Негасимое пламя

Наталья Романова
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Говорят, ему повезло. Его дорога круто свернула прочь от торных троп, пролегла из сумрачного прошлого в туманное будущее. На избранном им пути нетрудно оступиться, ведь ошибаются даже мудрые, но это не оправдание, чтобы не идти дальше. Кто-то однажды заметил, что в нём теплится искра дара; кто-то однажды зажёг в его душе негасимое пламя. Теперь выбор делать ему.

Книга добавлена:
27-05-2024, 14:19
0
101
201
Негасимое пламя
Содержание

Читать книгу "Негасимое пламя"



XIV. Истина и ложь

За окнами высокого дома неторопливо кружили снежные хлопья. Они обильно сыпались из низких серых туч и безмолвно ложились на мутное зеркало беспокойной реки, на обломки расколотого льда, на одетые в тёмный камень берега. Зима, как водится, лютует напоследок, чтобы вскоре растаять под лучами вешнего солнца. За долгих четыре года Яр успел понять, что круговорот времени устроен здесь так же, как и дома, и совершенно не так, как он когда-то себе представлял.

На исходе его четырнадцатый год. Иди всё своим чередом, нынешней весной, в Аринову ночь, ему пришла бы пора впервые шагнуть в заповедный круг на старом зареченском капище. Перебыть там, средь тьмы и холода, от заката до рассвета, и впредь трудиться наравне со взрослыми, заботиться о вверенной богами земле. Хорошая была бы судьба. Простая, понятная. Только теперь она не принесла бы ему радости…

– Юноша, вы меня слушаете или нет?

Все силы ушли на то, чтобы не измениться в лице. Строгая наставница не упускает случая стегнуть ученика насмешливым замечанием, стоит только дать слабину. Яр торопливо изучил тетрадный лист, испещрённый округлыми значками. Нужно скорее спросить что-нибудь по делу. Поймав взглядом длинную черту, разделявшую буквы, он указал на неё кончиком карандаша:

– Это значит?..

– Вывод, – веско сказала Лидия Николаевна. Ручка в её пальцах метнулась к знакам над чертой. – Если из первого следует второе и первое верно, то верно и второе. Я пытаюсь донести это до вас пять последних минут, но снегопад, очевидно, намного интереснее.

Яр промолчал. Пусть лучше думает, что он просто смотрел на снег. Учиться у неё он обязан, душу открывать – нет. Сосредоточиваясь на написанном, он проговорил про себя слова наставницы. В них наверняка какой-то подвох. Слишком уж просто всё получается.

– Смотрите, – сменив гнев на милость, Лидия Николаевна заговорила мягче. Тонкое жало ручки уткнулось в самый первый знак. – Пусть «а» значит, что некто нарушил клятву, а «бэ» – что он погибнет…

– Не погибнет, если он из одиноких, – быстро возразил Яр.

– Это уже другое условие.

– Всё равно неправильно.

– Хорошо, пусть «а» значит, что наш некто нарушил клятву и он при этом не одинокий, – легко согласилась наставница. Должно, главный подвох ждал впереди. – Мы утверждаем, что из «а» следует «бэ», видите? Есть возражения?

– Если кто-то не из одиноких нарушил клятву, то он умрёт, – задумчиво повторил Яр. Что тут неправильно?.. Ага, вот! – А если он не одинокий, но и не ведьмак, и не чародей, то он и клятву дать не сможет. Неверно выходит.

– Не чародей, а маг, – назидательно поправила Лидия Николаевна и утомлённо вздохнула. – Да, юноша, разумеется, минус не может поклясться. Давайте всё же считать, что наш герой слово дать сумел. Он не минус, не волхв, не одинокий. Может быть, одинокий, потерявший силу, – торопливо прибавила она, угадав мысли ученика. – Это неважно. Главное – при всех принятых допущениях высказывание верно.

Яр, подумав, кивнул. Никаких каверз больше на ум не шло.

– Я рада, что мы достигли консенсуса, – сухо сказала наставница. – Итак, нарушивший клятву непременно погибнет. Теперь я утверждаю, что некто нарушил клятву. Что из этого следует?

– Что он умрёт.

– Верно, юноша. Именно это здесь и записано.

– Это и так все знают, – буркнул Яр. Черта, отделявшая верхние значки от нижнего, показалась теперь зловещей. – Зачем так хитро это записывать?

