Дорога на Майдан. Причины украинского кризиса

Владимир Малинкович
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга известного украинского политолога и журналиста, участника диссидентского движения в СССР В. Д. Малинковича посвящена глубинным истокам и предыстории жесточайшего и многопланового политического кризиса, разразившегося на Украине в конце 2013–2014 гг. То, что автор был непосредственным участником или внимательным наблюдателем многих событий политической истории Украины последней четверти века, многое добавляет к ценности авторских оценок и выводов. Однако не это главное в книге. В пяти очерках работы В. Д. Малинковича содержится взвешенный анализ практически всех сторон проблемы: исторические корни украинских «разломов», становление украинской государственности, национализм, особенности экономического развития, внешнеполитическая обстановка. Завершая книгу, автор делает вывод: «Евромайдан» был Украине вовсе не нужен и оказался даже очень вреден, однако в силу причин, о которых шла речь в этой книге, он, к сожалению, был закономерен».

Книга добавлена:
22-02-2023, 00:48
0
444
68
Дорога на Майдан. Причины украинского кризиса
Содержание

Читать книгу "Дорога на Майдан. Причины украинского кризиса"



Организация украинских Националистов

В советской Украине хозяйственная и культурная жизнь в первое послевоенное десятилетие была весьма интенсивной, но всякая независимая политическая активность была под строжайшим запретом. О советской цивилизации на Украине мы уже говорили, теперь остановимся на проблемах украинского национального движения в Польше, которая по Версальскому договору получила Галицию и отвоевала в войне с Красной Армией Волынь. Именно на этих территориях сформировалась та украинская политическая сила, которую мир знает под названием ОУН — Организация Украинских Националистов.

После того, как УНР потерпела поражение, лидерам украинских национальных сил стало очевидно: самостоятельное существование украинской нации возможно лишь после выхода Украины за рамки общей с Россией или Польшей государственности[91]. И то и другое могло стать реальностью только при условии, что у Украины появятся очень сильные политические союзники. Кроме того, нужна была сильная, хорошо организованная военизированная организация с жесткой дисциплиной и объединяющей всех идеологией. Либерально-народнические и социал-демократические идеи после поражения в Гражданской войне больше никого не устраивали — по мнению многих молодых националистов, они лишь порождали споры и конфликты в руководстве Рады и УНР, из-за которых было подорвано единство национальных сил. Им нужна была радикальная националистическая идеология, и она появилась.

Вытеснение либеральных и леволиберальных идей идеологией авторитарного этнонационализма после Первой мировой войны происходило в Европе повсеместно. Война очень многое изменила. Миллионы людей, пострадавших в результате войны, смысл которой им был непонятен, разочаровались в институциональной демократии, за которую в свое время боролись гражданские националисты. Люди ощущали себя обманутыми либеральными политиками и институтами власти, которым больше не доверяли.

Через 350 лет после Като-Камбрезийского мира Европа национальных государств вновь стала континентом, где господствовали империи (Британская, Германская, Российская, Австро-Венгерская и Французская). Мировая война как раз и была следствием столкновения их интересов. Но велась она под националистическими знаменами и прикрывала свои истинные цели призывами к защите родного отечества и пропагандой ненависти к противостоящим нациям (которых по обе стороны фронта считали варварскими). Нет ничего удивительного в том, что после Первой мировой войны новое поколение националистов вернулось к концепции этнического национализма, ушло от либерально-демократических идей к тоталитарной идеологии.

Бедственное положение населения послевоенной Европы до предела обострило социальные противоречия, породило массовое возмущение действиями крупного капитала — «плутократов», нажившихся на войне. Национальные движения объединялись с социальными в единые национал-социалистические партии и организации. Пройдя через испытания войной и убийством, вчерашний «человек с ружьем» ради того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, готов был вновь убивать и умирать. А тут еще срабатывали обыгрываемые авантюрными политиками жажда реванша у проигравших и шовинистические настроения у победителей. Не успела Европа оправиться от послевоенной разрухи, как на нее нахлынул новый экономический кризис. Либеральным политикам народы Европы больше не доверяли, но демагогам и популистам верили. Очень уж примитивно простыми, а потому легкодоступными для восприятия самых широких масс, особенно если те сбиваются в тысячные толпы, были их лозунги и призывы.

В 1922 г. в Италии победили фашисты Муссолини. Правые националистические режимы утвердились также в Венгрии (1919), Испании и Болгарии (1923), Польше (1926), Югославии (1929), Португалии (1932) и, наконец, в Германии (1933). С начала 30-х годов самой влиятельной силой русской эмиграции стал Национально-Трудовой Союз нового поколения (НТСНП), поменявший затем название на Народно-Трудовой Союз (НТС). Об идейном направлении вновь созданной организации мы можем судить по статье Н. Новаковской «Heil, Hitler!», опубликованной в газете НТСНП «За Россию» вскоре после победы нацистов в Германии. Там есть такие слова: «Наше дело создать сейчас в изгнании и оторванности от народной массы ту дисциплинированную группу, гитлеровское ядро, которое понадобится — нужно уже сейчас — для проведения нашей идеи в жизнь. Ту дружину, на плечи которой обопрутся руки Вождя. Только — Вождя, То лько Руководителя, Вдохновителя»[92]. Программные установки НТС, правда, были несколько мягче программы немецких нацистов (образцом для них служила программа фашистской партии Муссолини), но в основе своей на нее очень похожими. Очень похожей на НТС была и Организация Украинских Националистов (ОУН).

