Казаки. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Очерки из истории стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении

Константин Абаза
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Одна из наиболее известных в России до революции книг о казаках была написана автором многих наставлений по подготовке рядового и унтер-офицерского состава военным писателем и педагогом Константином Абазой. Книга дважды была напечатана в конце XIX века и не переиздавалась в СССР. Сегодня мы представляем ее современному читателю. Вас ждут рассказы о возникновении казачества на Дону, о славных страницах военных казачьих походов, описание быта казаков, биографии наиболее ярких представителей казацких атаманов, вождей восстаний, героев, прославивших казаков Дона, Урала, Кубани и Терской области. История России во многом определена казаками. Без этой особой силы на окраинах Московского царства ни Сибирь, ни Дальний Восток, ни Кавказ, ни Причерноморье, ни прикаспийские земли не вошли бы в состав России. В книге использованы иллюстрации 2-го издания 1899 г. и рисунки Н.С. Самокиша.

Книга добавлена:
11-09-2023, 17:59
0
156
72
Казаки. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Очерки из истории стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении

Читать книгу "Казаки. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Очерки из истории стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении"



Несмотря на все попечения Власова о благоденствии Черноморского войска, оно мало поправлялось. Тяжелая служба на Кордонной Линии, вечные тревоги и опасения за свои стада и табуны, за нажитое добро, наконец, пленение отцов, матерей, братьев и сестер, горькая доля которых была хорошо известна, все взятое вместе, не красило жизнь черноморца, не могло его обогатить. Особенно тяжела была служба в отрядах, которые по несколько месяцев блуждали от одного поста к другому, проводили дни и ночи под открытым небом – вечно хмурым и неприветливым, то обливавшим их дождем, то обсыпавшим мокрым снегом. Постовые казаки могли хоть обогреться у своих печурок, а отрядные должны были довольствоваться скудными бивачными огнями; да и то не всегда, смотря по вестям. В особенно тревожные месяцы лазутчики то и дело шныряли, при чем подавали вести, не всегда верные, а чаще всего сбивчивые, отчего отряды понапрасну только вязли в непролазной грязи. Зато черноморцы в ежедневных схватках, в частых поисках освоились с врагом, узнали его нрав, привычки, во многом стали ему подражать. Здесь они имели перед собой лучшую конницу в мире, легкую, подвижную, в блестящих кольчугах, с превосходным оружием, на арабско-персидских конях. Черкес, можно сказать, рожден для войны. Ради доброго оружия, он не пожалеет ни золота, ни серебра, ни любимой дочери. Чтобы добыть булатный клинок, он разрывает прах отцов, чтобы добыть хорошую винтовку, он продаст за море красавицу дочку. Сберечь родовое оружие у них то же, что у нас сберечь доброе имя. Хотя черкес обвешан оружием с головы до ног, у него все прилажено, ни что не бренчит, не болтается. Сам он чуток, как зверь, ходит по земле неслышно, его конь не ржет в засаде. Седло у черкеса легкое, никогда не испортит спины, хоть бы лежало целую неделю. Кони их отлично выезжены, легки, выносливы и добронравны. Никто, кроме арабов, не ухаживает так за лошадью и никто так не школит ее, как черкесы. Конюшни у них не такие, как у нас, с окнами, с широкими воротами, нет: его самые темные закуты, чтобы лошадь приучалась видеть ночью лучше, чем видит кошка.

Песни и сказания, переходя из поколений в поколения, разжигали страсть к набегам. Пеших хищников, которые пробираются за добычей ползком, украдкой, черкесы называют «псипхадзе», что значит по-русски «водяные псы». Когда же горец выехал из аула на добром коне, с зарядом в ружье, с куском сыра в сумке и с арканом в тороках, он – «хеджрет», что значит «беглец», бездомовник. Казацкие войны много расплодили таких бездомовников, которые «свинцом засевали, подковой косили, шашкой жали», для хеджрета жизнь – копейка, голова – наживное дело.

По одежде – это последние бедняки, по оружию – первые богачи. Самая вожделенная награда для хеджрета, если красавица, дочь хозяина, на большом пиру подаст ему руку и поведет в танец. За такую ласку, особенно за сложенную в честь его песню, он пойдет куда угодно: он не моргнет глазом под русской картечью, не дрогнет перед грозным штыком.

Только несколько дней в году, во время ледохода, Кубань служила преградой для набега. В полую воду черкесы переправлялись на бурдюках, причем пешие подвязывали их под мышки, а конные – к передним лопаткам. Встречая русских на открытых равнинах, они бросались в шашки, но у себя умели отлично скрываться за деревьями, за камнями. И горе, бывало, нашим, когда попадали в дремучие леса, в мрачные ущелья: как из-под земли вырастали черкесы, бросаясь в рукопашную с кинжалом в одной руке, с шашкою в другой. Едва отряд выходил на поляну, они мгновенно исчезали: «…вырастают несеяные, пропадают некошеные», – говорили про них казаки. Хеджреты никогда не сдавались в плен, предпочитая смерть.

Ловкость черкесов, их лихое наездничество, славились на Кавказе издавна, почему сынам Запорожья, привыкшим иметь дело с татарами, надо было поступиться многим, в горной войне непригодным, чтобы не остаться в накладе. Пешие казаки скоро приспособились; из Черноморской пехоты выделился особой разряд воинов, изучивших своего врага до тонкости: это были пластуны. Конница же не так скоро могла потягаться, прежде всего потому, что степные татарские кони во многом уступали черкесским; вооружение и снаряжение черноморца было тяжелое, не так ловко пригнано, а над ратищем запорожца черкесы даже смеялись. Между тем, оно, как наследие отцов, было у них в большом уважении. Однако время и нужда взяли свое. Между молодыми казаками стало прививаться щегольство оружием и конским убором, легкость и подвижность всадника брали явный перевес в набеге и схватке, черкесская джигитовка, мало-помалу, входила в народный обычай. Черкесская одежда, сбруя, оружие, конь – стали возбуждать зависть, явилось соревнование: сначала обрядились офицеры и урядники, их примеру оставалось последовать казакам.


Скачать книгу "Казаки. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Очерки из истории стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении" - Константин Абаза бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Исторические приключения » Казаки. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Очерки из истории стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении
Внимание