Бухтарминские кладоискатели

Александр Лухтанов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Казахстанский Алтай славится не только роскошной природой, но и богатством недр, за что и получил название Рудного. Однако в последнее время очень актуальным становится вопрос разведки новых месторождений. В приключенческой и одновременно краеведческой повести рассказывается, как четверо мальчишек из лесной деревушки увлеклись изучением родного Бухтарминского края. Они слушают рассказы о его истории, о путешественниках, посетивших его в XIX веке, совершают походы, отыскивают клады и даже делают открытие богатого рудного месторождения. И всё это сопровождается приключениями в горах и лесу, порой опасными и рискованными, но герои повести выходят победителями из самых сложных ситуаций.

Книга добавлена:
14-03-2023, 12:56
0
428
80
Бухтарминские кладоискатели
Содержание

Читать книгу "Бухтарминские кладоискатели"



Река там как в каменной трубе. Ревёт, грохочет, зажатая скалами. А вот если река разбухла от таяния снега в горах или от дождя, тогда можно переждать — переночевать, дождавшись спада воды. Ждать, бывает, приходится долго. Или рисковать, чтобы перебрести. Сколько так людей погибло! Да, а сейчас куда вы держите путь?

— На Холзун идём, — ответил Роман. — Сначала поднимемся в верховья Нарымки, а там дальше через Холзун, если позволит погода и будет время, на Катунь спустимся.

— Ну, с богом! Там, рядом, где будете проходить, в верховьях Талового Тургусуна геологи-разведчики работали, кое-что нашли, я имею в виду руду. Свалы называются. Это верхушки месторождения, а что дальше, внизу — неизвестно. А вернётесь — приходите, ещё поговорим. Или вместе поищем подземный город. Я тут у вас собираюсь быть до конца сентября — середины октября. Смотря как погода позволит. Искать лучше поздней осенью или весной, когда трава пожухнет и обнажится земля. А сейчас в наших травяных дебрях ни закопушку, ни отвал не найдёшь. Так что я вас приглашаю. Пошаримся, как говорят сибиряки. Ну как? Это же приключение — первый класс!

— Мы не против, но в сентябре начинается учёба. Вот если бы в августе, нам бы подошло.

— Приходите в августе, лучше в конце месяца. Кстати, — оживился Максим, — когда будете спускаться с Холзуна, поклонитесь могиле геолога Петца. Памятник стоит на правом берегу реки Банной, она же Хаир-Кумин северный, тёзка нашего Хамира. Вы обязательно будете проходить мимо и найдёте его — это каменная пирамида, правда, сильно разрушенная. Это был талантливый геолог, подававший большие надежды, любимец Семёнова-Тянь-Шанского. Погиб совсем молодым в 1908 году во время переправы через реку. Тогда алтайские заводы практически остановились из-за истощения рудников. Искали новые месторождения — вот Петц и делал геологические съёмки. А мне кажется, что он и хотел попасть в вершину нашего Хамира, прогнозируя там то самое месторождение, которое я подозреваю и о котором рассказываю. Вот не повезло ему: жизнь свою отдал, а тайна месторождения так и осталась нераскрытой.

— Максим, — с некоторой неуверенностью начал Роман, — я вот слушаю тебя, а сам думаю: как же так, рудники остановились из-за того, что кончилась руда, а как же сейчас они работают с большой производительностью — такой, что сто лет тому назад и не снилось. И Зыряновский комбинат, и Лениногорский. Откуда руда-то вдруг появилась?

— Молодец, Роман, — похвалил Максим, — я ждал этого вопроса. Видно, что ты уже начал соображать в горном деле и геологии. Всё дело в том, что старые заводы работали на окислённых рудах, то есть отрабатывали верхушки месторождений, а сульфиды не трогали, так как не умели обогащать руду, то есть отделять рудные минералы от пустой породы. И это была проблема для алтайских рудников: руда есть, а вот как получить из неё металл, не знали. В конце девятнадцатого века работал на Зыряновском руднике талантливый инженер Кокшаров. Видимо, его прислал так называемый Кабинет, попросту говоря — петербургские хозяева алтайских рудников и заводов, с целью реорганизации всего рудничного хозяйства. Между прочим, он был сыном знаменитого петербургского минералога. Так вот, в 1892 году он построил первую в России ГЭС. Называлась она Берёзовской, так как использовала воду из реки Берёзовки, подведённую специально прорытым каналом. Это было большим достижением, так как тогда все ГЭСы во всём мире можно было пересчитать по пальцам.

