Дорога на Майдан. Причины украинского кризиса

Владимир Малинкович
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга известного украинского политолога и журналиста, участника диссидентского движения в СССР В. Д. Малинковича посвящена глубинным истокам и предыстории жесточайшего и многопланового политического кризиса, разразившегося на Украине в конце 2013–2014 гг. То, что автор был непосредственным участником или внимательным наблюдателем многих событий политической истории Украины последней четверти века, многое добавляет к ценности авторских оценок и выводов. Однако не это главное в книге. В пяти очерках работы В. Д. Малинковича содержится взвешенный анализ практически всех сторон проблемы: исторические корни украинских «разломов», становление украинской государственности, национализм, особенности экономического развития, внешнеполитическая обстановка. Завершая книгу, автор делает вывод: «Евромайдан» был Украине вовсе не нужен и оказался даже очень вреден, однако в силу причин, о которых шла речь в этой книге, он, к сожалению, был закономерен».

Книга добавлена:
22-02-2023, 00:48
0
449
68
Дорога на Майдан. Причины украинского кризиса
Содержание

Читать книгу "Дорога на Майдан. Причины украинского кризиса"



В Украине люди, занимающиеся малым бизнесом (среди них много женщин), — самая активная часть населения, бунтующая постоянно. Именно их палатки с протестными плакатами чаще всего стоят на центральных улицах украинских городов, особенно Киева. Малый бизнес знает, что он нужен населению, поскольку оно все еще не имеет достаточно средств, чтобы отовариваться в торговых центрах и обедать в ресторанах. Большинство предпочитает совершать покупки на вещевых рынках или в ларьках и перекусывать, если придется, в дешевых забегаловках. К тому же, крупный торговый бизнес, особенно опять-таки в Киеве, рассчитан вовсе не на них, а на людей богатых. В стране таких ничтожно мало, но в Киеве сконцентрирован капитал, и процент зажиточных людей здесь в разы больше, чем в других местах. Да еще иностранцы и прочие гости столицы. Роскошные торговые ряды в центре Киева по богатству не уступают европейским, магазинов для обычных потребителей — гастрономов и универсамов — становится все меньше, их место занимают шикарные кафе и рестораны, салоны красоты, тренажерные залы и развлекательные центры. А на улицах города тесно от «бьюиков», «лексусов», «мерседесов» и «бумеров» новейших марок. Трясет от ярости и явной несправедливости бедного лавочника, заработавшего свои деньги тяжким трудом и знающего, что его нынешняя бе. лая полоса завтра сменится черной. У всех этих раздраженных своими жизненными трудностями, показным чужим богатством и отсутствием поддержки со стороны государства людей как раз в это время появился свой кумир — Юлия Тимошенко. «Наша Юля» — олигарх, «газовая принцесса», заработавшая свои миллиарды далеко не самым честным путем, сумела прекрасно разыграть образ народной заступницы, украинской Жанны д'Арк. Но люди старались не замечать очевидного, потому что готовились к борьбе против всех, в ком видели виновников своего крайне нестабильного положения, и им нужен был лидер. Словом, еще только формирующийся средний класс в лице своих наиболее активных представителей, в первую очередь, журналистов, молодежи, интеллигенции и всех, кто связан с малым бизнесом, сразу же начал проявлять свою пассионарность. И в этом заключалась одна из главных причин «оранжевой революции».

Что касается власти, то она давала журналистам массу поводов для критики, а «простому человеку» — для негодования. Государство с каждым годом все больше и больше погружалась в беспредельное море коррупции и активно использовало административный ресурс (в частности правоохранительные и налоговые органы) не для зашиты закона, а в интересах правящей элиты — для финансирования своих избирательных кампаний, проведения репрессий против тех, кто критикует власть, для ограничения свободы слова.

