Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир

Игорь Ландер
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Комплексная история спецслужб мира в межвоенный период и в годы Второй Мировой войны. Исследуется эволюция разведывательных, контрразведывательных и криптоаналитических органов различных государств мира, описываются их структуры, персоналии, проводимые операции. Изобилует эксклюзивным материалом, в частности, по спецслужбам Франции, Швейцарии, Швеции, Польши, Чехословакии, Китая, Японии, Канады, Румынии, Голландии, Португалии, Ватикана, латиноамериканских республик. Много места уделено отечественным оперативным органам. Книга написана с использованием многочисленных источников, в том числе архивных материалов. Большинство сведений никогда не обнародовалось на русском языке, часть из них не появлялась и в открытой печати за рубежом. Может служить полноценным пособием энциклопедического уровня по истории спецслужб и в то же время представляет интерес для широкого читателя, интересующегося историей 20-го века.

Книга добавлена:
15-03-2023, 00:46
0
332
283
Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир
Содержание

Читать книгу "Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир"



Первыми начали действовать националисты, сторонники генерала Франсиско Франко. Следует отметить, что, кроме центральной секретной службы, оперативную работу вели разведывательные службы военных губернаторов городов Мапеба и Ирун, а также некоторых армейских формирований. Особенно отличался в этом отношении отдел разведки Ируна. Полуобщественная служба “Действие” занималась не столько агентурными операциями, сколько силовыми акциями, для которых переправляла через Пиренейские горы своих боевиков, оружие и взрывчатку. Готовились взрывы двух консульств и биржи труда в Марселе, где располагались пункты формирования интернациональных бригад добровольцев, воевавших на стороне республиканского правительства. Некоторые из франкистских спецслужб работали в плотном контакте с полуфашистской террористической подпольной организацией “Кагуль”.

Широкую огласку получил инцидент с попыткой угона интернированной в Бордо (а не в Бресте, как это иногда ошибочно утверждается) испанской подводной лодки С-2. Разведка Ируна спланировала операцию по ее силовому захвату и уводу в испанские воды, но о ней узнала секретная служба партии анархо-синдикалистов СИК. Во Францию направились семеро агентов для срыва акции, однако арест троих из них при переходе границы ослабил группу и свел вероятность успеха операции к нулю. Самым разумным в данном случае было бы просто предупредить французскую полицию о предстоящей акции франкистов, но для принципиальных противников любых контактов с официальными властями, каковыми являлись анархисты, возможность подобного шага заведомо исключалась. Четырем пребывавшим на свободе агентам оставалось лишь наблюдать за развитием событий, хотя они все же смогли тайно доставить на лодку оружие и предупредить о предстоящих событиях единственного своего единомышленника на борту механика Аугусто Диего. В ночь с 17 на 18 сентября 1937 года 12 боевиков Ируна высадились на борт С-2 и попытались захватить ее, однако ожидавший такого развития событий Диего сумел застрелить одного из нападавших. Шум встревожил охрану порта, и франкисты бежали, захватив с собой в качестве заложников двух офицеров из экипажа подводной лодки. Анархисты просчитали их дальнейший маршрут, но очутились перед сложной для них дилеммой. Следовало решить, что лучше: позволить уйти боевикам с заложниками или же, вопреки теории анархизма, обратиться за содействием к местной полиции. Здравый смысл одержал верх над идеологией, французы арестовали разведчиков Ируна, а заложники вернулись обратно на лодку.

Эта акция и ей подобные не могли оставить французское правительство безучастным к испанским событиям. Кроме того, элементарный здравый смысл диктовал необходимость тщательно отслеживать события в соседней стране, изучать применяемые в Испании вооружения и тактику Германии, Италии и СССР, контролировать действия левых и правых сил. Эти требования воплотились в создании в начале 1937 года в Тулузе специализированной секретной службы “Бюро исследования Пиренеев” (БЕП) под руководством Франсуа Аюлле-Дежардена. Она располагала радиостанциями в Байонне и Перпиньяне, а с 1939 года открыла резидентуру в Барселоне. Бюро имело в своем составе отделы сухопутных войск, авиации, ВМС и контрразведки, а также работало в контакте со своеобразной структурой, именовавшейся “Постом П/А”. Пост располагался в Париже и был чем-то средним между секретной службой и политической полицией, поскольку занимался как оперативной работой, так и подавлением крайне левых и крайне правых политических партий. В его активе числилась нейтрализация нелегальной коммунистической агентуры в судоходной компании “Франс-Навигасьон”, специально созданной Советским Союзом для перевозок оружия в Испанию.

