Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир

Игорь Ландер
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Комплексная история спецслужб мира в межвоенный период и в годы Второй Мировой войны. Исследуется эволюция разведывательных, контрразведывательных и криптоаналитических органов различных государств мира, описываются их структуры, персоналии, проводимые операции. Изобилует эксклюзивным материалом, в частности, по спецслужбам Франции, Швейцарии, Швеции, Польши, Чехословакии, Китая, Японии, Канады, Румынии, Голландии, Португалии, Ватикана, латиноамериканских республик. Много места уделено отечественным оперативным органам. Книга написана с использованием многочисленных источников, в том числе архивных материалов. Большинство сведений никогда не обнародовалось на русском языке, часть из них не появлялась и в открытой печати за рубежом. Может служить полноценным пособием энциклопедического уровня по истории спецслужб и в то же время представляет интерес для широкого читателя, интересующегося историей 20-го века.

Книга добавлена:
15-03-2023, 00:46
0
333
283
Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир
Содержание

Читать книгу "Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир"



К концепции ведения боевых действий нетрадиционными методами одновременно подошли, хотя и не столь широко, в трех основных ведомствах, озабоченных явно надвигавшейся на Европу войной: министерстве иностранных дел, разведке и военном министерстве.

Руководители Форин офис вскоре после аншлюса Австрии стали постепенно осознавать нарастающую внешнюю угрозу и решили возобновить ведение успешно опробованной в предыдущей войне подрывной пропаганды. С этой целью в марте 1938 года в составе МИД было негласно образовано небольшое структурное подразделение, не внесенное в официальные списки министерства ни в 1939, ни в 1940 году. Возглавлял его Кэмпбелл Стюарт, в обязанности которого вошло изучение механизма действия подрывной пропаганды для разложения войск и тыла противника и выработка рекомендаций по ее использованию в качестве средства ведения войны. По месту нахождения это закрытое бюро условно обозначалось как “Электра Хауз” (ЭХ).

Практически в это же время руководитель СИС адмирал Синклер отозвал из армии для прохождения дальнейшей службы в разведке майора Лоуренса Гранда и подчинил ему новую секцию “Д” — диверсионную службу. Задачей Гранда являлось не практическое проведение операций, а систематическая, планомерная и глубокая подготовка к ним. Требовалось разработать теорию проведения специальных операций, выявить уязвимые точки вероятных противников, изучить методы и средства проведения актов саботажа, вербовочную базу возможной диверсионной агентуры, пути использования подрывной пропаганды для ослабления врага и многое другое. Впоследствии Гранд вспоминал, что грандиозность поставленной задачи вызывала у него ощущения человека, которому поручено сдвинуть с места египетскую пирамиду с помощью булавки. Однако он бесстрашно взялся за доверенное ему дело и 31 мая 1938 года представил руководству доклад, в котором перечислял возможные цели для проведения диверсий в Германии. Пространный список включал в себя систему энергоснабжения, телефонную связь, систему распределения продовольствия, боевые корабли, самолеты, сельскохозяйственные объекты и многое другое. Столь масштабные задачи Гранд предполагал решать путем:

— использования уже действующих в Германии антиправительственных организаций, в том числе коммунистических;

— использования одиночных агентов из числа рабочих для проведения особо сложных и изолированных актов промышленного саботажа;

— проведения акций “морального саботажа” (то есть распространения подрывных слухов).

Общие затраты на подрывную работу в рейхе майор оценивал достаточно скромно, в 20 тысяч фунтов.

Лоуренс Гранд

Джо Холланд

В области пропаганды Стюарт и Гранд дублировали друг друга, естественно, ничего не зная о проводимой в смежном ведомстве работе. Более того, СИС работала параллельно и с военным министерством. Осенью 1938 года в генеральном штабе был создан новый отдел ГС(Р) во главе с майором Джо Холландом, в обязанности которого входило изучение методов ведения партизанской войны, причем не в теоретическом, а в практическом плане. Холланд прорабатывал имевшиеся открытые и закрытые источники, описывавшие организацию и тактику действий буров в период Южно-африканской войны, операции Лоуренса “Аравийского” протав тыловых коммуникаций турецких войск, иррегулярные действия китайцев против Японии, партизанские операции в период Гражданских войн в России и Испании, еврейско-арабский конфликт в Палестине и тактику ирландских сепаратистов. Работу отдела курировал заместитель начальника военной разведки Фредерик Джордж Бомонт-Несбитт, весной 1939 года, после разделения Директората военных операций и разведки военного министерства на две самостоятельные структуры, возглавивший разведывательный директорат. Группа Холланда вошла туда под шифром МИ(Р), иногда употреблялся вариант написания МИ-Р.

