Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев

Ребекка Рэгг Сайкс
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Ребекка Рэгг Сайкс, британский ученый с огромным опытом в области археологии палеолита, показывает неандертальцев в новом свете, отбросив стереотипные представления об одетых в лохмотья дикарях, шагающих по ледяной пустыне. Они предстают перед нами любознательными знатоками своего мира, изобретательными и легко приспосабливающимися к окружающим условиям. «Пять проворных пальцев, листающих эти страницы, сжимали, хватали и скребли на протяжении 300млн лет. Возможно, сейчас вы слушаете музыку или аудиозапись этой книги; гениальная трехкостная структура уха позволяла улавливать любовные вздохи и крики ужаса во времена, когда мы удирали от ископаемых ящеров. Мозг, обрабатывающий это предложение, вырос до своего нынешнего размера почти 500000лет назад — и им успели воспользоваться неандертальцы». Неандертальцы обитали не только в тундрах и степях, но и в дремучих лесах, и у Средиземного моря. Они успешно выживали во времена масштабных климатических потрясений на протяжении более 300000лет. Хотя наш вид никогда не сталкивался с такими серьезными угрозами, мы убеждены в своей исключительности. Между тем в нас присутствует немало ДНК неандертальцев, и многое из того, что нас определяет, было присуще и им: планирование, сотрудничество, альтруизм, мастерство, чувство прекрасного, воображение, а возможно, даже и желание победить смерть. Только поняв неандертальцев, мы можем по-настоящему понять самих себя. «В2015г. был выпущен парфюм под названием Neandertal. Создатель утверждал, что в нем присутствует „аромат удара кремня“ — запах, появляющийся при изготовлении каменных орудий. Стоит отметить, что это не просто рекламный ход: при раскалывании кремня действительно возникает особый запах. Его часто сравнивают с запахом дыма после выстрела из ружья, и именно так астронавты описывали запах лунной пыли». «Самый радикальный вывод был сделан после осознания того, что их естество сохранилось на клеточном уровне, течет по нашим венам, колышется на ветру в наших волосах. Их гены влияют на то, какими мы стали. И все же пока мы отобрали генетический материал всего 40 неандертальцев, в котором лишь три генома прочитаны с высоким покрытием,— из тысяч имеющихся в музеях фрагментов скелетов от сотен индивидов. Следующее десятилетие распахнет пока едва приоткрытую дверь в их сложную историю и биологию». Для специалистов (есть информация, основанная на анализе данных, которые получены с помощью новейших методов исследования), а также для всех интересующихся биологией, археологией, антропологией (энциклопедическое описание неадертальцев и их мира помогает понять историю человечества в целом).

Книга добавлена:
24-02-2024, 09:52
0
152
114
Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев
Содержание

Читать книгу "Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев"



Изменения и время

Но это еще не вся история. Если имеющиеся источники сырья, как правило, оставались большей частью неизменными на протяжении долгого времени, то технокомплексы статичными не были. Безусловное достоинство типологии Борда заключается в том, что при сравнении многочисленных археологических памятников с учетом стратиграфии различные типы все же отражают хронологическую картину. На юго-западе Франции в период МИС 5 неандертальцы создавали множество изделий в леваллуазской технике, но с течением времени использовали ее гораздо реже. На стадии МИС 4 возникает технокомплекс Кина, вслед за этим растет число орудий, выполненных в дисковидной технике, а также появляются комплексы с многочисленными бифасами. Примечательно, что эту последовательность не подвергли пересмотру в последние 30 лет, хотя добавились отдельные нюансы: в некоторых местах есть определенные зоны перекрытия. Например, индустрия Кина существует в МИС 3, когда уже появилось много материала в технике «дисковидных нуклеусов», а в самых молодых слоях, сохранившихся лишь в некоторых местах, но всегда выше поздних дисковидных орудий, вновь возникают крупные скребла Леваллуа.

Этот расцвет технологического разнообразия, наблюдающийся примерно с отметки 150 000 лет назад, происходил не везде одинаково. В других регионах неандертальцы в разное время делали разные вещи. Если львиная доля исследований исторически приходится на пещеры юго-западной Франции, то в распределении каменных артефактов по равнинам северной Франции разобраться было сложнее. За последние несколько десятилетий ситуация изменилась благодаря точным методам датирования, раскрывшим другую технологическую последовательность. Хотя истинные причины этого по-прежнему являются предметом обсуждения, по всей видимости, есть гораздо более четкая взаимосвязь с резкими колебаниями местного климата и состоянием окружающей среды, чем на юге Франции.

