Второй том «Мертвых душ». Замыслы и домыслы

Дмитриева Екатерина
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Сожженный второй и так и не написанный третий тома поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» – одна из самых загадочных страниц в истории русской литературы, породившая богатую мифологию, которая продолжает самовоспроизводится и по сей день. На основе мемуарных и архивных данных Екатерина Дмитриева реконструирует различные аспекты этой истории: от возникновения авторского замысла до сожжения поэмы и почти детективного обнаружения ранней редакции пяти глав из второго тома шесть месяцев спустя после смерти Гоголя. Автор рассказывает о предполагаемых источниках продолжения «Мертвых душ», а также о восстановлении утраченных глав, ставшем возможным благодаря воспоминаниям современников, которые слушали чтение Гоголем полной редакции второй части. Отдельные разделы книги рассказывают о мистификациях и стилизациях, появлению которых в XIX–ХХ и ХХI веках способствовало исчезновение гоголевской рукописи и пересмотру знаменитого тезиса о «Божественной комедии» Данте, якобы послужившей вдохновением для трехчастной архитектоники «Мертвых душ». Екатерина Дмитриева – доктор филологических наук, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, член академической группы по изданию Полного собрания сочинений и писем Н. В. Гоголя, ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.

Книга добавлена:
9-03-2024, 10:01
0
96
88
Второй том «Мертвых душ». Замыслы и домыслы
Содержание

Читать книгу "Второй том «Мертвых душ». Замыслы и домыслы"



Списки второго тома «Мертвых душ»

Наиболее ранние списки второго тома «Мертвых душ», а именно – полные списки глав второго тома, сделанные С. П. Шевыревым по просьбе великого князя Константина Николаевича, в настоящее время не обнаружены.

Предположительно фрагментом аутентичного списка С. П. Шевырева можно считать список из собрания М. А. Васильева (РО ИРЛИ. Ф. 141. Ед. хр. 52), представляющий собой отрывок главы I второго тома (со слов «Взявши перо, бессмысленно чертил он на бумаге…» и до конца главы[1072]). На то, что данный список относится к числу наиболее ранних, указывает также и имеющаяся в тексте правка – вставки между строк и примечания, сделанные другим почерком внизу страницы. Характерный крестик, указывающий на место вставки, и округлый почерк сделанных внизу страниц и на полях дополнений позволяют атрибутировать данную правку Н. П. Трушковскому по сходству ее с документами, хранящимися в ОР РГБ[1073]. В отличие от других случаев правки в списках, нацеленной, как правило, на исправление описок и пропусков, правка данного списка дает разные варианты прочтения отдельных сегментов текста, перестановку порядка слов, колебания в выборе вариантов (например, к словам «все позабывши» имеется внизу правка: «забывалось») и т. д.

Другим наиболее ранним был, скорее всего, список из собрания этнографов и педагогов братьев Соколовых (Бориса Матвеевича и Юрия Матвеевича), поступивший в 1941 году в РГАЛИ (Ф. 483. Оп. 1. Ед. хр. 3393), по-видимому, после смерти Ю. М. Соколова (1899–1941). Неполный список трех первых глав (всего 36 л., сброшюрованных в тетрадь; текст обрывается на словах: «Дурак, Дурак подумал Чичиков, проматывать все, да и детей сделать мотами») сделан на бумаге с водяным знаком «1821» и филигранью: лев с якорем в вертикальном овале под короной, с правой стороны литеры ОФФМ[1074]. На л. 1, после заголовка «Мертвые души / (Гоголя) / Часть 2-я» (чернилами), имеется карандашная запись почерком, каким переписаны первые главы списка:

Переданная Гоголем в черновой рукописи пр<офессору> Шевыреву и переписанная студентами, в том числе и мной, но, к сожалению, не окончена [мн<ою?>] нами для переписки для себя; а переписанная набело нами рукопись была Гоголем сожжена.

Из архивной справки следует, что, «по сообщению» Б. М. Соколова, «список черновой рукописи Гоголя», как и запись на л. 1, сделаны рукой Андрея Самчина, вольнослушателя Московского университета в 1840–1850‐е годы, «и другими лицами». Вопрос вызывает достоверность указания на факт переписывания второго тома еще при жизни Гоголя по заказу С. П. Шевырева. Вместе с тем многочисленные исправления в списке и вычерки чернилами, в том числе и поверх карандашной правки, свидетельствуют о том, что список был сделан с текста, в котором отдельные слова все еще оставались неразобранными. И что, скорее всего, список этот делался со списка более раннего, чем тот, который был переслан в канцелярию великого князя. При перебеливании переписчик оставлял также для непонятных слов пробелы, позже заполненные[1075]; некоторые пробелы оставались незаполненными («…кончится дело …………… за бульварами», л. 36; у Гоголя: «кончится дело кандитерскими да бульварами»).

