Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир

Игорь Ландер
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Комплексная история спецслужб мира в межвоенный период и в годы Второй Мировой войны. Исследуется эволюция разведывательных, контрразведывательных и криптоаналитических органов различных государств мира, описываются их структуры, персоналии, проводимые операции. Изобилует эксклюзивным материалом, в частности, по спецслужбам Франции, Швейцарии, Швеции, Польши, Чехословакии, Китая, Японии, Канады, Румынии, Голландии, Португалии, Ватикана, латиноамериканских республик. Много места уделено отечественным оперативным органам. Книга написана с использованием многочисленных источников, в том числе архивных материалов. Большинство сведений никогда не обнародовалось на русском языке, часть из них не появлялась и в открытой печати за рубежом. Может служить полноценным пособием энциклопедического уровня по истории спецслужб и в то же время представляет интерес для широкого читателя, интересующегося историей 20-го века.

Книга добавлена:
15-03-2023, 00:46
0
319
283
Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир
Содержание

Читать книгу "Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир"



5. “САНИТАРНЫЙ КОРДОН”

Разведывательные операции на юге Европейского континента в 1920-е годы отличались определенной вялостью и своего рода флегматичностью, зато на севере разведывательная активность зашкаливала за все мыслимые пределы. Это происходило в цепочке вытянувшихся вдоль западной границы СССР “прифронтовых” государств: Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве и Польше, где пролегал тайный фронт схватки коммунистических и западных спецслужб.

В Польше в тугой узел сплелись историческая вражда русских и поляков, страх многолетних порабощенных и высокомерие недавних победителей, искренний католицизм и воинствующий атеизм, отчаянный патриотизм и пролетарский интернационализм, амбиции из-за комплекса государственной неполноценности и презрение к “уродливому детищу Версальского договора”. Громадную роль сыграла провокационная, подстрекательская политика Франции, разведка которой использовала поляков, ибо не желала рисковать ни одним из своих офицеров в полевых операциях против РСФСР, а затем СССР. Существенно повлиял на обстановку также двухсоттысячный транзит через страну русских эмигрантов. В целом, Польшу периода 1920-х годов в полной мере можно считать форпостом агентурно-оперативной и подрывной деятельности Запада против Советского Союза. Кроме СССР, объектами разведывательных устремлений Польши являлись Литва и Германия, против которой Варшава проводила агентурную разведку агрессивно и наступательно. До второй половины 1930-х годов поляки могли не опасаться своей ослабленной западной соседки, заметно уступавшей им в военном отношении. К тому же варшавское правительство вполне уверенно чувствовало себя за спиной могучей покровительницы — Франции, действительная ценность которой в качестве союзника станет ясна лишь в сентябре 1939 года.

Истоки польской разведывательной службы уходят в историю борьбы польского народа за независимость. Еще в 1904 году руководитель так называемого “национального крыла” Польской социалистической партии (ППС) Юзеф Пилсудский развивал деятельность “боевой организации” революционеров как в направлении террора и диверсий, так и в разведывательном отношении. В период русско-японской войны он, как минимум, дважды снабжал генеральный штаб Японии информацией о русской армии, а в 1908 году установил устойчивую связь с львовским, краковским и перемышльским отделениями австро-венгерской секретной службы. В рамках организованного Союза активной борьбы (ЗВЧ) во Львове открылась офицерская и унтер-офицерская школа, где в числе прочих дисциплин читался курс разведки. В том же 1908 году ЗВЧ выпустил учебник “Разведывательная служба”. Для практического сбора информации и подготовки к проведению диверсий Пилсудский организовал небольшое Бюро статистики под руководством Валерия Славека, к началу Первой мировой войны создавшее свою закордонную инфраструктуру. Точки Бюро статистики разделялись на четыре категории:

— главные центры по организации оперативной работы (Варшава, Сандомир, Вильно, Санкт-Петербург, Харьков);

— центры ведения разведки мирного периода (крупные города Царства Польского, Либава, Митава и др.);

— “гарантированные” разведывательно-диверсионные центры военного периода (Минск, Киев, Полоцк, Смоленск, Москва, Одесса);

— меньшие по размерам “типовые” разведывательно-диверсионные центры военного периода (Брянск, Барановичи и другие города Белоруссии).

