Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир

Игорь Ландер
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Комплексная история спецслужб мира в межвоенный период и в годы Второй Мировой войны. Исследуется эволюция разведывательных, контрразведывательных и криптоаналитических органов различных государств мира, описываются их структуры, персоналии, проводимые операции. Изобилует эксклюзивным материалом, в частности, по спецслужбам Франции, Швейцарии, Швеции, Польши, Чехословакии, Китая, Японии, Канады, Румынии, Голландии, Португалии, Ватикана, латиноамериканских республик. Много места уделено отечественным оперативным органам. Книга написана с использованием многочисленных источников, в том числе архивных материалов. Большинство сведений никогда не обнародовалось на русском языке, часть из них не появлялась и в открытой печати за рубежом. Может служить полноценным пособием энциклопедического уровня по истории спецслужб и в то же время представляет интерес для широкого читателя, интересующегося историей 20-го века.

Книга добавлена:
15-03-2023, 00:46
0
333
283
Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир
Содержание

Читать книгу "Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир"



Параллельно с борьбой против троцкизма, советская разведка во Франции решала неотложные организационные задачи, связанные с усложнением работы традиционно мощных германских резиденту)') ОГПУ вследствие прихода к власти Гитлера. Многие, известные своими антифашистскими взглядами, агенты были вынуждены бежать из рейха, поэтому летом 1934 года Москва разработала план реорганизации агентурного аппарата парижской резидентуры и активизации разведывательной работы по Германии с французской территории. Первоочередными задачами на этом направлении становились освещение деятельности во Франции немецкой эмиграции, национал-социалистических организаций, их агентуры, сотрудников германского посольства и разведки, однако полномасштабная работа по Германии с привлечением всех сил резидентуры и работников всех ее линий развернулась только с февраля 1937 года, после заключения Антикоминтерновского пакта.

Интересна история первой нелегальной точки советской внешней разведки в Париже, руководитель которой Юрий Праслов прибыл в страну с паспортом латвийского предпринимателя. По линии прикрытия он оказался совершенно несостоятелен, его фирма не смогла заключить ни одной сделки, и тогда резидент не нашел ничего лучшего, как откровенно объяснить сложившуюся печальную ситуацию торгпреду СССР Ломовскому. Этот искренний патриот совершенно не разбирался в разведке и из-за своей оперативной неграмотности, оказал Праслову поистине медвежью услугу. Он стал пропускать через его фирму-прикрытие множество контрактов, на ее счетах появились деньги, но необоснованно тесные связи официального советского представителя с гражданином достаточно враждебной тогда к СССР Латвии привлекли внимание местной контрразведки. Кроме того, резидент не устоял перед извечным соблазном больших денег и присвоил два миллиона франков, а когда через некоторое время спохватился, то попытался поправить дела способом, никогда и никому не приносившим успеха: начал играть в казино и влез в финансовую яму еще глубже, растратив в общем итоге девять миллионов франков. Это не осталось незамеченным, и помощник резидента Богвуд сообщил в Москву о неприглядной деятельности своего начальника. По правилам того времени, подобные прегрешения карались расстрелом без долгих проволочек, но Праслову спасло жизнь заступничество начальника ИНО Трилиссера. Он провел в лагере всего лишь пять лет, а затем вышел на свободу, однако, конечно, никогда более не был допущен к тайным операциям. По окончании срока наказания Праслов остался работать в Соловецком лагере особого назначения на одной из низших офицерских должностей, поскольку не мог даже смотреть в глаза своим прежним коллегам.

В 1933–1934 годах должность нелегального резидента во Франции занимал знаменитый А. М. Орлов. Из Парижа ему пришлось бежать из-за неожиданного опознания бывшим работником торгпредства невозвращенцем Верником. Фактически повторилась лондонская история, в связи с чем казалось, что злой рок постоянно преследует разведчика и вынуждает его срочно покидать одну страну за другой.