При этом можно предположить, что А. Самчин, которому было поручено переписывание шевыревского списка осенью 1852 года, когда и шла основная работа по расшифровыванию и переписыванию рукописи, не соотнес время работы над ним со смертью Гоголя, а потому приписал ее более раннему времени. Во всяком случае, очевидно, что данный список, даже если он и является самым ранним из всех до нас дошедших, восходит к сохранившейся после смерти Гоголя рукописи и не содержит ничего, что в ней бы отсутствовало.

Со списка А. Самчина имеется дефектный список, также из собрания братьев Соколовых (РГАЛИ. Ф. 483. Оп. 1. Ед. хр. 3392), на первом листе которого – карандашная и чернильная запись одного из братьев: «Текст сходен при нескольких разночтениях с Шевыревской редакцией посмертных рукописей Гоголя. С первым посмертным изданием М. Д. сверен 16–22 дек. в Имп. Публ. библиотеке. Г. Соколов».

Еще один список (211 л.) пяти глав второго тома, переплетенный вместе с «Авторской исповедью» в картонный переплет с кожаным корешком, находится в ИР НБУВ (Ф. 324. № 439. 105 л.). На обложке имеется надпись: «Сочинения Н. В. Гоголя, найденные после его смерти. Переписано учеником Нежинской гимназии [Степаном] Самохиным при жизни Гоголя». На л. 1 – «Сочинения Н. В. Гоголя, найденные после его смерти. „Мертвые души“ (том II (пять глав)) и „Авторская Исповедь“». В реестре под номером 1495 рукопись описана: «Сочинения Н. В. Гоголя, найденные после его смерти. „Мертвые души“ (том II (пять глав)) и „Авторская Исповедь. (Повесть моего авторства)“. Рукой Степана Самохина и с правкой карандашом (1850‐е годы). Л. 51–52 чистые; имеется карандашная правка. Список прежде находился в составе собрания Института кн. Безбородко»[1076].

Среди списков, относящихся к периоду, предшествовавшему изданию второго тома «Мертвых душ» в 1855 году и имеющих датировку, обращает на себя внимание список трех первых глав второго тома (ОР РНБ. Ф. 199 (Гоголь Н. В.). Ед. хр. 26; 106 л.), сброшюрованных в переплет. На нем имеются исправления, сделанные поверх стертого или соскобленного текста (л. 47, 50). Глава III этого списка датирована 1854 годом. Почерк списка в разных главах различается; по-видимому, он делался несколькими лицами – скорее всего, из ближайшего окружения С. П. Шевырева. Книга поступила в ОР РНБ в 1953 году.

Еще один список глав I, II, IV, заключительной был сделан рукой цензора Московского почтамта Филиппа Ивановича Гайдукова (умер в 1872 году; на л. 23 об. имеется роспись «Ф. Гайдуков»). На л. 1 об. – карандашная запись рукой Ф. Гайдукова:

С удовольствием препровождаю Вам в ответ на письмо от 10го. Можете эту рукопись держать до августа. В августе же прошу возвратить, потому что мне обещали будто бы уцелевшие кое-какие пропуски для пополнения пробелов, особенно во 2 главе. Колышкин в Твери и не надеется скоро получить отпуск. Обещался писать Вам. Брат Вам усердно кланяется, что не без особенного удовольствия повторяет Вам Николай Дмитриевич и от себя. / Покорнейший Ф. Гайдуков. / 16 июля Тверь. / В конце этого месяца отправляюсь, вероятно, в Москву. Здесь теперь все скверно настроены болезнью холеры.

Упоминание холеры позволяет дополнительно датировать список началом 1853 года, когда холера, уже распространившись в Петербурге, была занесена (в январе 1853 года) также и в Москву; о неожиданной смерти от холеры 20 февраля 1853 года драматического артиста Я. Г. Брянского сообщала газета «Северная пчела». На л. 1 имеется примечание, отсутствовавшее, по-видимому, в рукописи, подготовленной для печати, как и в издании 1855 года:

Здесь пропуск. Чичиков улаживает дело между Леницыным и Платоновым, потом идет к Хонжаревой старухе и составляет фальшивое завещание.

Среди других списков, имеющих раннюю датировку:

– ОР РГБ. Ф. 233 (Полторацкий С. Д.). Карт. 21. Ед. хр. 49: писарский список главы I (36 л.), обрывается на словах: «точно такой же звук раздался в про». Листы сброшюрованы в тетрадь, пагинация постраничная (л. 1–70). На л. 1 об. карандашом помечена дата: 2 дек. 1852 / 25 янв. 1853. Отдельные слова подчеркнуты (возможно, те, где переписчик был не уверен в прочтении), есть значки вставки, но сами вставки отсутствуют.