– Потому что вместо нашего примера с клятвой может быть что угодно, – Лидия Николаевна насмешливо скривила губы. – Если заговорить с нежитью, она получает право покуситься на вашу жизненную силу. Если я что-то прикажу Прохору, он подчинится. Если вы так и будете любоваться видами из окна вместо того, чтобы напрягать мозги, неминуемо останетесь неучем. Но вернёмся к клятвам, – она хищно прищёлкнула ручкой и быстро написала ещё несколько знаков. – Что вы скажете, если я сообщу вам, что наш не-минус и не-волхв жив и находится в добром здравии?

– Что он не нарушал никаких клятв.

– Совершенно верно. Запишите.

Она приглашающе подвинула к нему лист. Яр осторожно провёл черту и старательно изобразил под ней два знака. Вышло очень похоже на предыдущую запись, но смысл получился совсем другой. В том, о чём говорила наставница, угадывалась странная, подспудно ощутимая строгая красота.

– Обратите внимание, – Лидия Николаевна откинулась на спинку стула и скрестила руки на груди. – Вы правильно сказали: мы можем утверждать ровно то, что наш некто не нарушал клятв – не больше и не меньше. Давал ли он их вовсе, мы не знаем и не можем узнать, если не включим в рассмотрение новые высказывания. И это тоже верно для любого смысла, которым вы наполните обозначения. Усвоили?

– Да, – Яр рассеянно кивнул, разглядывая надписи. – Это как язык, чтобы говорить обо всём на свете. Вы его знаете, а мы – нет…

– Лично вы – знаете, – поправила Лидия Николаевна. – Логику, как и любой язык, изобрели для того, чтобы думать об окружающем мире быстрее и чётче. И чтобы меньше ошибаться, – она лукаво улыбнулась. – Видите? В основе нашей науки лежит лежит простой набор правил, но она способна менять мир не хуже, чем магия.

– Лучше, – Яр качнул головой и взглянул наставнице в лицо. – Магом надо родиться, а это кто угодно может выучить.

– Практика показывает, что отнюдь не все способны на такие подвиги, – Лидия Николаевна насмешливо хмыкнула. – Но в целом вы правы. Именно поэтому здешнему человечеству не так уж нужна магия.

– Почему тогда у нас никто это не знает?

– Думаю, попросту некому как следует задуматься, – Лидия Николаевна удручённо вздохнула. – Людей мало, и все заняты выживанием. Была у меня когда-то надежда на иастейских мудрецов, но теперь… – она осеклась и решительно тряхнула головой, будто бы отгоняя недобрые мысли. – Как бы то ни было, хватит на сегодня математики. Мне нужно отлучиться, так что вы вольны тратить время так, как вам нравится. После того, как решите вот это…

Выдернув из его пальцев карандаш, она придвинула к себе раскрытый задачник и принялась отмечать предназначенные ученику примеры – иной раз целыми страницами. Расправившись с математикой, Лидия Николаевна взялась за книгу по физике; там вышло никак не меньше. Яр не удержался и тоскливо вздохнул.

– Боги…

Наставница сердито на него воззрилась.

– Ещё раз услышу о богах – будете драить паркет вместо Прохора. Когда вы изживёте наконец эти пещерные суеверия?

– Вы почём знаете, суеверия или нет? – вскинулся Яр. Он сам не знал, права наставница или нет, но слова её звучали обидно.

Лидия Николаевна закатила глаза.

– Держите себя в руках, юноша! Мы уже говорили о познаваемости и о бритве Оккама. Кстати, о бритвах, – она недовольно оглядела ученика, особое внимание уделив убранным в косу волосам. – Я всё же настоятельно рекомендую вам подстричься. Не стоит привлекать к себе лишнего внимания.

– Да тут всем всё равно, – фыркнул Яр. – Домой-то я как потом вернусь?

