Разведчицы и шпионки - 2

Игорь Дамаскин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга «Разведчицы и шпионки-2» — логическое продолжение книги «Разведчицы и шпионки». Перед читателями пройдет новая плеяда разведчиц, действовавших в иные времена, в иных странах и условиях. Здесь нет ни одной выдуманной истории, но сама правда о жизни этих женщин необычнее и увлекательнее рожденного авторской фантазией боевика.

Книга добавлена:
3-03-2023, 12:55
0
218
80
Разведчицы и шпионки - 2
Содержание

Читать книгу "Разведчицы и шпионки - 2"



Весной 1937 года фашисты начали наступление с целью перерезать дорогу Валенсия — Мадрид, единственный путь снабжения столицы. На военном совете обсуждали возможность нанесения контрудара, но не хватало некоторых данных, в частности от Восемнадцатой бригады (анархистов), с которой не было связи.

— Мария, — приказал Петрович, — поезжайте в Восемнадцатую бригаду, получите донесение войсковой разведки и возвращайтесь.

Приехав на участок обороны бригады, Мария увидела толпу бегущих людей, многие были уже без оружия, другие на ходу бросали винтовки. Они открывали фашистам путь для удара во фланг армии республиканцев.

Мария встала перед бегущими и, раскинув руки, закричала:

— Стойте! Есть ли среди вас мужчины? Где мужское достоинство, испанская гордость?!

Бегущие остановились, а затем, следуя за Марией, повернулись и бросились вперед. Они с ходу овладели своими прежними позициями. Контратака оказалась настолько неожиданной, что фашисты не успели опомниться.

«Молодец, Хулиа! У испанцев есть поговорка: то, что многим рыцарям не под силу, сможет женщина», — это слова командующего фронтом.

И еще один эпизод, скорее разведывательно-дипломатический, нежели боевой.

Всеми вопросами снабжения армии оружием и снаряжением ведал лично председатель кортесов Мартинес Барриос. Но почему-то он не желал вооружать Двенадцатую интербригаду, которой командовал Ма-тэ Залка (генерал Лукач). Она пребывала в бездействии, хотя была очень нужна на фронте.

Один из офицеров штаба поделился с Марией:

— Если бы угроза нависла над Валенсией, он бы раскошелился.

— Почему?

— Барриос родом оттуда, и его имение там.

Мария доложила об этом разговоре Мерецкову. Решили пойти на хитрость. Сфабриковали радиограмму. коюрую Мария передала Барриосу, о большом скоплении вражеских кораблей между Аликанте и Валенсией и возможности высадки десанта. Вручая радиограмму, Мария добавила:

Генерал Петрович предполагает, что фашисты задумали ударить по столице с востока, и нужно что-то срочно предпринять.

«Что-то» — это вооружить Двенадцатую интербригаду и немедленно отправить ее в Валенсию», — решил Барриос. В тот же день бригада была вооружена. Но отправили ее под Мадрид.

Утром в штабе, где дежурила Мария, раздался телефонный звонок:

— Куда ушла Двенадцатая? — кричал разгневанный Барриос.

— Не могу знать, — тоном солдата-первогодка отвечала Мария. — Генерал Петрович уехал, когда вернется. доложу…

На мадридской улице встретила юношу в летной форме. «Боже мой, Рамон!»

Мария знала, что он уехал учиться в авиационное училище в Москву, но не ожидала, что эта учеба будет такой короткой. Сердце защемило: «Вот и вырос мальчик!» Каждый день она видела сбитые, падающие, горящие самолеты, и в одном из них мог оказаться и ее сын. ее кровинка. Но тысячи матерей посылают своих сыновей в бой. чем она хуже их?

— Мама! — Рамон бросился ей на шею. Три дня провели они вместе. В первый и последний раз она использовала свое служебное положение, испросив отпуск для себя и для сына.

Этот отпуск совпал с отъездом Мерецкова в Москву. Мария получила новое назначение — на северный фронт, в Астурию, в штаб ВВС. Пришлось заняться совершенно новым делом: авиационной разведкой. Положение аховое, соотношение сил: один к десяти в пользу мятежников. Две эскадрильи истребителей «И-16». которые шли на пополнение, интернированы во Франции.