Задачи этого подразделения формулировались следующим образом:

— проведение общих исследований по запросам директора военной разведки, включая оценку и подготовку проектов использования подразделений специального назначения или иррегулярных сил для помощи или усиления эффекта обычных военных операций (прямо или косвенно);

— проведение технических исследований и изготовление специального снаряжения для осуществления таких проектов;

— осуществление таких проектов при получении соответствующего приказа и в случаях, когда выполнение этих задач не входит в компетенцию других организаций или штабов;

— сбор информации специальными методами вне пределов компетенции других подразделений военной разведки;

— опросы, обучение и учет лиц, обладающих особой квалификацией, пригодной для использования в иррегулярных военных операциях.

Первоначально регионами заинтересованности МИ(Р) были определены Румыния, Дания, Нидерланды, Польша, Богемия, Австрия, собственно Германия, Аивия и Афганистан. Общие затраты на работу в них оценивались в 500 тысяч фунтов.

В преддверии войны руководители военной и политической разведывательных служб договорились о более углубленном взаимодействии своих подразделений, и МИ(Р) стала работать по единому плану с секцией “Д”. Задачи каждой структуры разграничивались довольно просто: военные занимались планированием операций, которые могли осуществлять одетые в форму военнослужащие, а разведчики специализировались по тайным операциям силами агентуры, то есть боевые задачи отделялись от оперативно-боевых. Вскоре ведомство майора Гранда получило приказ начать осторожную подготовку к актам саботажа и распространению листовок в аннексированных Германией Чехии и Австрии, а также непосредственно готовиться к аналогичным действиям в находящихся под угрозой нацистской оккупации странах Южной и Юго-Восточной Европы.

20 марта 1939 года майор Холланд направил начальнику имперского генерального штаба лорду Горту рапорт с изложением своих взглядов на перспективы осуществления специальных акций, в результате чего через три дня тот провел встречу с министром иностранных дел Галифаксом и его постоянным заместителем Кадоганом. На этом объединенном совещании они совместно выработали концепцию, оказавшую значительное влияние на дальнейший ход тайной войны в Европе. Реализовалась она, однако, лишь в июле следующего года, когда на основе секций “Д”, МИ(Р) и бюро ЭХ возникла совершенно новая структура, предназначенная для ведения войны нетрадиционными средствами, включавшими активные действия и подрывную пропаганду. Впрочем, первоначально англичане отнюдь не намеревались совершать столь принципиальную реорганизацию, а планировали ограничиться совершенствованием координации секций “Д”, МИ(Р) и бюро ЭХ, для чего сформировали Совет по межведомственному проекту “Д” (от английского слова “destruction” — “разрушение”). Тем не менее, вскоре все ответственные за это направление деятельности должностные лица убедились в полной бесперспективности таких попыток и создали принципиально новую спецслужбу, название которой точнее всего переводится на русский язык как “Исполнительный орган специальных операций” (СОЕ). Именно в нем идея Мортона получила свое наиболее полное воплощение.