С августа 1914 года в австро-венгерской армии из поляков формировались Польские легионы, 1-й бригадой которых командовал Пилсудский. В ней имелось Разведывательное бюро, первоначально принявшее на себя ведение всей оперативной работы, ранее выполнявшейся Бюро статистики. Однако узкие рамки воинской части никак не соответствовали потребностям стратегической разведки, тем более в гражданских областях, и в октябре 1914 года на базе ЗВЧ и Польских стрелковых дружин возникла подпольная структура — Польская военная организация (ПОВ). Ее устав гласил: “Целью ПОВ является завоевание Польшей независимости путем вооруженной борьбы”[52]. Организация предназначалась для захвата власта на польских территориях и на землях, которые поляки считали таковыми, чему способствовала деморализация дислоцировавшихся там русских, германских и австро-венгерских войск. Первым комендантом ПОВ стал непосредственно подчинявшийся Пилсудскому Тадеуш Зулинский (“Роман Барский”). В 1915 году в Варшаве была создана региональная комендатура ПОВ (КН-I), вскоре принявшая от Разведывательного бюро 1-й бригады Польских легионов основные задачи по разведке на входивших в состав Российской империи польских землях. Вскоре ПОВ организовала также комендатуры в Галиции (КН-11), Киеве (КН-Ш) и Люблине (KH-IV), на базе которых создавались низовые разведывательно-диверсионные точки. КН-Ш, например, имела их в Харькове (“М”), Одессе (“Б”), Проскурове (“Ц”), Виннице (“Е”) и Москве (“Л”). В рамках завоевания независимости ПОВ постепенно перешла к ведению оператавной работы также в Австро-Венгерской империи. К этому же времени относится и создание первых польских контрразведывательных структур, потерпевших сокрушительное поражение в борьбе с опытными органами безопасности Российской империи.

Офицеры главной комендатуры ПОВ

Иозеф Рыбак

Упорная борьба поляков за суверенитет встретила полное понимание Срединных держав, стремившихся любым путем дестабилизировать Российскую империю. 11 мая 1916 года Берлин и Вена признали создание Королевства Польского в рамках Австро-Венгрии, в связи с чем ПОВ получила как бы полуофициальный статус. После провозглашения в Варшаве временного правительства оно еще до обретения Польшей государственной независимости приступило к организации разведывательной службы. В конце 1918 года Регентский совет издал декрет об образовании министерства военных дел (МСВойск или МСВой) и генерального штаба Войска польского, в структуре которого имелось фактически существовавшее с 25 мая II (разведывательное) отделение. С 24 ноября оно было преобразовано в VI (информационный) отдел с задачами изучения иностранных армий, их военной литературы, ведения наступательной и оборонительной разведки, составления статистических сводок, руководства деятельностью военных атташе и ведения шифровальной работы. Отдел возглавил майор Мечислав Мацкевич, в подчинении которого имелись:

— секция I — разведка иностранных армий;

— секция Па — разведка и контрразведка на Востоке (Россия, Литва, Белоруссия, Украина и Галиция);

— секция Пб — разведка и контрразведка на Западе (Австрия, Германия, Франция и Великобритания;

— секция Пц — контрразведка (после ее вывода из состава секций Па и Пб);

— секция Пд — связь с органами власти и их информирование (впоследствии преобразована в секцию V);

— секция III — политическая разведка иностранных государств;

— секция IV — составление сводок по фронтам;

— секция V — связь с органами власти и их информирование (бывшая секция Пд);

— секция VI — военно-дипломатическая (руководство военными атташе в Берлине, Вене, Будапеште, Москве и Киеве);

— секция VII — шифровальная.