Осенью 2000 г. случился «Кучмагейт». Неожиданно исчез известный киевский журналист Георгий Гонгадзе, и вскоре было найдено его обезглавленное тело. Два месяца спустя лидер социалистов А. Мороз сообщил, что располагает аудиозаписями недавно уволенного майора президентской охраны В. Мельниченко, которые якобы доказывают, что убить Гонгадзе приказал лично президент Кучма. Прямого приказа убивать журналиста, если судить по тексту расшифрованной аудиозаписи Мельниченко, представленной А. Морозом, Кучма не давал. Но в июле 2000 г. он в присутствии главы своей администрации, руководителей СБу и МВД площадными словами обругивал Гонгадзе и требовал, чтобы того выслали в Грузию. Приведу самую важную часть аудиозаписи:

Кучма: «Украинская Правда», ну это просто уже, бля, оборзели. Подонок, бля. Грузин, грузин… Гонгадзе. Ну, кто же его финансирует?…

Неизвестный: Ну, он активно сотрудничает с этим, с Морозом, с «Гранями»…

Кучма: В суд, может, тут нардеп, пусть бы юристы подали в суд Это ж в прокуратуру, да?… Просто, бля… есть какая-то, сука, б...ля… Депортировать его, бля, в Грузию и выкинуть там на х…!

Неизвестный: Отвезти его в Грузию и кинуть там? Кучма: Чеченцев надо, чтобы украли его и выкинули…[171]

Не сомневаюсь: убивать Гонгадзе Кучма не собирался, но присутствующие при этой беседе главы СБУ и МВД могли принять грубую и невнятную брань Кучмы за призыв к расправе. Судя по материалам судов против обвиняемых в убийстве журналиста генерала МВД Пукача и его подручных, они хотели только запугать Гонгадзе, но он оказал сопротивление, и убийцы, не рассчитав силы, задушили его. И чтобы скрыть преступление, отрезали убитому голову.

Независимо от того, что степень ответственности лично Кучмы за это убийство была, по-видимому, преувеличена, недовольная властью общественность именно его и его ближайшее окружение считала прямыми виновниками преступления. Журналистское сообщество оценило убийство Гонгадзе как удар по «свободе слова», т. е. как действие, направленное против них всех как политически активной социальной страты. Кучма был объявлен преступником, и журналисты стали активно настраивать против него украинское общество, вызывая у него иллюзию, будто в демократической стране оно имеет право на восстание против тирании. Начались волнения: массовые демонстрации, палатки с протестантами, столкновения с милицией. Тогда порядок в городе удалось восстановить, но это была лишь репетиция будущей «оранжевой революции».

После «Кучмагейта» протесты шли один за другим. Кучма не делал ничего, чтобы снизить активность протестантов. Напротив, своими интригами в борьбе за то, чтобы остаться у власти на третий срок, только поощрял их. Эмоциональный заряд протестному движению дала история с отравлением Виктора Ющенко в сентябре 2004 г., непосредственно перед выборами. Кто и как на самом деле отравил Ющенко, до сих пор не известно, но то, что пострадал бывший премьер-министр, кандидат в президенты от блока партий «Наша Украина», для многих являлось доказательством того, что виноваты в этом политические противники Ющенко — Кучма, Янукович и стоявшая за ними Москва. Тем более что в деле оказались замешанными руководители СБУ. Иного отношения к происходящему трудно было ожидать, поскольку своими противоправными действиями в истории с Гонгадзе и во многих других случаях руководители государства давали повод для того, чтобы спровоцировать довольно широкие слои населения на акции протеста.

Протестантам, несомненно, нужна быта материальная поддержка, и она у них была. К концу 2004 г. в стране было уже много политиков и бизнесменов, желавших ухода Кучмы. Как сторонник многовекторности, а не отталкивания от Москвы, Кучма мешал националистическим партиям и организациям, которые помогали протестантам и своими собственными ресурсами, и средствами, которые готова быта предоставить «заграница».

На этапе первичного накопления капитала бизнесу быта особенно нужна поддержка государства. Не абстрактно бизнесу как таковому, а конкретным бизнесменам. Трудно забыть очередь, что выстроилась в здании Союза промышленников и предпринимателей, которым тогда руководил Кучма, на следующий день после избрания его президентом Украины. Буквально на каждой ступеньке лестницы, ведущей в кабинет на третьем этаже, где должен был сидеть Леонид Данилович Кучма, стояло по предпринимателю или промышленнику, а то и по два. Все они спешили в числе первых засвидетельствовать новоизбранному президенту свое почтение, поздравить и поднести подарок. В то время все они зависели от благорасположения властей. В конце президентства Кучмы в стране было уже немало олигархов, обладающих таким объемом средств, что не только они с государством, но и государство с ними должно было считаться. И кое-кто из олигархов не готов был во всем потакать власти и мог оказать ей, если надо, сопротивление. За то, что поддержала не его, а конкурента, что не включила в состав властных структур его ставленников, что помешала протолкнуть через парламент полезный олигарху закон и т. д. Суммарно олигархи были богаче государства и могли выступить против него единым фронтом, если будут затронуты их общие интересы. Правда, пока они не воевали против государства, постоянно конфликтуя друг с другом. Тогда их объединение было возможно только теоретически. Но опасность для государства они, безусловно, представляли.