Вообще же французская разведка работала в этот период достаточно активно, что относилось как ко 2-му бюро, так и к СР, организационная структура которой в 1939 году выглядела следующим образом:

— Секция А (административные, финансовые и кадровые вопросы);

— Секция СР (сбор военной разведывательной информации в интересах армии);

— Секция CP-АВ (сбор военной разведывательной информации в интересах ВВС);

— Секция Мг (военное снабжение, вопросы саботажа);

— Секция СЦР (контрразведка);

— Секция Д (коды, шифры, дешифрование);

— Секция 3 (перехват телефонных переговоров);

— Секция Т (радио, фото, химикалии).

Службу разведки с 1932 по 1936 годы возглавлял полковник Пьер Ру, а после повышения ее статуса и приобретения ей в 1936 году фактической самостоятельности — полковник Пьер-Луи Риве. На долю этого офицера выпала незавидная участь руководителя разведки, постоянно снабжавшей политическое и военное руководство страны достоверной информацией о предстоящей войне, к которой никто не прислушивался. 2-е бюро в 1935 году возглавил подполковник Морис-Анри Гоше, дослужившийся на этом посту до звания бригадного генерала и встретивший в этом качестве Вторую мировую войну.

Руководители обеих разведывательных структур совершенно четко осознавали, что их главным объектом должна являться Германия, поэтому прилагали к ее изучению максимум усилий. Разведка снабдила военное командование практически полной картиной вооружения рейха и отчасти была в курсе намерений его руководства. Весьма ценными явились материалы о производстве синтетического горючего для вермахта, о формировании немецких танковых дивизий, о методах подвижной противотанковой обороны. Судя по всему, французы заранее знали о предстоящей ремилитаризации Рейнской области в 1936 году, об аншлюсе и военных приготовлениях против Чехословакии в 1938 году, об оккупации остатка ее территории в 1939 году. Разведка вовремя предсказала вторжение Германии в Польшу и заключение “пакта Риббентропа — Молотова”. Немало информации по рейху было добыто германским направлением СЦР, которое возглавлял майор де Робен, а после его перевода на пост военного атташе в Софии — майор Пэйоль. Результативности работы способствовали установившиеся хорошие взаимоотношения СР с министерством иностранных дел и высокий профессионализм военных атташе в странах пребывания. К сожалению, это не относилось к атташе в таких жизненно важных точках как Варшава и Берлин, что отчасти исказило поступающую во 2-е бюро информацию. Безусловно, общая обстановка во французской разведке являлась далеко не безоблачной, и провалов в ее работе было немало. Французы не сумели вскрыть мобилизационные возможности германских резервов и повторили заблуждение почти всех военных разведывательных служб второй половины 1930-х годов, сильно переоценив стратегическую мощь люфтваффе и роковым образом недооценив их тактическое значение. Немалых успехов достигла радиоразведка, причем итальянские шифры в основном раскрывались математическими методами, а немецкие главным образом благодаря информации агента “Ашэ” (Шмидт). Заметно затрудняло работу дешифровальщиков прекращение с 1922 года координации усилий военных и дипломатических криптографов.