В 1936 году парижская точка внешней разведки получила задание оказывать помощь только что созданной “легальной” резидентуре в Мадриде, главным образом, в части организации закупок и поставок в Испанию военной техники и снаряжения. После поражения республиканцев мадридский аппарат был ликвидирован, а его сотрудников вывели во Францию и сформировали из них две нелегальные резидентуры, основной задачей которых по-прежнему оставалась работа по Испании, но теперь уже с французской территории. Парижская “легальная” резидентура активно занималась экономической, научно-технической и военно-технической разведкой, в 1938 году по двум последним линиям она имела на связи 20 источников. Однако ее работа по Германии приносила мало успехов, в первую очередь из-за отсутствия в штате работников со страноведческой подготовкой и знанием немецкого языка. С 1937 года в резидентуре не было ни одного сотрудника, владеющего им хотя бы поверхностно, поэтому всю немецкую агентуру из-за невозможности ее использования вывели на консервацию. Не лучшим образом сказывалась и чехарда с “легальными” резидентами, с 1933 по 1941 год их сменилось пятеро. Все это снижало потенциально высокую эффективность загранточки.

РУ РККА также располагало в Париже нелегальной резидентурой, которую с 1936 по 1938 год возглавлял известный разведчик, полковник советской и генерал послевоенной болгарской армий И. Ц. Винаров. Эта точка занималась практически исключительно Испанией и через три радиопередатчика поддерживала связь с агентурой за Пиренеями и с московским Центром. Одна из ее агентурных групп дислоцировалась в Гибралтаре и отслеживала перемещение кораблей и судов, перевозивших грузы для националистов, остальные располагались в основных портах западного побережья Италии. После поражения республиканцев резидентура Винарова свернула деятельность, но агентура осталась на месте и впоследствии сыграла определенную роль во Второй мировой войне.

С 1935 года одной из нелегальных резидентур советской военной разведки руководил специализировавшийся по научно-технической разведке Анри (Генри) Робинсон (“Гарри”, известен также под рядом других имен, настоящая фамилия Арнольд Шнее). Этот натурализовавшийся во Франции бельгиец 1897 года рождения давно сотрудничал с СССР. С 1921 (по другим, менее достоверным данным — с 1919) года он вел подпольную работу в рамках германской компартии, с 1923 года руководил нелегальной работой в Рейнской области, безуспешно пытался противодействовать оккупации Рура и тогда же специализировался на ведении экономической и научно-технической разведки. Заочно приговорен французским судом к 10-летнему тюремному заключению. В 1924 году Робинсон по линии Коминтерна осуществлял “спецработу” по организации военного аппарата компартии, а в дальнейшем его деятельность протекала в Москве, Париже, Лондоне и некоторых других нелегальных резидентурах Разведупра в Европе. Несмотря на столь богатый послужной список, официально он был завербован О. А. Стигга лишь в 1933 году. Вскоре агент настолько хорошо зарекомендовал себя, что был назначен вначале помощником нелегального резидента в Париже, а позднее возглавил загранточку. С 1937 по 1939 годы Робинсон работал под журналистским прикрытием и обзавелся многочисленной первоклассной агентурой во Франции, Италии, Германии и Великобритании, делая особый упор на вербовку ученых для получения пря-мого доступа к научным и технологическим секретам, которые полагал значительно более важными, чем обычные военные. Получаемая информация в основном относилась к области авиации и радиоэлектроники. “Гарри” имел на связи целую группу агентов во французском министерстве авиации, в том числе крупнейшего агента влияния Пьера Ко, в дальнейшем министра торговли в нескольких послевоенных кабинетах. В 1939 году вся сеть Робинсона была полностью сориентирована на работу против Германии.

Во Франции результативно работал и военный разведчик Мустафа Голубич (“Феликс”, Николич, Брегович), серб по национальности и член югославской компартии, в свое время состоявший в рядах террористического общества “Черная рука”. Знаменитое покушение в Сараево на австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда лишь по чистой случайности осуществил не он, а Гаврила Принцип. Голубич с 1923 года работал резидентом ОГПУ в Вене, с 1928 года в берлинской резидентуре военной разведки, а с 1934 года являлся нелегалом РУ РККА во Франции и США. В годы войны его случайно арестовали немцы и, считая обычным партизаном, после пыток казнили. О том, что в их руках был советский резидент в Югославии, они узнали слишком поздно, к этому моменту Голубич был уже мертв.