Почти все олигархи Украины делали свой бизнес на промышленном юго-востоке, прежде всего, в Днепропетровской области и Донбассе. Это вполне естественно — именно здесь находятся основные природные ресурсы страны. Почти все олигархи выходцы из Новороссии и говорят преимущественно по-русски. Ахметов — татарин, Пинчук, Коломойский и Боголюбов — евреи. Никому из них не близки националистические взгляды, и им вроде не было смысла поддерживать Ющенко на президентских выборах. Но что значат для олигархов язык, происхождение, история, если идет война за власть и за большие деньги. А в этой войне интересы «днепропетровских» и «донецких» не совпадали.

Алексей Попов, несомненно, прав, утверждая, что Киев и Западная Украина увидели в приходе Януковича к власти возможность передела собственности в пользу «донецких». Но не только они. Пожалуй, еще больше боялись такого передела днепропетровские олигархи. Ведь они хорошо знали, что Виктор Янукович — ставленник самого богатого человека в Украине Рината Ахметова, что вместе с Януковичем в случае его победы в столице прочно обоснуется и Ахметов. Война Днепропетровска с Донбассом к концу 2004 г. уже имела свою историю. Часто говорят, что воевали между собой два клана — днепропетровский и донецкий. Мол, сам Кучма прибыл в Киев из Днепропетровска, и зятем у него был владелец второго по размеру капитала в стране — Виктор Пинчук. Вот и потянул он за собой «днепропетровских». Все, однако, было не так просто. И в Днепропетровске, и в Донбассе было по нескольку олигархических кланов, отношения между которыми были отнюдь не безоблачными.

В конце перестройки главой днепропетровского облсовета стал бывший председатель колхоза Павел Лазаренко. Как раз тогда зарабатывали свой начальный капитал будущие днепропетровские олигархи — и Пинчук, и Коломойский с Боголюбовым, и Тигипко, и Юлия Тимошенко. Лазаренко пытался подмять их всех под себя. В какой-то момент у него это получалось, и тогда и впрямь были основания говорить о днепропетровском клане. «В то время, — говорил позже Виктор Пинчук, — ни один днепропетровский бизнесмен не мог работать без, скажем так, отчислений в личный фонд хозяина региона»[172]. Сам Пинчук в середине 90-х годов создал совместно с Юлией Тимошенко подконтрольную Лазаренко компанию «Содружество», которая зарабатывала большие деньги на перепродаже российского газа. Особенно после того, как Лазаренко стал премьер-министром. Но Пинчук имел и мощную собственную компанию по производству труб большого размера и не хотел ею с кем-либо делиться. «Я достаточно скоро отказался играть по правилам Лазаренко, — рассказывал Виктор Пинчук. — Думаю, был первым бизнесменом в стране, открыто перешедшим в оппозицию к нему. Я пытался объяснять опасность превращения Украины в личную собственность Павла Ивановича и однажды в присутствии его министров рассказал о творимом им беспределе президенту Кучме» [173]. Лазаренко утратил премьерское кресло и, возглавив созданную А. Турчиновым политическую партию «Громада», стал оппозиционером. Часть днепропетровских бизнесменов и политиков, включая Юлию Тимошенко, осталась вместе с Лазаренко, но многие его покинули. С тех пор о едином днепропетровском о лигархическом клане говорить не приходится. Через пару лет «Громада» стала называться «Батькивщиной», которая в год «оранжевой революции» активнее всех поддержала Виктора Ющенко. Другие днепропетровские олигархи вели себя иначе. Виктор Пинчук и Сергей Тигипко поначалу поддержали Януковича, а после его поражения на время ушли из политики. Владельцы группы «Приват» Коломойский с Боголюбовым выбрали иную тактику — они клали яйца в разные политические корзины. Но прихода Ахметова в Киев боялись все, даже те, кто какое-то время его поддерживал или был, как Пинчук, его партнером по бизнесу. Так что финансово поддержать протестантов было кому.


Скачать книгу "Дорога на Майдан. Причины украинского кризиса" - Владимир Малинкович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Дорога на Майдан. Причины украинского кризиса
Внимание