Чтобы ослабить господство мятежников в воздухе и непрерывные бомбардировки, требовалось нанести удар по аэродрохгу’ в городе Леон — базе бомбардировщиков. Но в налете могло участвовать лишь несколько самолетов, поэтому нужно было знать точное расположение аэродрома и самолетов на нем. сил ПВО. режим дня летчиков и т. д.

И тут Мария предложила и провела удивительную по простоте, но очень остроумную и эффективную разведывательную операцию.

…На одну из горных вершин, отстоящих почти в ста километрах от города Леон, карабкался необычный караван. Вместо альпинистского снаряжения «путешественники» тащили с собой телескоп и подзорные трубы. Когда их установили и направили на аэродром. Мария ахнула: он был как будто совсем рядом — двадцать бомбардировщиков, тридцать истребителей стояли готовые к вылету'. Но оказалось, что от двенадцати до тринадцати часов возле них никого не было — мятежники были настолько уъерены в своем превосходстве и безнаказанности, что все уходили обедать. не оставив даже дежурных летчиков. Эти сведения Мария сообщила по рации в штаб, и на другой день ровно в двенадцать пятнадцать республиканские самолеты атаковали аэродром и без потерь уничтожили на земле десятки самолетов противника, подожгли ангары и склады с горючим. Пожар продолжался несколько дней.

Об успехе и дерзости республиканских пилотов писала вся европейская пресса, перепечатывая блестящий репортаж из газеты «Таймс», который прислал туда наш другой замечательный разведчик Ким Филби, аккредитованный при правительстве генерала Франко в качестве военного корреспондента.

Такая же операция была впоследствии повторена на центральном фронте. В этом случае в налете участвовали не бомбардировщики, а истребители под командой будущего Героя Советского Союза Анатолия Серова, которые на бреющем полете прошли над авиабазой мятежников и зажигательными пулями уничтожили сорок пять боевых самолетов противника.

После падения Астурии Мария вынуждена была эвакуироваться во Францию, а оттуда — в Москву. Там поспешила в отдел, ведающий добровольцами, чтобы получить вести о сыне.

Увидев Марию, немолодой полковник встал из-за стола. И по тому, как он это сделал, как подошел к ней, она все поняла.

— Ваш сын, Рамон Касанеляс Люк, пилот бомбардировщика, погиб месяц назад, в районе Сарагоссы. Сбит над позициями мятежников.

…И все-таки она нашла в себе силы вновь вернуться в Испанию. Случилось это так. В Москву прибыла делегация правительства республиканской Испании во главе с Игнасио Идальго де Сиснеросом. В качестве переводчицы Мария вместе с ним побывала у Сталина. В заключение беседы Сиснерос попросил, чтобы Марию вновь направили в Испанию.

— Если испанские товарищи просят, мы не можем им отказать, не так ли, товарищ Фортус? — выбивая трубку, произнес Сталин.

Мария, изумленная тем, что он запомнил ее фамилию, только и нашлась, что пробормотать:

— Конечно, я готова, товарищ Сталин!

В Испании Мария пробыла до последних дней существования республики.

По возвращении в Москву она была направлена на учебу в Академию имени Фрунзе и оказалась одной из немногих слушательниц-женщин. Офицеры — и слушатели, и преподаватели — с уважением поглядывали на ее гимнастерку, где красовались два ордена: Ленина и Красного Знамени.

Когда началась Отечественная война, Мария как человек, уже знакомый с авиацией, получила назначение на должность начальника штаба авиаполка в соединении Марины Расковой. Но Фортус чувствовала себя разведчицей. Она начала «бомбить» командование рапортами с просьбой направить ее в разведку. Случай представился в начале 1942 года. В сформированный Д. Н. Медведевым партизанский отряд влилась группа испанских республиканцев-эмигрантов и понадобился переводчик.

Узнав о боевом прошлом Марии Фортус, Медведев не ограничил ее переводческими функциями, а поручил разведывательную и контрразведывательную работу. Она инструктировала направляемых в тыл врага разведчиков, опрашивала их по возвращении, составляла разведсводки.