К этому времени существование Польской военной организации стало анахронизмом, и начался процесс ее постепенного роспуска. Функции ПОВ частично приняли на себя линейные части Войска польского, а частично — его штабные структуры. Однако если на территории Польши вхождение добровольцев в регулярную армию прошло в спокойной обстановке, то за ее пределами все обстояло иначе. В начале ноября 1918 года подразделения ПОВ были брошены против украинских войск под Радзивиллом (около Львова) и потерпели поражение, вследствие которого на Украине организация подверглась разгрому и полностью прекратила функционирование. Но уже в декабре в Киеве возникла новая нелегальная структура под прежним названием КН-ІІІ, задачей которой являлось создание разведывательно-диверсионной сети и сбор информации. Собственно, обозначение КН-Ш считалось неофициальным и было введено в употребление бывшими членами ПОВ, практически в полном составе перешедшими в эту подпольную точку. Официально она именовалась экспозитурой (периферийным постом) главного командования Войска польского в Украине. В Галиции добровольцы из ПОВ вошли в состав регулярных частей, а позднее стали частью структуры официальной военной разведки. Аналогичная картина наблюдалась и в Белоруссии. Во всех случаях подпольными сетями бывшей ПОВ руководил VI (информационный) отдел Войска польского.

21 ноября 1918 года его возглавил подполковник Иозеф Рыбак, вместе с заместителем майором Игнацием Матушевским сразу же приступивший к реорганизации разведки. С января 1919 года структура VI отдела претерпела значительные изменения в связи с назревающей на Востоке войной. В начале года ставший уже полковником Рыбак докладывал: “Общий военный конфликт с Советской Россией неизбежен, поскольку она решилась и готова к нему; это лишь вопрос времени… Поход Красной Армии на Запад является первым пунктом в ее планах”[53]. В связи с этим VI отделу было поручено курирование некоторых подразделений генштаба по руководству работой Польской военной организацией: рефератом ПОВ, рефератом охраны пограничных областей и рефератом партизанских действий в тылу большевиков. При этом разведка ПОВ была не единственным, но главным источником информации о советской стороне. В связи с новой ситуацией структура VI отдела изменилась и выглядела следующим образом:

— секция особых задач, организации и шифров;

— секция “Восток”;

— секция “Запад”;

— военно-дипломатическая секция;

— политическая секция;

— военно-полицейская секция;

— секция секретариата;

— разведывательная секция;

— пресс-бюро;

— офицер связи с МИД;

— офицер связи с военной полицией.

Следует отметить, что офицерских должностей в разведке было всего семь, то есть даже меньше, чем секций. В марте 1919 года Рыбак передал пост руководителя VI отдела подполковнику Мечиславу Доманьскому, который докладывал главнокомандующему:

“ 1) Разведку против большевиков следует проводить и далее с еще большей интенсивностью, поскольку большевистско-польская война представляется неизбежной.

2) Разведка против Украины должна производиться и далее с полным напряжением сил ввиду того, что с настоящего момента все попытки мирного разрешения польско-русского конфликта исчерпали себя.

3) Разведку против Германии и Чехословакии далее можно оставить в форме наблюдения, поскольку представляется весьма вероятным, что военную акцию со стороны наших западных соседей возможно в значительной мере предотвратить дипломатическими методами”[54].

Уже в апреле 1919 года подполковника Доманьского сменил майор Кароль Болдескул. Он сумел добиться увеличения штата разведки до 40 офицеров и несколько реорганизовал ее. 11 мая того же года отдел вновь получил в структуре штаба номер II, сохранявшийся вплоть до поражения Польши в 1939 году. Разведывательную деятельность вели еще некоторые подразделения польской армии, но к октябрю 1919 года ее полностью сконцентрировали во II отделе под руководством подполковника Михала Байера. Одновременно контрразведывательные обязанности были разделены между генеральным штабом (в полосе боевых действий) и министерством военных дел (в войсковом тылу). Контрразведывательная секция получила после этого фактическую автономию, хотя организационно пребывала в составе Разведывательного бюро. Секции “Восток”, “Запад” и военно-дипломатическая утратили самостоятельность. Важнейшим шагом стало создание информационно-аналитического Бюро оценок — ключевого элемента в новой разведывательной системе, отвечавшего за сбор сведений Разведывательным Бюро, Бюро шифров и другими секциями. По отношению к Бюро оценок все они играли второстепенную роль. Новое подразделение также обрабатывало данные и материалы и выпускало разведывательные коммюнике, схемы и карты, анализировало работу военных атташе и выдавало им инструкции. В результате прошедшей реорганизации штат военной разведки насчитывал теперь 102 офицера, 155 унтер-офицеров и рядовых и 62 гражданских служащих. В отдел входили следующие структурные подразделения:


Скачать книгу "Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир" - Игорь Ландер бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная история » Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир
Внимание