Когда примерно 123 000 лет назад после эемского пика климат стал холоднее, неандертальцы чаще отдавали предпочтение более простым способам скалывания, чем типичный Леваллуа. Затем, во время похолодания около 110 000–109 000 лет назад, происходит упомянутый ранее расцвет технологии изготовления пластин. В течение следующих 20 000 лет наблюдаются колебания условий, бореальный лес многократно вырастает и исчезает, но в целом температуры неуклонно становятся ниже. Пластины сохранились, но в более разнообразных формах, неандертальцы разработали новые методы на основе Леваллуа и рационализировали изготовление острий.

В конце МИС 5 наблюдались быстрые, резкие смены теплого и холодного циклов. Деятельность неандертальцев хорошо заметна в периоды восстановления лесов: они вновь увеличили разнообразие каменных орудий. Но, когда стало холоднее и сильная аридизация привела к тому, что обширные территории захватила степь, впервые за сотни тысяч лет на первый план вышли бифасы. За 10 поколений в начале МИС 4 во всю мощь проявилось оледенение, и хотя то тут, то там в периоды кратковременных оттепелей появляются неандертальцы, изготавливающие большие отщепы Леваллуа, в конечном итоге север Франции, судя по всему, все-таки опустел.

С повышением температуры при переходе от МИС 4 к МИС 3 неандертальцы почти моментально материализовались вновь, и в культурном отношении они теперь очень походили на выходцев из юго-западной Франции. Леваллуазские острия и полноценные пластины исчезают навсегда, но не потому ли это происходит, что им больше не находится применения, ведь их изобретали в более ранних условиях лесостепей? А может, эти изделия — творения представителей уникальных неандертальских культур, исчезнувших во время МИС 4? Интересно, что во время МИС 5 популяции, населявшие север Франции, довольно ярко демонстрируют эксклюзивность своих технологий, что говорит в пользу культурно-обусловленной интерпретации. Пластины, бифасы и острия — все это есть в дисковидной и леваллуазской техниках, но всегда по отдельности друг от друга. Это наводит на мысль, что такие орудия либо предназначались для очень специфических задач в особых местах, либо отражали культурные традиции.

Один из самых показательных примеров истинных неандертальских культур обработки камня за пределами северной Франции имеет гораздо более широкий ареал. Отчетливая «граница по бифасам» делит Европу пополам. На западе это мустьерский мир, в котором бифасы продолжали древние традиции. Более или менее симметричные, они заострены по краям путем оббивки всего периметра или большей его части. В восточной же части Европы неандертальцы разработали совершенно другой способ изготовления бифасов. Для этих орудий, известных как «группа кайльмессер», характерна асимметрия, при которой заостренный с двух сторон рабочий край расположен против естественным или искусственным образом затупленного конца.

Неандертальские мастера мустье и кайльмессер жили в одно и то же время, для изготовления отщепов использовали леваллуазскую и дисковидную техники и охотились на похожие виды животных. Тем не менее у них были совершенно разные представления о бифасе, начиная с метода его изготовления и заканчивая способом вторичной обработки. Очевидно, что существовала некая культурная граница, но разобраться в том, связано ли это с тем, что популяции просто никогда не контактировали друг с другом, или дело в каких-то более тонких материях, по-прежнему очень сложно.

Существуют и загадки, касающиеся основных технокомплексов. Дисковидная и леваллуазская техники, по-видимому, были широко известны, но где бы мы ни встретили первую, почти всегда она будет единственным используемым методом[88]. Учились ли некоторые группы неандертальцев только такому способу расщепления или в других местах они работали иначе? Поскольку мы не можем надежно отследить перемещение групп от стоянки к стоянке, то следует искать другие подсказки. Вариант, что определенные технокомплексы были адаптированы к конкретным условиям, кажется соблазнительным, но ни для леваллуазской, ни для дисковидной техники не является в полной мере обоснованным. Более того, оценка износа не подтверждает, что цели, которым они служили, чем-то отличались друг от друга.

Существует один технокомплекс, который ограничен географически, проявляет сильную взаимосвязь с климатом и никогда не встречается с какой-либо другой технологией обработки нуклеуса: это тип Кина. Таким образом, он может свидетельствовать об особом образе жизни некоторых неандертальцев, и этот вопрос мы рассмотрим подробнее в главе 10. Но что примечательно с точки зрения восприятия технологического разнообразия как потенциально связанного с различными культурами по всему континенту, так это то, что тип Кина появляется на юге Франции примерно в то же время, когда на севере исчезает технология изготовления пластин, а уходит в небытие, как только возрастает значимость бифасов. В последние 40 000 лет своего существования неандертальцы переживали серьезные климатические потрясения и, возможно, катастрофический кризис популяции, однако они не только сумели адаптироваться, но и оставили после себя богатое археологическое наследие, полное технических инноваций и признаков культурного развития.


Скачать книгу "Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев" - Ребекка Рэгг Сайкс бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биология » Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев
Внимание