ОУН была создана в январе 1929 г. в Вене после объединения двумя годами ранее нескольких молодежных националистических организаций, предшественником одной из которых был Союз украинских фашистов. Лидером ОУН стал полковник армии УНР Евген Коновалец. Идеология же новой организации была основана на принципах, изложенных публицистом Дмитрием Донцовым в книге «Национализм» (1926).

Донцов отвергал весь предшествующий путь украинского национального движения от кирилло-мефодиевцев до Ивана Франко. Он постоянно критиковал их за демократизм, социализм, универсализм и особенно за то, что они в борьбе за освобождение Украины методам насилия («грому войны, стрелам Перуна и свисту бича») предпочитали просвещение («свободную школу и трибуну»). Больше всего от Донцова досталось Драгоманову как наиболее последовательному представителю демократов-просветителей, которых Донцов презрительно именует «провансальцами». Наиболее последовательным противником «провансальсгва» Донцов, не без основания, считает Тараса Шевченко. Иррационалист, поклонник Шопенгауэра, Донцов убежден: нацию могут создать только Фантазия (вспомним о воображении как созидающей нацию силе у Андерсона) и Воля. Перед национализмом как идеологией, по Донцову, стоят следующие задачи:

1. Укреплять волю нации к жизни, власти и экспансии.

2. Развивать стремление нации к борьбе и веру в конечную победу идеи, которая способна изменить мир.

3. «Разорвать проклятое колесо индивидуализации», поставить «общее» над «единичным», т. е. подчинить личное коллективному, интересы человека интересам нации.

4. Поощрять фанатизм и аморализм, поскольку никакая новая идея не может быть толерантной (фанатики, увлеченные абстрактными идеями, всегда отрицают все ныне сущее и «по отношению к конкретному являются опустошителями и разрушителями»).

5. Ориентировать нацию на борьбу не только за свои интересы, но и за «право сильных рас организовать людей и народы».

6. Внедрять в массы мысль о том, что «творческое насилие» и «инициативное меньшинство» должны быть основанием всякого общественного движения, в том числе украинского национализма[93].

В своей книге Донцов во множестве цитирует Спенсера и его последователей, Ле Бона, Нитптте, Шпенглера, Парето и других модных в то время социальных философов, преимущественно социал-дарвинистов и иррационалистов.

Я подробно останавливаюсь на книге Дмитрия Донцова не только потому, что она когда-то легла в основу идеологии ОУН, но и потому, что Донцов по сей день является авторитетом для лидеров радикальных группировок в Украине, т. е. выработанная им идеология представляет для страны серьезную опасность и сегодня. В 30-е же годы, когда схожие идеи высказывались повсеместно, работы Донцова оказывали большое влияние на широкие круги украинской эмигрантской молодежи, жаждущей реванша за недавнее поражение в войне с большевиками. Явно не перегруженные избытком знаний, молодые националисты не способны были критически воспринять труды Донцова и считали его гением, направляющие идеи которого должны приниматься безоговорочно, потому что они спасут украинскую нацию. Опираясь на идеи Донцова, они и придумали для ОУН особую идеологию — интегральный национализм. Эта идеология признавала нацию «наивысшим типом человеческой общности». Помимо изложенных выше тезисов Донцова она включала в себя идеи корпоративизма, явно заимствованные одним из лидеров ОУН Мыколой Сциборским у Муссолини [94], вождизма и партийной монополии.

Очевидно, идеология ОУН была тоталитарной, но поскольку она была враждебной ко всем формам социализма и в ней лишь слегка просматривались элементы расизма (хотя все-таки просматривались!), ее можно считать более близкой итальянскому фашизму, чем гитлеровскому нацизму. Но политически ОУН сразу после прихода Гитлера к власти стала ориентироваться на союз с нацистской Германией, потому что сильная и агрессивная Германия, с их точки зрения, могла бы помочь освободить Украину сначала от Польши, а там, глядишь, и от СССР.

Отношения украинцев Галиции и Волыни, на которых в первую очередь ориентировалась тогда ОУН, с польскими правителями этих земель были очень плохими, особенно после прихода к власти польских националистов Пилсудского. В 1930 г. в ответ на репрессивные действия против украинских общественных деятелей украинские националисты на Волыни спалили более ста польских домов и хозяйственных построек. Польская власть в ответ начала кампанию «пацификации» (умиротворения), разрушив сотни домов, арестовав и избив тысячи украинцев, в большинстве ни в чем не повинных (семеро из них в ходе пыток погибло)[95]. В ответ ОУН прибегла к террору против польских чиновников (убийство одного из них, министра Перацкого, непосредственно готовил Степан Бандера). Как мы видим, у вдохновленных идеями Донцова украинских националистов цель оправдывала любые средства. Впрочем, польские националисты от них в этом смысле не отставали.


Скачать книгу "Дорога на Майдан. Причины украинского кризиса" - Владимир Малинкович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Дорога на Майдан. Причины украинского кризиса
Внимание