Во Франции также активно работали и разведки других государств. Периодически там происходили крупные шпионские скандалы, наподобие раскрытия в июне 1939 года агентурной сети абвера, а в марте того же года контрразведка задержала завербованную экзотической для того периода японской разведкой француженку, пытавшуюся добыть секреты отечественных авиационных двигателей. В стране довольно беззастенчиво оперировала итальянская разведка, и в июне 1937 года агенты СИМ совместно с членами фашистской организации “Кагуль” подстерегли и убили в Нормандии лидеров итальянской эмигрантской антифашистской организации “Справедливость и свобода” братьев Карло и Нелло Росселли.

9 октября 1934 года в Марселе произошло покушение, заставившее содрогнуться не только страну, но и весь мир. В этом городе хорватские усташи убили активных сторонников системы коллективной безопасности в Европе французского министра иностранных дел Луи Барту и югославского короля Александра I Карагеоргиевича. Террориста Владо Черноземского тут же растерзала толпа, оборвав тем самым нить к выявлению организаторов теракта. До сих пор подоплека этого трагического события не вполне ясна, однако установлено, что за спинами хорватов стояла итальянская разведка СИМ, а определенное участие в организации покушения приняли украинские националисты. Некоторые данные позволяют предположить причастность к этому террористическому акту Научно-исследовательского управления люфтваффе и лично его шефа Геринга, хотя официально острые операции никоим образом не входили в сферу деятельности ФА. Гибель Барту и Александра нанесла сильный удар по позициям сторонников мирного урегулирования в Европе. Представляет интерес побочное следствие покушения. В процессе проведения его расследования выяснилось, что хорватские террористы использовали чехословацкие паспорта, в результате чего полицейские и иммиграционные службы стали проявлять особый интерес к обладателям всех таких документов. Ранее в 1932 году одна из коммунистических подпольных групп совершила налет на полицейское управление Праги в поисках якобы имевшихся там агентурных материалов о деятельности компартии в стране. Их не обнаружили, зато сумели захватить 1500 паспортных бланков, переданных затем для легализации нелегалов. В октябре 1934 года оставшиеся неиспользованными 200 бланков пришлось уничтожить, а многие участники подпольных групп с такими паспортами сменили документы.

Во Франции активно работали итальянцы, причем весьма энергичной на юге страны, как ни странно, оказалась не столько СИМ, сколько ОВРА. Ее представитель в Ницце Росарио Барранко занимал пост генерального консула и выполнял задания и тайной полиции, и военной разведки. СИМ же в основном работала по югу Франции с позиций своей точки в Турине, которую возглавлял весьма известный впоследствии майор Роберто Навале. Вообще же действия итальянских спецслужб в основном были направлены на преследование соотечественников, по политическим причинам покинувших родину. Разведывательная информация по Франции поступала в Рим в основном по каналам сотрудничества СИМ и абвера, установленного после подписания в 1939 году итало-германского “Стального пакта”.

Большие проблемы для безопасности Франции создала гражданская война в Испании, имевшей всего две сухопутные границы, одна из которых — с Португалией — была наглухо закрыта для республиканского правительства. С 1936 по 1939 годы франко-испанская граница фактически являлась транзитной зоной для поставок оружия в “горячую точку” Европы в обход решений Комитета по невмешательству. Во Франции формировались многие интернациональные бригады, в ее портах отстаивались некоторые интернированные корабли испанского флота, и все это проходило под знаком ожесточенной схватки разведывательных служб националистов, республиканцев и иностранных государств, так или иначе вовлеченных в пробу сил на Пиренейском полуострове.


Скачать книгу "Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир" - Игорь Ландер бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная история » Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир
Внимание