– ОР РГБ. Ф. 233. Карт. 21. Ед. хр. 50: писарский список окончания главы I (со слов: «[про]бужденных покоях дремавшаго дома») и главы II, являющийся, по всей видимости, продолжением предыдущего списка (34 л.). Листы сброшюрованы в тетрадь, пагинация постраничная, начинается с л. 71 (л. 71–133). На л. 1 надпись карандашом: «продолжение 1 главы». Имеется незначительная карандашная правка с внесением фрагментов нижнего слоя в верхний слой. В главе I – незначительные пометы, в главе II пометы отсутствуют. Глава II имеет реконструкцию содержания, сделанную С. П. Шевыревым (л. 132–133).

– РГАЛИ. Ф. 139. Оп. 1. Ед. хр. 5: неполный любительский список пяти глав второго тома, глава заключительная обрывается на словах: «Ступай к каретнику, чтобы поставить коляску на полозья, сказал Чичиков»; всего 191 л. Почерк мелкий, аккуратный. Бумага первых четырех глав имеет прямоугольный штемпель в верхнем правом углу – Троицкой № Говарда 4 фабрики[1077]. Последняя глава переписана другим почерком на глянцевой бумаге со штемпелем в виде идущего вправо паровоза[1078] и золотой каймой; в главе имеются исправления, сделанные другими чернилами. На оборотной стороне обложки списка надпись: «В. С. Ф. / Владимир. Херсонский / 26‐го декабря 1853 года». В конце глав II и IV воспроизведена конъектура С. П. Шевырева.

– РГАЛИ. Ф. 1571 (Коллекция Г. В. Юдина). Оп. 1. Ед. хр. 2520: писарский список пяти глав второго тома из коллекции Г. В. Юдина (см. с. 412 наст. изд.); 118 л.; бумага со штемпелем «НА ПРОТВЬ / А. К. Новикова»[1079]. Архивная датировка «1848» не верна, однако штемпель бумаги позволяет отнести список скорее всего к началу 1850‐х годов (после 1852 года).

– ИР НБУВ. Ф. 324. № 10: список пяти глав второго тома, переписанный рукой А. В. Верховской, сброшюрованный вместе с текстом комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в обтянутый коленкором переплет; 187 л. (372 с.) малого формата; почерк мелкий, убористый; на л. 1 – дата «1853»[1080].

– Список пяти глав второго тома (так называемый Нежинский список, 153 л.), переписывался четырьмя писцами; листы сброшюрованы в тетрадь, бумага со штемпелем «Фабрики № 4 Аристархова»[1081]; на л. 1 дата – «1851». Имеются отдельные карандашные исправления слов[1082].

Среди списков, предположительно относящихся к первой половине – середине 1850‐х годов, в списке, хранящемся в ОР РГБ. Ф. 327 (Черкасские В. А., Е. А.). Разд. II. Карт. 19. Ед. хр. 4, имеется реконструкция содержания, несколько отличная от сделанной С. П. Шевыревым:

Здесь следует примирение Генерала с Тентетниковым; помолвка его дочери за Тентетн<икова>; Молитва Уленьки пред обручением и поездка Чичикова к родственникам Генерала с приглашением на свадьбу, в числе коих и к Полковнику Кашкареву, близкому его родственнику. – Глава 3 за сим» (л. 21 об.);

Здесь пропуск, который состоит в том, что Чичиков улаживает дело между Леницыным и братьями Платоновыми. Потом отправляется к старухе Хоносаровой, тетке Хлобуева, и там после ее смерти составляет фальшивое духовное завещание» (л. 34 об.).

В списке из архива П. А. Плетнева (РО ИРЛИ. Ф. 234. Оп. 8. Ед. хр. 17; 60 л.), переписанном скорее всего тремя переписчиками-любителями, имеется множество карандашных помет и исправлений: правильно прочитанные в рукописи слова исправляются порой на неправильные. Так, во фразе «кричал кричмя дворовой ребятишка» слова «кричал кричмя» едва заметно зачеркнуты карандашом, а «ребятишка» исправлено карандашом на «мальчишка». Слова «говорит грамотейно и не вдолбеж» карандашом исправлены на: «грамотно, а без толку», что соответствует не верхнему, но нижнему слою рукописи («говорит как-то через чур грамотно и затейливо»).

Некоторые исправления, сделанные в списке, свидетельствуют также о возможном знакомстве переписчика (переписчиков?) с рукописью: неправильное прочтение Шевырева исправляется на правильное. В конце главы II (л. 34 об.) реконструкция имеющейся в рукописи лакуны[1083] вписана иным почерком (не тем, которым переписывались главы) и отличается от той, что вошла в печатное издание:


Скачать книгу "Второй том «Мертвых душ». Замыслы и домыслы" - Дмитриева Екатерина бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Литературоведение » Второй том «Мертвых душ». Замыслы и домыслы
Внимание