Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир

Игорь Ландер
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Комплексная история спецслужб мира в межвоенный период и в годы Второй Мировой войны. Исследуется эволюция разведывательных, контрразведывательных и криптоаналитических органов различных государств мира, описываются их структуры, персоналии, проводимые операции. Изобилует эксклюзивным материалом, в частности, по спецслужбам Франции, Швейцарии, Швеции, Польши, Чехословакии, Китая, Японии, Канады, Румынии, Голландии, Португалии, Ватикана, латиноамериканских республик. Много места уделено отечественным оперативным органам. Книга написана с использованием многочисленных источников, в том числе архивных материалов. Большинство сведений никогда не обнародовалось на русском языке, часть из них не появлялась и в открытой печати за рубежом. Может служить полноценным пособием энциклопедического уровня по истории спецслужб и в то же время представляет интерес для широкого читателя, интересующегося историей 20-го века.

Книга добавлена:
15-03-2023, 00:46
0
319
283
Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир
Содержание

Читать книгу "Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир"



1. ДЕБЮТ РЕЖИМА

30 января 1933 года Адольф Гитлер принес присягу на должности канцлера Германии, после чего в ближайшую же ночь отряды СА развернули по всей стране террор против коммунистов, социалистов и некоторых левых профсоюзных организаций. Уже 1 февраля уверенный в абсолютной победе кандидатов от НСДАП Гитлер добился от президента роспуска прежнего состава рейхстага и назначения новых выборов. 6 февраля вступил в действие первый закон о чрезвычайном положении в стране, а три дня спустя началась чистка аппарата государственного управления от коммунистов и левых. В ответ ГКП с 25 февраля мобилизовала свои боевые группы и призвала к единству все прогрессивные силы Германии, но стремительно разворачивавшиеся события опередили действия антифашистов. 27 февраля в Берлине заполыхало здание рейхстага, а на следующий день фон Гинденбург подписал пакет так называемых “чрезвычайных законов от 28 февраля”. Новые законодательные акты отменяли свободу прессы и собраний, тайну переписки, неприкосновенность жилища и личности, а также легализовывали бессрочные задержания без юридических формальностей и негласные аресты. В этой обстановке нацисты не сомневались в своей абсолютной победе на выборах 5 марта, однако неожиданно для себя так и не достигли ее. В новом составе рейхстага они получили 288 мест, социалисты — 118, коммунисты — 81, центристы — 70, немецкая национальная партия — 52, а баварские популисты — 28, после чего перед НСДАП замаячил кошмар объединения левых сил и создания ими парламентского большинства. Но проблема, как и все у нацистов, решилась просто. Под страхом физической расправы они не допустили коммунистов к участию в заседаниях, автоматически увеличив “удельный вес” НСДАП до 52 % рейхстага, и таким нехитрым путем сняли все возможные проблемы.

1 апреля нацисты призвали население Германии к бойкоту еврейских магазинов и товаров, а 7 апреля установили централизованное управление государством, распустили парламенты всех земель, за исключением Пруссии, и ввели институт рейхсштатгальтеров — представителей центральной власти на местах. 24 апреля правительство ликвидировало 28 профсоюзов из Всеобщей конфедерации труда и взяло под полный контроль немецкое рабочее движение. В этих условиях нацистам потребовался принципиально новый аппарат государственной безопасности, поскольку развязанный СА дикий террор был хорош лишь на первой стадии захвата власти и совершенно не годился для стабильно развивающегося государства, каким Гитлер мечтал видеть Германию. Самоуправство уверенных в своей безнаказанности штурмовиков угрожало даже функционерам нового режима, многие из которых имели реальные основания опасаться похищения. Служивший в тот период в министерстве внутренних дел Г. Б. Гизевиус вспоминал: “Никогда не забуду, какие меры предосторожности приходилось нам принимать. Большое впечатление производил на меня всегда взведенный пистолет Небе, при помощи которого этот криминальный комиссар в ранге старшего правительственного советника намеревался защититься от применения к нему патентованного метода ареста. Небе постоянно носил в нагрудном кармане мундира заранее подготовленный им приказ о собственном аресте. Этот хорошо знавший жизнь блюститель закона не сомневался, что, несмотря на его высокий чин, СА в какой-то неожиданный момент “умыкнет” его. Тогда он вынет из кармана упомянутый приказ о своем аресте и заявит, что уже давно арестован гестапо. Двух минут этого ошеломляющего эффекта ему хватит, чтобы открыть огонь из-за угла ближайшего поворота длиннющего коридора”[182]. К концу 1933 года штурмовые отряды многократно превосходили по численности рейхсвер и вполне могли влиять на расстановку сил внутри партии, что в планы фюрера никак не входило. Наконец, для серьезной работы требовались квалифицированные и одновременно преданные кадры, а служащие оставшейся от Веймарской республики политической полиции в своей массе относились к нацистам резко отрицательно.

