября. Удар оказался неожиданным для врага, поскольку его резервы – 18-я танковая и 25-я моторизованная дивизии – были накануне переброшены из-под Невеля в район Духовщины.

Утром 14 сентября повела наступление 39-я армия. Но вместо обхода Духовщины южнее, 84-й стрелковый корпус Князькова нанес удар севернее города. 91-я гвардейская, 184-я и 97-я стрелковые дивизии Озимина, Цукарева и Давыдова при поддержке 28-й гвардейской танковой бригады Дремова теснили врага к Каспле.

Южнее, столь же успешно, в направлении Городка наступала 9-я гвардейская стрелковая дивизия Простякова, поддержанная танкистами Чупрова. Утром 15 сентября острия их ударных клиньев сомкнулись у Клевцов.

В этот же день, 15 сентября, возобновил наступление Западный фронт. 31-я армия Глуздовского с ходу форсировала Вопь и освободила Ярцево. Продолжая победоносное движение на запад, в ночь с 18 на 19 сентября 39-я армия Берзарина овладела ключевым опорным пунктом врага на пути к Смоленску городом Духовщиной. Южнее, 10-я и 49-я армии Попова и Гришина на пути к Рославлю освободили Екимовичи.

Учитывая успех наших войск на Западном направлении, 20 сентября Ставка приказала командующему Калининским фронтом сосредоточить усилия на левом фланге и не позднее 9-10 октября освободить Витебск. Но в день получения этой директивы Ставки успеха добилась, наконец, правофланговая 4-я ударная армия Швецова. Ударом вдоль Западной Двины она овладела окружающими Велиж высотами и к концу дня очистила город от оккупантов.

От командующего Западным фронтом Соколовского Ставка потребовала усилить удары в центре и 26–27 сентября освободить Смоленск, Починок и Рославль, а 10–12 октября овладеть городами Орша и Могилев.

Выполняя поставленную Ставкой задачу, 68-я и 10-я гвардейская армии Журавлева и Трубникова 23 сентября перерезали железную и шоссейную дороги Смоленск – Рославль в районе Починка и пробились к реке Сож. Оперативная судьба Смоленска была решена. Охваченный в полу-клещи войсками 39-й и 10-й гвардейской армий генералов Берзарина и Трубникова, израненный войной город жил предчувствием скоро го освобождения.

В ночь на 25 сентября в результате удара с северо-востока соединения 31-й и 5-й армий генералов Глуздовского и Поленова ворвались в Смоленск и к середине дня очистили его от немецких захватчиков.

Над уцелевшим зданием городской гостиницы в центре города автоматчики 11 06-го стрелкового батальона капитана Клепача водрузили победоносный красный флаг. В этот же день войска 49-й армии генерал- лейтенанта Гришина освободили от врага Рославль.

Особо отличившиеся в боях за Смоленск тридцать девять соединений и частей Западного фронта генерала армии Соколовского приказом Верховного Главнокомандующего были удостоены почетного наименования «Смоленских». Вечером 25 сентября в честь освобождения Смоленска и Рославля небо Москвы озарилось двадцатью победными залпами из двухсот двадцати четырех артиллерийских орудий.

25 сентября Ставка потребовала от Ватутина, Конева, Малиновского и Толбухина, с выходом войск к Днепру, форсировать его на широком фронте. К исходу 26 сентября 38-я армия форсировала Днепр севернее Киева. Южнее столицы Украины 3-я гвардейская танковая, 40-я и 47-я армии овладели Букринским плацдармом.

Получив донесение командующего Воронежским фронтом, Сталин тут же созвонился с представителем Ставки Жуковым и начальником Центрального управления военных сообщений Ковалевым. Они поддержали просьбу Ватутина. И Воронежский фронт до конца сентября увеличили количество плацдармов на правом берегу Днепра, включая Лютежский и Букринский.


Скачать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945" - Анатолий Александров бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945
Внимание