— Да, про этот канал нам говорил Станислав, когда рассказывал про Геблера, — вспомнил Роман. — Его ещё раньше прорыли, когда ставили водоналивные колёса.

— Совершенно верно, — подтвердил Максим, — так и было. С помошью шкивов вращение водоналивных колёс передали на турбины, и электроэнергия вместо примитивных деревянных шатунов стала подаваться на рудник по проводам.

Естественно, Кокшаров после этого заимел большой авторитет среди горного начальства. Видимо, благодаря этому авторитету он сумел пробить в верхах проект постройки завода по обогащению зыряновских руд способом выщелачивания. Этот способ с обжигом, сульфатацией и выщелачиванием применяли кое-где на европейских рудниках. Царский Кабинет поверил в идею, выделил большие деньги, завод был построен, но дело не пошло. Рудник прогорел, а Кабинет потерпел большие убытки. После этого Зыряновский рудник, можно сказать, стоял почти до тридцатых годов следующего века. А выщелачивательный завод, вернее, обогатительная фабрика, сохранилась и стоит до сих пор, используются лишь её помещения. Вот так и получилось, что самые сливки месторождений оказались невостребованными, и сейчас их и отрабатывают, обогащая руду совсем другим способом — способом флотации. А Кокшаров, видимо, из-за этой неудачи попал в немилость, и имя его было забыто.

— Да, я видел это здание, сложенное из дикого камня, — отозвался Роман. — Впечатляют его внушительные стены, как у средневекового замка.

— Да, стены там метровой толщины, — подтвердил Максим, — и заметьте: сложены без цемента. Тогда ведь не умели делать бетон, использовали гашёную известь. Выдерживали в ямах с водой по нескольку лет, и она приобретала связующие свойства.

— Надо же! — удивился Егор. — Сплошные чудеса! А мы-то ничего не знаем, хотя тут живём.

— Это ваша история, я её вам рассказываю для расширения вашего кругозора, — продолжал Максим, — если вам интересно.

— Интересно, интересно, — хором ответили Егор и Агафон, — продолжай дальше.

— Собственно говоря, я почти всё сказал, что знаю. Через долину Хамира, через Холзун прошло несколько великих геологов, но, к сожалению, мимоходом. Первым был Шангин ещё в конце XVIII века, после него Григорий Щуровский в 1844 году, в 1874-м — Иван Мушкетов и в 1914 году Владимир Обручев. Последние оба очень торопились, не подозревая, что прозевали крупное месторождение. Нам оставили это счастье открытия, — пошутил в заключение Максим и тут же поправился: — Если ещё его найдём. Да, — спохватился он, — а как вы собираетесь проходить каньон Тегерека? Без альпинистской техники там не обойтись. По сторонам отвесы отполированных водой скал, и по руслу, по воде далеко не везде пройдёшь. Бесноватая там река, хотя и воды бывает немного. А вот если снега тают или дождь — лучше не соваться!

— Поднимемся на вершину гребня, скалы обойдём, — отозвался Роман.

На этом и расстались, оставив Максима у промывального лотка.

На Холзуне

— Я смотрю, Рома, ты полностью ему доверяешь, — сказал Степан, едва они отошли от лагеря москвича. — Что-то больно похоже всё это на фантастику. Не очень во всё это верится.

— Ты что имеешь в виду: рассказ про месторождение или всё остальное?

— Да и то, и другое.

— Нет, а я ему верю. И потом, он же не утверждает категорически, что вот он открыл. Он только предполагает. Я думаю, нормальный он человек, хотя и мечтатель. А у нас как романтик — так ненормальный. Другое дело — получится ли у него с этой идеей, это бабушка надвое сказала. Сто пятьдесят лет ищут, не могут найти, а тут один человек додумался. А я с большим желанием составлю ему компанию. Это же увлекательное дело! Ну и что, если не получится? Быка не проиграем. Ну так как, кто со мной?

— И я, и я тоже! — едва ли не хором отвечали Агафон и Егор.

— Вот видите, мы как мушкетёры: «Один за всех и все за одного». Вместе будем разведчиками недр, а Д‘Артаньяном у нас будет Максим.