Руководители НСДАП ясно понимали это и уже 8 февраля устроили основательную чистку правоохранительных органов, в результате которой из общего состава полиции на прежних должностях осталась треть работников, а в политических секциях и того меньше. Из политического отдела прусской полиции были изгнаны 1457 сотрудников[183]. В целом органы политической полиции, с одной стороны, были крайне ненадежны, а с другой стороны — слишком слабы для создания эффективного противовеса распоясавшимся СА. Требовалось найти какое-то принципиально иное решение, и 4 апреля 1933 года министр-президент Пруссии Герман Геринг издал указ об учреждении нового института, первоначально получившего наименование Особого отдела по борьбе с большевизмом. По странной логике или иронии его разместили в бывшем доме Карла Либкнехта. В конце отдела эту структуру переименовали в Управление тайной государственной полиции, первоначально сокращавшееся “гестапа”, но вскоре получившее известность как гестапо. Оно находилось в общей системе министерства внутренних дел только теоретически, подчинялось исключительно Герингу и было призвано выполнять задачи политической полиции путем подавления коммунизма, инакомыслия и всех враждебных режиму проявлений. В сферу ответственности гестапо входила также и контрразведка, однако на первых порах ей уделялось мало внимания, поскольку Геринг и Гитлер, в общем, справедливо усматривали главную опасность для нового режима в действиях внутренних противников. Структура подчиненной министру-президенту Пруссии тайной государственной полиции выглядела следующим образом:

— отдел организации и управления;

— юридический отдел;

— отдел политической полиции;

— отдел шпионажа и контршпионажа.

Герман Геринг

Первым начальником тайной государственной полиции и автором самой идеи ее создания стал бывший сотрудник Политического отдела (1А) МВД Пруссии Рудольф Дильс. Он не только сумел войти в доверие к Герингу, но даже стал его отдаленным родственником, женившись на вдове его младшего брата Карла. Министр внутренних дел Вильгельм Фрик любыми путями пытался установить собственный контроль над новым ведомством и поэтому приказал собрать на его руководителя компрометирующий материал, но безуспешно. Подлинная угроза поджидала начальника гестапо не с этой стороны. Стремившиеся подмять под себя полицию СС постепенно пытались поглотить гестапо, однако Геринг категорически не допускал этого. В частности, он отклонил просьбу рейхсфюрера СС Гиммлера о переводе управления СС из Мюнхена в Берлин и согласился допустить это лишь для СД. Путь переговоров для охранных отрядов был закрыт, и для достижения своей цели их руководство решило в первую очередь устранить начальника гестапо.

