Жизнь и приключения Максима Горького по его рассказам

Илья Груздев
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Для тех детей, которым трудно справиться с трилогией Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»), виднейший биограф и исследователь его творчества Илья Груздев (1892–1960), написал еще при жизни Алексея Максимовича книгу, озаглавленную «Жизнь и приключения Максима Горького». Это была одна из первых биографических повестей в нашей детской литературе.

Книга добавлена:
8-05-2023, 07:53
0
335
46
Жизнь и приключения Максима Горького по его рассказам

Читать книгу "Жизнь и приключения Максима Горького по его рассказам"



Крендельщик

Играл ветер-позёмок, вздымая по улицам сухой серый снег, когда Алеша в отчаянии пошел на новые поиски работы. На одном из дворов, где помещалась пекарня, он увидел странное зрелище. Среди мятущихся по двору клочьев сена и обрывков мочала стоял круглый, пухлый человек в одной рубахе и в резиновых галошах на босу ногу. Сложив руки на вздутом животе, он быстро вертел короткие большие пальцы — один вокруг другого — и смотрел на Алешу маленькими разноцветными глазами. Правый был зеленый, а левый — серый.

— Ступай, ступай, — заговорил он высоким голосом, — нет работы! Какая зимой работа?

Безобразная внешность человека возбудила у Алеши любопытство.

Ты — дворник, что ли? — спросил он.

— Иди, знай, это не твое дело…

— А нельзя ли повидать самого хозяина?

Вздохнув и внимательно присматриваясь зеленым глазом, человек сказал:

— Это я самый и есть…

Надежды Алеши на работу рухнули. Ветер сразу стал холодней, а человек еще более неприятен.

— Что? — воскликнул он усмехаясь. — Вот-те и дворник!

Теперь, стоя близко от него, Алеша видел, что человек находится в тяжком похмелье.

— Айда прочь! — сказал он веселым голосом, дохнув на Алешу густою струей винного перегара и размахивая короткой ручкой.

Алеша повернулся и не торопясь пошел к воротам.

— Эй! Три целковых в месяц — хошь?

Алеша был здоров, силен, грамотен — и ему работать на этого жирного пьяницу за гривенник, в день!

Но — зима не шутит, делать было нечего. Скрепя сердце, Алеша сказал:

— Ладно.

— Ступай к приказчику!

Войдя в покосившуюся, щелявую пристройку двухэтажного дома, Алеша стал пробираться между мешками муки, как вдруг на дворе раздались странные звуки: что-то зашлепало, зафыркало.

Прильнув лицом к щели в стене сеней, Алеша обомлел от удивления: хозяин, прижав локти к бокам, мелкими прыжками бегал по двору, точно его как лошадь кто-то гонял на невидимой корде. Сверкали голые икры, толстые круглые колени, трясся живот и дряблые щеки. Округлив свой рот, человек вытянул губы трубою и пыхтел:

— Фух, фух…

Кружится солома, мочало, катаются колесики стружек, ветер свистит в трубе, торопливо барабанит какая-то щепа, а на дворе, среди хлама, как бы играя с ним, грузно прыгает, прогоняя похмелье после запоя, потея и хрипя, странный, невиданный человек, — прыгает, хлябая сырым, жирным телом, и фыркает:

— Фух, фух, фух…

И откуда-то из-за угла ему неистово отзываются свиньи сердитым визгом и хрюканьем.

«Это куда же я втряпался?» подумал Алеша.

В огромной печи жарко пылает золотой огонь, а перед ним чёртом извивается, шаркая длинной лопатой, пекарь Пашка Цыган, человек маленький, черноволосый, с раздвоенной бородкой и ослепительно-белыми зубами.

— Жарь да вари! — кричит он, смахивая ладонью пот с красивого лба в черных кудрях.

У стены, под окнами, за длинным столом, сидят восемнадцать человек рабочих, делая маленькие крендели в форме буквы «В»; на одном конце стола двое режут тесто на длинные полосы, щиплют его на равномерные куски и разбрасывают вдоль стола под руки мастеров, — быстрота движений этих рук почти неуловима. Рассучив кусок теста, связав его кренделем, каждый пристукивает фигуру ладонью — в мастерской непрерывно звучат мягкие шлепки. Стоя у другого конца стола, Алеша укладывал готовые крендели на лубки, мальчишки брали у него полный лубок и бежали к варщику. Тот сбрасывал сырое тесто в кипящий котел и через минуту вычерпывал оттуда крендели медным ковшом. Скользкие, жгучие фигурки из теста снова укладывались на лубки, пекарь сушил их, ставя на шесток, складывал на лопату, швырял ловко в печь, а оттуда они являлись уже румяными: готовы!

Если Алеша не успевал вовремя разложить все подбрасываемые ему крендели, они тотчас слеживались, слеплялись, работа была испорчена, и люди за столом, ругая его, швыряли в лицо ему шматки теста.

Кроме того, в смену с другим рабочим, он должен был месить тесто. Это очень тяжелая работа — вымесить семипудовую массу так, чтобы она стала крутой и упругой, подобно резине, и чтобы в ней не было ни одного камешка сухой не промешанной муки. А сделать это нужно быстро, — самое большее в полчаса.

Работали крендельщики шестнадцать часов в сутки в низком и душном подвале с маленькими окнами.

Стекла окон были побиты, замазаны тестом, снаружи обрызганы грязью. В углах, как старое тряпье, висели клочья паутины, покрытые мучной пылью.

Восемнадцать носов сонно и уныло качались над столом. Люди покачивались, чтобы не задремать, не заснуть от однообразной, одуряющей работы. Лица их мало отличались одно от другого, на всех лежало одинаковое выражение сердитой усталости.


Скачать книгу "Жизнь и приключения Максима Горького по его рассказам" - Илья Груздев бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Детская проза » Жизнь и приключения Максима Горького по его рассказам
Внимание