Многие задания Мария выполняла вместе с Николаем Кузнецовым. Она любила вспоминать случай, когда отряду Медведева пришлось срочно и незаметно покинуть лес, где неудачно приземлился и был сожжен самолет, и зарево огня не могло не привлечь внимания немцев.

— Поезжайте в село и напугайте его жителей так, чтобы все убежали в лес и не видели проход нашего отряда, — приказал Медведев.

Кузнецов в немецкой форме, Мария с полицейской повязкой выехали на бричке в деревню. Собрав несколько человек, Кузнецов стал кричать по-немецки:

— Почему не сообщили о самолете? Через час придет карательный отряд, он вас проучит!

Мария добросовестно перевела, а потом как бы от себя добавила:

— Разбираться не станут, кто прав, кто виноват. Всех перестреляют. Пока не поздно, все бегите в лес.

Через двадцать минут селение вымерло. Интересно, что даже собаки ушли с людьми в лес.

Отряд смог прийти никем не замеченный.

Контрразведывательное чутье несколько раз помогало Марии выявлять засылаемую в отряд вражескую агентуру и предотвращать провалы.

Однажды часовые привели в штаб двух советских офицеров, майора и капитана, разыскивающих партизан. Они очень правдиво рассказали о том, как вырвались из окружения. Проверить их было трудно, так как документы им пришлось уничтожить, хотя боевые ордена на гимнастерках они сохранили. Мария обратила внимание на орден Ленина и спросила майора, где и когда он его получил. Ответ прозвучал очень убедительно и подтверждал рассказ майора: он правильно назвал места сражений, номера частей, фамилии военачальников.

Но какое-то сомнение оставалось в душе Марии. Она попросила майора:

— Снимите, пожалуйста, орден Ленина, и дайте мне взглянуть на него.

Майор выполнил ее просьбу.

— Так когда вам вручили его?

Майор назвал дату — ноябрь 1941 года. Но номер его ордена был гораздо меньше того, который имел ее орден, полученный за три года до этого.

Вражеские лазутчики были разоблачены.

Вскоре начались тяжелые бои. В одном из них Мария была ранена и получила сильный ушиб руки. Партизанский врач Цесарский оказал ей помощь и сказал:

— Вам, голубушка, вообще уже незачем мучаться с нами здесь, в лесах. Отправляйтесь-ка на Большую землю. Я доложу командиру свое мнение.

Некоторое время спустя на прилетевшем к партизанам самолете Мария, теперь уже в обратном направлении, пересекла линию фронта и снова, в который раз, оказалась в госпитале.

По выздоровлении получила новое назначение — в разведотдел Третьего Украинского фронта. Им командовал Р. Я. Малиновский, которого она хорошо знала по Испании, где он выступал в качестве генерала Малино. Они тепло встретились, и генерал (будущий маршал и министр обороны) поручил ей организацию разведработы в тылу врага. Конечно, этим занималась не она одна, но перед ней стояла особая задача: подготовка забрасываемых разведчиков и разведчиц, учет каждой мелочи в их обмундировании, биографиях, легендах.

— Мы не можем терять наших людей из-за таких «пустяков», как московский акцент «украинской дивчины» или фотография «На память дорогой Нине», в то время как по легенде она Галина, — говорила Мария своим товарищам, и тщательно обыскивала забрасываемых в тыл врага разведчиков, заставляя выворачивать карманы и отвороты шапок. Многие обижались, но возвращаясь, благодарили ее, особенно один парень, у которого она извлекла билет московского метро, а там, за линией фронта, его так же тщательно, вывернув карманы, обыскивали полицаи.

Фронт наступал через хорошо знакомые Марии по ее юности местам: нижний Днепр, Херсон, Николаев, Одесса. И вот уже пересечена государственная граница. Требовалось установить характер укреплений и места сосредоточения войск в лесах междуречья Прута и Серета. Дважды засылали в этот район разведчиц и радисток. Ни одна из них не вернулась и не подала сигнал по рации.


Скачать книгу "Разведчицы и шпионки - 2" - Игорь Дамаскин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Разведчицы и шпионки - 2
Внимание