Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир

Игорь Ландер
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Комплексная история спецслужб мира в межвоенный период и в годы Второй Мировой войны. Исследуется эволюция разведывательных, контрразведывательных и криптоаналитических органов различных государств мира, описываются их структуры, персоналии, проводимые операции. Изобилует эксклюзивным материалом, в частности, по спецслужбам Франции, Швейцарии, Швеции, Польши, Чехословакии, Китая, Японии, Канады, Румынии, Голландии, Португалии, Ватикана, латиноамериканских республик. Много места уделено отечественным оперативным органам. Книга написана с использованием многочисленных источников, в том числе архивных материалов. Большинство сведений никогда не обнародовалось на русском языке, часть из них не появлялась и в открытой печати за рубежом. Может служить полноценным пособием энциклопедического уровня по истории спецслужб и в то же время представляет интерес для широкого читателя, интересующегося историей 20-го века.

Книга добавлена:
15-03-2023, 00:46
0
333
283
Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир
Содержание

Читать книгу "Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир"



Следует отметить, что, несмотря на сокращение штатов, внутренняя структура разведки оставалась довольно разветвленной, хотя многие подразделения насчитывали буквально по несколько сотрудников. Впрочем, состав американской делегации на Парижской мирной конференции, включавшей 20 офицеров-разведчиков, 60 контрразведчиков и криптоаналитика, показал, что президент по-прежнему полагает свою спецслужбу важнейшим институтом.

В рассматриваемый период военная разведка состояла из Административного, Позитивного и Негативного отделений. Два последних наименования происходили от принятого в Соединенных Штатах разделения разведки на “позитивную” и “негативную”, причем под первой подразумевали добывание информации в интересах политического руководства и вооруженных сил, а под второй — получение сведений о структуре, функциях и деятельности разведывательных служб противника для борьбы с ними. Внутри отделений существовали секции, имевшие собственные наименования. В начале 1920-х годов к Административному отделению относилась только Административная секция МИ-1, включавшая корпус военных переводчиков и военную полицию. Наиболее важным считалось Позитивное отделение, в состав которого входили:

— Информационная секция МИ-2;

— Секция сбора информации МИ-5;

— Секция переводов МИ-6;

— Секция кодов и шифров МИ-8.

Основными секциями считались МИ-2 и МИ-5. Согласно действовавшим документам, Информационная секция МИ-2 предназначалась для получения ответа на вопросы “Какова обстановка сейчас?” и “Какова она будет завтра?”[402], а Секция сбора информации МИ-5 анализировала поступавшие от различных источников сведения и организовывала работу военных атташе. Некоторые секции имели собственную внутреннюю структуру, например, МИ-8 состояла из Бюро стенографии, Бюро секретных чернил, Бюро инструкций по применению кодов, Бюро составления кодов и Бюро связи. Одно из подразделений МИ-8, именуемое Секцией инструкций для тактической разведки, носило самостоятельное обозначение МИ-9. В дальнейшем это обозначение перешло к Секции монографий и справочников Географического отделения разведки, включавшего также картографическую секцию МИ-7.

Негативное отделение ведало вопросами контрразведки и безопасности и включало:

— Секцию армии МИ-3;

— Секцию иностранного влияния МИ-4;

— Секцию новостей МИ-10 (перехват радиовещания станций вероятного противника, анализ прессы и цензура);

— Секцию путешественников МИ-11;

— Секцию мошенничеств МИ-13 (борьба с различного рода злоупотреблениями и мошенничествами в относившихся к армии сферах).

К 1934 году вследствие давних проблем с бюджетным финансированием, в результате которых всегда страдали именно разведчики, численность МИД вновь сократилась. Теперь его штат насчитывал 20 офицеров и 50 гражданских служащих.

