Добрые русские люди. От Ивана III до Константина Крылова. Исторические портреты деятелей русской истории и культуры

Егор Холмогоров
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Перед читателем исторические портреты деятелей русской истории и культуры — монархов и полководцев, землепроходцев и философов, писателей и композиторов, поэтов и художников, на протяжении веков бескорыстно строивших великую российскую державу. Их жизнеописания освобождены от идеологических пут классового подхода и наглядно иллюстрируют роль личности в истории в целом и в становлении России в частности. Объединяет эти очерки стремление автора рассказать о русских героях, увидеть смысл и значение их деятельности для нас, сегодняшних русских.

Книга добавлена:
4-06-2023, 07:25
0
288
172
Добрые русские люди. От Ивана III до Константина Крылова. Исторические портреты деятелей русской истории и культуры
Содержание

Читать книгу "Добрые русские люди. От Ивана III до Константина Крылова. Исторические портреты деятелей русской истории и культуры"



Парадный подъезд

Но пока шляхтянки отыгрывали в будуарах русских чиновников то, что утратили шляхтичи на войне, Михаил Николаевич был далеко от Белоруссии. 1835 году из Гродно М. Муравьёва перевели в Курск, а затем его перебросили из губернаторов в систему Министерства финансов, где он стал главным российским налоговиком.

С 1839 года М. Муравьёв на долгие двадцать лет становится начальником Межевого корпуса и попечителем Константиновского межевого института. М. Муравьёв встает во главе работы по топографическому изучению огромнейшей страны мира — России, устроению земельных владений помещиков и крестьян. Под его руководством Константиновский институт превращается в одно из ведущих высших учебных заведений империи, из которого сейчас выросли Институт Геодезии и картографии и Институт землеустройства.

М. Муравьёв был одним из инициаторов создания в 1845 году Русского географического общества, одного из старейших в мире, и стал его вице-председателем. Причем в вопросе о русской географии ему пришлось изрядно пободаться с иностранцами, которых по-прежнему было много на русской службе и в науке. Муравьёв стоял во главе той группы географов, которая отстаивала мысль, что надлежит заниматься, прежде всего, изучением России.

В первые годы царствования Александра II происходит бурный карьерный взлет М. Муравьёва. Он встает во главе департамента уделов, а с 1857 года назначается ещё и министром государственных имуществ, управлявшим огромными казенными землями и государственными крестьянами. М. Муравьёв был одним из важнейших деятелей при подготовке освобождения крестьян.

С декабристской молодости М. Муравьёв был убежденным антикрепостником. Однако на крестьянскую реформу он смотрел глазами прагматика — нужно было не просто эффектно освободить крестьян и отдать им часть земли, а нужно было сделать так, чтобы не разорилось русское дворянство, по-прежнему остававшееся кузницей военных, управленческих и образовательных кадров. А самих крестьян нужно было побудить заниматься хозяйством, улучшать урожайность, создавать прибыль.

Михаил Муравьёв был противником того прекраснодушного варианта реформы, к которому подталкивал императора его либеральный брат Константин Николаевич, которому Александр III потом сказал: «Ты составил несчастье царствования моего отца». По этой схеме все получалось красиво: крестьян торжественно освобождаем, землю для них выкупает (а частично отбирает за долги) у помещиков государство, но не всю (а крестьяне-то считали всю землю своей), при этом мужики становятся должниками выкупных платежей государству и начинают из-за этого на власть злиться, не слишком занимаясь своим хозяйством и рассчитывая, что царь платежи спишет (как, в итоге, и случилось).

М. Муравьёв предлагал иной вариант. Освобождение крестьян идет постепенно и без громких жестов. Землю мужики выкупают у помещиков сами, тем самым у крестьян появлялся стимул повышать производительность труда. В выигрыше при муравьёвском варианте оказывались и крестьяне, и помещики, но такая схема не подходила для «рекламы». Она не предполагала никаких торжественных манифестов.

«Константиновцы» развернули против М. Муравьёва настоящую кампанию «чёрного пиара». Его называли реакционером, крепостником; именно тогда в его травлю впервые включился А. Герцен, чей нелегальный листок до польского мятежа пользовался большим влиянием в верхах и его клали на стол даже лично государю. Жёсткого борца с коррупцией Муравьёва начали обвинять в этой самой коррупции.

Апофеозом этой грязной кампании было опубликованное в «Колоколе» стихотворение Н. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Некрасов жил как раз напротив «дома с кариатидами» на Литейном, где располагался дом возглавлявшегося М. Муравьёвым Департамента Уделов. Некрасов описывает вымышленного чиновника, живущего в этом доме — мол он и спит поздно, и лентяй, и обжора, и картежник, и волокита. Да к тому же «наш не любит оборванной черни».

Все понимали, что это открытое нападение на М. Муравьёва. И это была клевета от начала и до конца. М. Муравьёв был трудолголиком, он вставал в полвосьмого, весь день работал, принимал докладчиков и просителей, и отправлялся спать лишь в два ночи по требованию доктора. Ни к каким порокам и светской жизни склонен не был, и верхом удовольствия для него было выкурить трубку. Все, кто работал с М. Муравьёвым, восхищались его умом, предусмотрительностью и четкостью распоряжений.

Но клевета делала свое дело, в 1862 году Михаил Николаевич был отставлен со всех постов, расстались с государем они весьма скверно. Однако вскоре императору пришлось снова призвать Муравьёва к власти, на сей раз, чтобы спасти Россию от казавшегося неминуемым расчленения, которым грозил ей вновь вспыхнувший польский мятеж.


Скачать книгу "Добрые русские люди. От Ивана III до Константина Крылова. Исторические портреты деятелей русской истории и культуры" - Егор Холмогоров бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Добрые русские люди. От Ивана III до Константина Крылова. Исторические портреты деятелей русской истории и культуры
Внимание