В своих верховьях Тегерек, прежде чем сорваться в каньон, течёт в выположенном альпийском поясе, пересекая морены, и успокоенно разливается, кружась меж ледниковых озёр. Визгливо и истерично вскрикивали сурки, потревоженная медведица с медвежонком прервала своё занятие с разрыванием сурчиных нор и поскакала вверх по громадному снежнику. Было необычно много снега в ледниковых карах северного откоса обширного горного цирка, образующего истоки сразу нескольких рек: Большой Речки, Нарымки и Громотушки. По соседству зарождались Тегерек, Таловый Тургусун. Дальше на севере, за Тегереком проглядывал хребет Холзун — водораздел между бассейнами Иртыша и Оби.

Утро следующего дня было туманным, но пока собирались и завтракали, туман заклубился и стал на глазах таять и подниматься ввысь, в конце концов превратившись в белые облачка, плывущие по небу. Вышло солнце, и снег стал быстро сходить, к полудню оставшись лишь в ложбинах и на теневых склонах. Природа, будто оправдываясь за вчерашнюю непогоду, одаривала теплом и комфортом. Путешественники наслаждались не только созерцанием горных пейзажей, но и любовались полётами птиц, среди которых виртуозными пируэтами и звонкими голосами выделялись асы высокогорья: красноклювые клушицы и желтоклювые альпийские галки.

По одному из левых притоков Тегерека путники поднялись на водораздельный хребет, разделяющий долины Тегерека и Хамира. Открывшаяся картина всех немного разочаровала. Они увидели цирк, вовсе не такой грандиозный, как в верховьях Тегерека. Хотя и здесь были снежники и кары, но всё меньших размеров. Сам же водораздел бассейнов Оби и Иртыша выглядел невысоким зелёным плоскогорьем. Зато, чем ближе к нему подходили, тем больше становилось бабочек. Кажется, путники попали в рай из цветов, бабочек и пейзажей, радующих глаз. Порхали высокогорные белоснежные аполлоны разных видов, всюду роились тёмные чернушки — нежные, будто бархатные, создания.

Но сейчас все наслаждались теплом, нежарким солнцем, сознанием выполненного намеченного плана и были вполне счастливы.

— Неужели это и есть Холзун? — недоверчиво повторял Егорка. — То корячились, на верхотуру карабкались по скалам, а здесь совсем пологий склон и гораздо ниже, чем на Громотушке.

— Да это водораздел между бассейнами Оби и Иртыша, — отвечал Роман. — К тому же граница Казахстана и России.

— Странно получается, — с Егором согласился Степан, — главный хребет куда ниже его отрогов.

— В природе всякое бывает, — важно изрёк Роман. — Глядите, тут настоящее болото! Вода стоит, будто в озере.

Действительно, картина была удивительной. Озеро, не озеро, вроде болото, но с каменным дном, хотя и заросшее травами. Вскоре обнаружилось, что есть и стоки из него, причём в разные стороны. Одни ручейки бежали с Холзуна, на юг, другие — на север.

— Вот что значит сглаженный рельеф, — в задумчивости проговорил Роман, — а ведь такое редко увидишь, чтобы с одного болотца в горах рождались реки, бегущие в разные стороны водораздела.

— Как это? — не понял Егор.

— А так, что ручей, бегущий на юг, относится к бассейну Иртыша, а тот, что на север, — это уже бассейн Оби.

— А ведь это ещё Геблер заметил, — вспомнил Роман. — Ничего не изменилось с тех пор, и это хорошо.

Так, беседуя и обходя озерца и заросли карликовой берёзки, они дошли до сухого взгорка с торчащими из травы валунами. Одни из них были затянуты затейливыми узорами разноцветных лишайников, другие с чистыми боками, на которых проступали неясные очертания примитивных рисунков. С удивлением разглядывали путешественники изображения козлов, оленей, письмена, похожие на иероглифы, и ещё какие-то непонятные знаки. Кто и когда их выцарапал, никто не знал и не слышал об этих рисунках. Ясно было одно: сделали их древние люди. Чуть поодаль стояли каменные истуканы — балбалы. Раскосые глаза безмолвно и сурово глядели с плоских ликов. Скрещённые на животе руки оттеняли враждебность их поз. Явно эти каменные воины стояли на страже, охраняя от чужеземцев какую-то тайну. Какую — никто этого не знал, даже живущие ныне алтайцы, давно потерявшие связь древних времён.


Скачать книгу "Бухтарминские кладоискатели" - Александр Лухтанов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Путешествия и география » Бухтарминские кладоискатели
Внимание