Рудольф Дильс

Группа эсэсовцев вторглась в его дом, но жена Дильса сумела позвонить ему на службу и сообщить о происходящем. Начальник гестапо срочно собрал группу подчиненных и, внезапно явившись в свою квартиру, арестовал руководителя налетчиков Герберта Пакебуша. Смалодушничавший Геринг не захотел защитить Дильса и по ходатайству Курта Далюге распорядился выпустить эсэсовца на свободу, после чего начальник гестапо понял, что следующее нападение на него может стать последним. В сентябре 1933 года его отстранили от руководства тайной полицией и одновременно назначили на пост вице-полицай-президента Берлина. На новом месте Дильс очень быстро обнаружил за собой наружное наблюдение и выяснил, что оно ведется по прямому указанию его бывшего шефа Геринга. После этого, опасаясь за свою жизнь, он бежал через чехословацкую границу в Карлсбад. Место Дильса в гестапо занял Пауль Гинклер, вконец спившийся, деградировавший и умственно отсталый человек. Вступление в новую должность он ознаменовал двухнедельным запоем, а затем задумал реорганизовать подчиненное ведомство самым нелепым образом. Такой шеф государственной безопасности не устраивал никого, и уже в конце октября Дильса вернули на прежнее место службы с гарантией безопасности. 9 ноября ему было присвоено звание штандартенфюрера СС. Дильс возглавлял гестапо до апреля 1934 года, после чего навсегда ушел из полиции. В дальнейшем он возглавлял городскую администрацию Кельна и руководил каботажными перевозками в концерне “Герман Геринг”, арестовывался по обвинению в участии в заговоре против Гитлера, но выжил и умер в 1965 году в возрасте 65 лет.

Практически сразу же после второго и уже окончательного ухода Дильса Геринг окончательно замкнул гестапо на себя и официально вывел его из системы МВД. В том же апреле 1934 года МВД было лишено права сохранять или создавать органы политической полиции помимо гестапо. Вскоре тайная государственная полиция стала общегерманской, что еще более обострило внутрипартийную борьбу за контроль над ней. Геринг всеми силами старался не выпустить из своих рук этот важнейший инструмент власти и влияния, но ввиду своей занятости на иных постах в 1934 году поручил повседневное руководство гестапо Райн-харду Гейдриху, примечательной личности в мире нацистских спецслужб. Номинально гестапо до 1936 года все еще подчинялось Герингу, однако реальные рычаги управления этим ведомством он выпустил из рук намного раньше, с тех пор, как в результате совместной интриги министра внутренних дел рейха Фрика и рейхсфюрера СС Гиммлера последний стал заместителем начальника гестапо и его инспектором. Достаточно быстро он захватил полную власть над тайной государственной полицией и не собирался останавливаться на достигнутом. Чувствуя за своей спиной мощную поддержку охранных отрядов, он счел себя достаточно влиятельным для предъявления претензий на ранг министра и права, равные с главнокомандующими видов вооруженных сил. Но Гитлер не собирался позволить ему взять так много власти, и рейхсфюрер СС получил лишь часть из того, чего добивался: 17 июня 1936 года он был назначен на пост верховного руководителя всех служб германской полиции. Другим опечалившим Гиммлера обстоятельством явилось назначение к нему заместителем Далюге, его главного соперника и прирожденного интригана. В дальнейшем он сумел нейтрализовать это препятствие тактически грамотной реорганизацией всех полицейских органов государства. Предпосылки к этому заключались вовсе не в аппаратных интригах, а в юридически ущербной ситуации, сложившейся в полицейских службах. В Веймарской республике, а позднее и на первых этапах существования Третьего рейха, органы охраны правопорядка разделялись на две большие группы: административные и политические. 26 июня 1936 Гиммлер выделил из исполнительной полиции криминальную и политическую и сформировал из них полицию безопасности (зипо) под руководством Гейдриха. Зипо состояла из криминальной полиции (крипо) и тайной государственной полиции (гестапо). При этом формально включенное в состав МВД гестапо практически никак от министерства не зависело. Остатки исполнительной полиции и административная полиция в полном составе составили полицию охраны правопорядка (орпо), которую возглавил Далюге. На этом посту соперник рейхсфюрера СС утратил основные рычаги власти и стал теперь менее опасен для него.


Скачать книгу "Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир" - Игорь Ландер бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная история » Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир
Внимание