Со второй половины 1930-х годов началось медленное, но неуклонное развитие военной разведки США, не сопровождаемое, однако, повышением ее эффективности. Вопреки обычно бытующему мнению, слабость разведывательных служб Соединенных Штатов заключалась вовсе не в малочисленности, а в принципиально ошибочном подходе к организации деятельности. Безусловно, штаты оперативных подразделений были меньшими, чем это требовалось, но после 1937 года отнюдь не символическими. Например, в 1938 году центральный аппарат военной разведки насчитывал 191 сотрудника, в 1939 — 220, в 1940 — 362, а накануне нападения Японии осенью 1941 года — 1095[403], что для рассматриваемого периода было совсем не так мало. В межвоенный период на эффективности спецслужб США особенно негативно сказывалось отсутствие аналитических подразделений. Концепция видов вооруженных сил не предусматривала ведение стратегической разведки для обеспечения президента страны информацией, а должна была лишь обслуживать собственные ведомственные интересы, но даже с этой задачей органы военной разведки не справились. Политической разведывательной службы в США тоже не существовало, и хотя Отдел исследований и анализа (РА) государственного департамента выполнял некоторые ее задачи, они являлись не оперативными, а исключительно информационными. Отсутствовал также какой-либо орган, координировавший работу существовавших в этот период Отдела военной разведки штаба армии (МИД) и Бюро военно-морской разведки (ОНИ), а также военных и военно-морских атташе и служб криптографии и радиоразведки, представлявших собой наиболее успешно действовавшую ветвь спецслужб США. В правительственных и военных кругах роль и место тайных операций совершенно недооценивались, а иногда и вовсе понимались абсолютно превратно. Так, один из командующих флотом на вопрос о постановке разведки в его соединении ответил, что таковая ему не требуется ввиду отсутствия на кораблях коммунистов. Некоторые историки приводят этот эпизод в качестве анекдота, свидетельствующего о недомыслии ограниченного адмирала, однако это не вполне соответствует истине, поскольку с 1931 года руководимая капитаном 1-го ранга Хэйном Эллисом морская разведка действительно начала осуществлять наблюдение за коммунистами, пацифистами, левыми студентами и профессиональными союзами.

Зато организационная структура военной разведки не вызывала особых нареканий. Ее центральный аппарат представлял собой ряд подразделений:

— Административное отделение:

— секция финансов;

— секция кадров;

— регистрационная секция;

— секция координации работы;

— секция переводов;

— секция военных атташе и внешних связей (атташе подчинялись Административному отделению лишь в организационном отношении, а добываемая ими информация поступала в Разведывательное отделение);

— Разведывательное отделение (Основное отделение разведки. Обращает на себя внимание отсутствие подразделений, специализированных исключительно по Японии, Советскому Союзу и Германии):

— секция Балкан и Ближнего Востока;

— секция Британской империи;

— секция Центральной Европы;

— секция Восточной Европы;

— секция Дальнего Востока;

— секция Латинской Америки;

— секция Западной Европы;

— секция военно-воздушных сил

— Отделение боевых составов (создано перед войной);

— секция ситуаций;

— секция рассылки разведывательной информации;

— секция полевого персонала (анализинформации, поступающейотсотрудниковМИД,

в том числе военных атташе);

— группа координации работы собственных секций;

— Отделение контрразведки:

— секция внутренней разведки;

— секция расследований;

— секция разведки на заводах (безопасность военных предприятий);

— Отделение планирования и обучения;

— Отделение цензуры, 5 декабря 1941 года переименованное в Отделение военной информации.

Помимо перечисленных подразделений, непосредственно директору военной разведки, бывшему военному атташе в Великобритании бригадному генералу Шерману Майлсу подчинялась занимавшаяся подрывной пропагандой Группа специального изучения. За пределами Вашингтона МИД располагал отделениями в Нью-Йорке, Новом Орлеане и Сан-Франциско. Военные атташе Соединенных Штатов были аккредитованы в 50 столицах, а их аппарат насчитывал 136 человек. Структура управления являлась достаточно разветвленной и неплохо продуманной, однако вследствие перечисленных причин она отнюдь не обеспечивала получение военным командованием достоверной и полной информации.