Реализация добытых материалов представляла собой самую слабую часть системы французской разведки. Историки расходятся во мнениях, насколько руководство вооруженных сил и страны в целом было информировано в отношении германской угрозы. Существует точка зрения, согласно которой правительство было крайне плохо осведомлено о ситуации, поскольку нужные сведения до него просто не доходили. Отчасти это могло быть верным, так как во Франции не существовало структуры или системы регулярного доведения до кабинета министров и президента страны информационных материалов разведки. Многие министры использовали неких собственных экспертов, источники информации и квалификации которых никому не были известны. Эта ситуация имела и оборотную сторону. Руководитель СР Луи Риве впоследствии утверждал, что его мнением никогда не интересовались политики и крайне редко — высшее военное руководство. Начальнику разведки не ставили стратегических задач и не ориентировали его службу на решение приоритетных проблем, что не могло не сказываться на качестве работы.

Морис Гоше

Луи Риве

Поль Пэйоль

Существует и противоположное мнение, судя по всему, более соответствующее действительности. Согласно ему, руководство страны все же получало разведывательную информацию и внимательно знакомилось с ней, но политическую предубежденность сторонников умиротворения агрессора преодолеть было крайне сложно. Нельзя сказать, что “мюнхенцы” полностью витали в облаках и строили иллюзии о возможности многолетнего мирного сосуществования с Гитлером. Подобную роскошь могли позволить себе британцы, но никак не французы, твердо знавшие о неизбежности грядущего вооруженного столкновения. Однако ожидаемая война отодвигалась в их оценках на значительно более поздний срок, и эту убежденность не смогла поколебать даже добытая СР в июне 1939 года информация о начале скрытой мобилизации вермахта. В очередной раз история доказала, что сами по себе спецслужбы не значат ровным счетом ничего, если правительственные и политические круги упорно не желают реализовывать их информацию.

Зато в Париже были очень озабочены ситуацией в колониях и некоторых отдаленных районах мира. Чтобы не перегружать 2-е бюро и СР задачами за пределами Европы, в министерстве колоний в 1937 году была создана Служба колониальной разведки, год спустя переименованная в Имперскую разведывательную службу. Ее региональные подразделения располагались по всему миру и отвечали за отнесенные к их компетенции участки, большинство из которых, кстати, французскими колониями не являлись:

— 1-й отдел (французская часть Шанхая) — северная часть Тихого океана, азиатская часть СССР и оккупированная японцами часть Китая;

— 2-й отдел (Ханой) — остальной Китай, Таиланд, Бирма, Малайзия, Филиппины и острова Зондского архипелага;

— 3-й отдел (Нумеа) — Полинезия, Меланезия, Австралия и южная часть Тихого океана;

— 4-й отдел (Джибути) — итальянская и часть британской Северной Африки, Аравия и страны Персидского залива;

— 5-й отдел (Тананариву) — оставшаяся часть британской Северной Африки, португальская Восточная Африка, Мозамбик, Южная Африка и южная часть Индийского океана;

— 6-й отдел (Дакар) — Ливия, юг Западной Сахары, Гвинея-Бисау, Канарские острова, острова Зеленого мыса, Либерия, Нигерия, Золотой Берег, Гамбия, Бразилия, Уругвай и Аргентина;

— 7-й отдел (Браззавиль) — Триполитания, Египет, Судан, Экваториальная Гвинея, Бельгийское Конго и Ангола;

— 8-й отдел (Форт де Франс на острове Мартиника) — Гайана, Пуэрто-Рико, Куба и Венесуэла, французские и британские Антильские острова.

Леопольд Треппер

Однако, пока Франция активно занималась периферией, ее спецслужбы пропускали многие важные события в центре Европы. В преддверии грядущей европейской войны военная разведка СССР срочно разворачивала нелегальные загранточки сразу в нескольких странах континента. Одной из них стала резидентура Леопольда Треппера (“Отто”), в дальнейшем получившего известность как “Большой шеф” и являвшегося одной из самых загадочных фигур мира разведки военного периода. Он работал на Коминтерн, затем эмигрировал в Палестину, но был выслан оттуда за коммунистическую деятельность, в 1936 году перешел на службу в РУ РККА и в этом качестве впервые выехал в зарубежную спецкомандировку в 1937 году. Будущий главный резидент советской военной разведки в Европе по складу характера как нельзя более подходил для этой работы.


Скачать книгу "Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир" - Игорь Ландер бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная история » Негласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир
Внимание