Тем временем возглавляемый им ИИЦ занимался не только теоретическими изысканиями, но и конкретной практической работой по изучению открытых источников, позволившей добыть первые сведения о военном возрождении Германии. Это убедительно продемонстрировало эффективность такого метода работы, поскольку оперативным путем подобные сведения были получены лишь позднее и ценой значительных расходов. Затем информация пошла сплошным потоком, однако для ее получения не требовались агентурные разработки — достаточно было внимательно читать прессу, что, в общем, и делалось в ИИЦ в течение еще нескольких последующих лет. В других структурах разведывательного сообщества Великобритании дела обстояли хуже. В 1938 году новые и серьезные проблемы возникли у СИС. После аншлюса Австрии располагавшаяся в Вене Континентальная секретная служба внезапно оказалась в экстремальных условиях жесткого контрразведывательного режима. Она потеряла практически весь свой агентурный аппарат, и хотя две сотрудницы “станции” успели срочно эвакуироваться, ее руководитель Томас Кендрик в марте попал в немецкую тюрьму. 20 августа его обменяли на провалившихся германских агентов, зато источникам резидентуры повезло значительно меньше. Этих людей не защищали британские паспорта, и спасти их от гестапо не удалось. В ноябре штаб-квартира переместилась в столицу дружественной Дании — прямо в ловушку, описанную в главе о Западной Европе. Долгое бездействие, лишенная напряжения и опасностей работа сыграли с британской разведкой злую шутку. Ее руководители и оперативный персонал в значительной степени утратили инициативу, квалификацию и желание активно работать, в результате чего СИС постепенно превратилась в обычное бюрократическое учреждение, отличавшееся от прочих разве что повышенной степенью секретности. Провалы в работе следовали один за другим. Даже постоянно защищавший и хваливший разведку Черчилль 13 апреля 1939 года в парламентской речи нелицеприятно оценил пройденный СИС путь: “За двадцать пять лет, истекших со времени начала Первой мировой войны, мы обязаны были создать лучшую в мире разведку. Однако факты свидетельствуют о том, что и во время событий в Богемии, и при вторжении нацистов в Албанию правительство не имело ни малейшего представления о том, что нас ожидает”[208]. Историк Ф. Найтли пессимистично прокомментировал плачевное состояние дел в разведке: “Ее кадры 1930-х годов состояли из второразрядных низкооплачиваемых сотрудников, работавших за границей и покупавших малозначительные обрывки информации от ненадежных агентов”[209]. Оценка, возможно, и излишне жесткая, но в целом заслуженная.

Клод Дэнси

Большинство исследователей считает, что, наряду с недостаточным финансированием, в этом была повинна организационная структура СИС. Ее глава адмирал Хью Синклер формально имел единственного помощника подполковника Клода Эдуарда Марджорибэнкса Дэнси, неофициально же его правой рукой являлся полковник Валентин Вивиан, бывший сотрудник индийской полиции, занимавшийся в период Первой мировой войны разведкой в составе британских войск в Палестине и Турции. Эти двое непримиримо враждовали друг с другом, причем обладавший тяжелым характером настолько разругался с коллегами, что в конечном счете Синклер разрешил ему появляться в здании управления СИС только и исключительно для получения почты. Следует отметить, однако, что подполковника считали тупым солдафоном только некоторые коллеги по СИС, а за ее пределами он пользовался немалым уважением.

Данное обстоятельство помогло ему обзавестись огромным количеством ценных в оперативном отношении контактов в различных государствах Европы, вскоре использованных для создания нелегального аппарата британской разведки. В 1934 году Дэнси изъявил желание уехать в Италию для организации ориентированных на Германию агентурных сетей, на что Синклер с облегчением дал согласие. Затем подполковник перебрался в Швейцарию, где у него возникла фатальная, по мнению многих, идея создать и возглавить полунезависимую разведывательную структуру. Желание отдалить Дэнси было столь велико, что Синклер разрешил ему организовать сеть параллельных резидентур “Z”, дополнительно предназначенную и для замены и подстраховки обычных загранточек СИС. Существует также версия, согласно которой идея организации параллельной сети принадлежала самому адмиралу, а основным побудительным мотивом к ее созданию явилось враждебное отношение к разведке многих послов, которое следовало если не преодолеть, то хотя бы обойти. В 1936 году внутри британской разведки был создан небольшой и глубоко засекреченный штаб “Z” во главе с Клодом Дэнси, после чего опальный подполковник в целях конспирации был формально уволен со службы и вновь надолго отбыл в Европу. Там он планировал использовать свои широкие и долголетние связи среди бизнесменов для вербовки агентуры и создания прикрытия для новых “станций”. Сеть “Z” не пересекалась с существовавшими сетями, и зачастую резиденты СИС даже не подозревали, что на одной с ними территории действуют их соотечественники и коллеги. Руководителями загранточек Дэнси стали не военные, а преимущественно журналисты и бизнесмены. Немцы постепенно начали наталкиваться на агентов новой структуры, однако далеко не сразу поняли, что они являются теми же англичанами, хотя и работающими в другой, почти независимой секретной службе. От такого параллелизма и без того скудные средства разведки дробились теперь еще больше, а никакая координация действий не только не существовала, но даже и не планировалась изначально. Наиболее активно резидентуры “Z” действовали в Брюсселе, Базеле, Вене, Цюрихе, Праге, Роттердаме, Риме, Копенгагене и Гааге. Там же их ожидало и наиболее сокрушительное поражение.


Скачать книгу "Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир" - Игорь Ландер бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная история » Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир
Внимание