Довольно сложный, хотя и недолгий путь прошла тесно связанная с МИД военно-воздушная разведка. Ее истоки восходят еще к гражданской войне Севера и Юга, в которой принимала участие аэростатная служба. Она имела на вооружении 7 аэростатов наблюдения, на которых могли подниматься 8 обученных аэронавтов, и была распущена в 1863 году. Вновь воздушная разведка потребовалась Соединенным Штатам Америки во время войны с Испанией, в ходе которой единственный на Кубе аэростат с двумя наблюдателями совершил два подъема. Второе подразделение воздушной разведки проходило подготовку в Тампе, Флорида, но ввиду окончания боевых действий было расформировано.

После создания в 1907 году авиационного подразделения в составе войск связи армии США и выводе его оттуда в 1913 году военная разведка, казалось бы, должна была заинтересоваться появлением нового средства осуществления своих задач. Тем не менее, этого не произошло ни в самих США, ни в составе экспедиционных сил на европейском ТВД. Зато армейская разведка взяла на себя вторую группу задач воздушной разведки — сбор, оценку, обработку и рассылку сведений о военной авиации противника, для чего в марте 1918 года сформировала в своем составе 7-ю подсекцию (по системе штабных обозначений G-2-A-7) во главе с лейтенантом Прентисом М. Терри. Позднее его сменил майор С. Ф. Томпсон. В G-2-A-7 имелось пять подразделений:

— Секция допросов пленных;

— Секция боевых расписаний ВВС;

— Секция целей для бомбометания;

— Техническая секция (вопросы конструирования, производства и технического обслуживания самолетов противника);

— Секция активности ВВС противника (стратегия и тактика, обучение, эффективность операций собственной авиации).

Несмотря на внешне впечатляющую организационную структуру, ее штатное обеспечение было минимальным. В прототипе будущей разведки военно-воздушных сил служили всего 7 офицеров и 16 рядовых, что, естественно, не позволяло им эффективно выполнять возложенные на них задачи в полном объеме.

Подсекцией G-2-A-7 дело не ограничилось. Вплоть до начала 1930-х годов в Соединенных Штатах доминировала теория, согласно которой авиационная разведка являлась предметом собственной заботы летчиков и к общей военной разведке имела весьма отдаленное отношение. МИД соглашался получать от Службы авиации информацию, однако был убежден, что профессиональные летчики лучше справятся с собственными разведывательными задачами, чем специально обученные армейские офицеры генерального штаба. Военная разведка соглашалась оставить за собой лишь проведение допросов военнопленных и осуществление воздушного наблюдения, а от все остального попыталась избавиться как от несвойственных ей задач. Авиаторы особо не протестовали, поскольку тоже предпочитали видеть в своих частях на разведывательных должностях летчиков, а не генштабистов. Поэтому в составе Службы авиации приказом № 21 от 13 августа 1917 года была сформирована состоявшая из двух офицеров Информационная секция (ИСАС), формально дублирующая задачи G-2-A-7. Некоторое противоречие в датах не должно настораживать. Хотя подсекция МИД формально возникла позже ИСАС, это касалось только даты включения ее в организационно-штатную структуру и бюджет военной разведки. По убеждению руководства авиации, создание нового разведоргана позволяло ускорить процесс прохождения разведывательной информации к ее адресатам. Возможно, именно так в действительности и обстояло дело, но в первую очередь это происходило не из-за хорошей организации работы буквально символического по численности центрального аппарата, а благодаря введению в авиационных частях должностей офицеров по сбору и рассылке военной информации. Уже в конце сентября ИСАС была реорганизована в Информационный отдел, отвечавший за “сбор, подготовку и рассылку информации, представляющей интерес для Корпуса авиации, связь с Разведывательной секцией Генерального штаба Американских экспедиционных сил; организация и надзор за авиационными офицерами по информации, прикомандированными к частям авиации”[404]. ИСАС состояла из шести подразделений:


Скачать книгу "Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир" - Игорь Ландер бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная история » Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир
Внимание