Наставница, на удивление, промолчала. Обычно на одно его слово у неё находился десяток, добрую половину из которых он не понимал. Лидия Николаевна встала из-за стола и деловито вышла из комнаты; Яр слышал, как она командует Прохором, скрипит дверцами шкафа и цокает по паркету высокими каблуками. За окном по-прежнему валил снег. В будний день, в такую метель людей на улицах совсем мало. Можно было бы перейти реку по стеклянному мосту и побродить в своё удовольствие по заснеженному парку или просто прогуляться вдоль набережных, любуясь городом, странным и прекрасным. Наставница потом выбранит за нерадивость, но она и без того найдёт повод разворчаться…

Яр оглядел разложенные на столе книги и задумчиво провернул в пальцах карандаш. От одной мысли о том, чтобы снова корпеть над хитроумными задачами, становилось худо. С волшбой всегда выходило легче. Трудна премудрость, способная каждого сделать равным самому могущественному чародею… Тем больше хотелось её заполучить. Если б в Ильгоде знали, как поставить себе на службу огонь, воду и ветер, если бы всем, как здесь, вдоволь хватало хлеба, может, и не случилось бы никакой войны…

Оглянувшись напоследок на метель за окном, Яр придвинул к себе задачник.

***

– Что это?

Яр недоверчиво оглядел блестящую чёрную коробку. Он знал символы, обильно украшавшие её гладкие бока, но не видел смысла в их сочетаниях. Лидия Николаевна благосклонно ему улыбнулась.

– Ваш подарок на день рождения. Аккуратнее, он довольно хрупкий.

– Я знать не знаю, в который день родился, – сообщил Яр и демонстративно спрятал руки за спину. – Вам-то откуда?..

– Ниоткуда, юноша, – наставница раздражённо поджала губы. – Мне нужно было указать какую-нибудь дату в ваших документах. Вы что-то имеете против сегодняшней?

– Нет. Но раньше-то был день как день, а тут вдруг…

– Моё упущение. Следовало приучить вас к этой мысли, – Лидия Николаевна пожала плечами. – Не испепеляйте меня взглядом. Это лишь отчасти подкуп, – она лукаво усмехнулась, – но в основном – подспорье к вашему дальнейшему обучению. По крайней мере, я надеюсь, что вы станете использовать его именно по такому назначению.

Это на неё похоже. Лидия Николаевна делает только то, что считает полезным. Яр не спешил притрагиваться к подарку. Ясно как день, что наставница что-то затеяла и теперь всеми правдами и неправдами его в это втравливает.

– Почему подкуп?

– Потому что мне нужны с вашей стороны поддержка и сотрудничество, – легко признала Лидия Николаевна. – Видите ли, вам исполнилось четырнадцать. По нашим законам вы должны получить паспорт и пройти первичную проверку на способности. Оба мероприятия потребуют с нашей стороны согласованных действий…

– Вранья.

– Недомолвок и лжи во спасение.

– Мне-то это зачем? – огрызнулся Яр и на шаг отступил от коробки. – Я у вас тут жить не собираюсь.

– Придётся, как минимум, в ближайшие годы, – фыркнула наставница. – Перестаньте вести себя так, словно наперёд знаете будущее. Вам будет намного проще с легальным гражданством и регистрацией в местном магконтроле, поверьте мне на слово. Я всё-таки живу в этом мире несколько дольше вас.

– Это всё вам надо, чтоб вас по вашему закону не наказали!

– Безусловно. А вам – чтобы свободно перемещаться между мирами, не рискуя влететь в нехорошую историю, – хладнокровно отрезала Лидия Николаевна. – Или вы намерены раз и навсегда запереться у себя на родине?

Яр отвёл взгляд. Нет, конечно, не намерен! В этом мире столько таинственного, интересного, нужного… Но ведь он – всего лишь один чужак среди огромного здешнего человечества, кто тут за ним уследит?

– Я здесь уже четыре года живу, и ничего…

Лидия Николаевна насмешливо фыркнула.

– Это вы так думаете. Не представляете, сколько раз у меня ненавязчиво интересовались на ваш счёт, – она примирительно улыбнулась. – Давайте мы сперва всё же откроем подарок, а потом повторим вашу легенду. Идёт?

Яр покорно зашуршал картоном. Достал из коробки плоскую металлическую книгу – такую же, как у самой Лидии Николаевны. Имя вещи вылетело из головы, но он помнил, что она умеет очень быстро считать и хранит едва ли не больше знаний, чем вся библиотека наставницы. Без преувеличений великолепный подарок. Яр благодарно склонил голову.


Скачать книгу "Негасимое пламя" - Наталья Романова бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание