Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев

Ребекка Рэгг Сайкс
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Ребекка Рэгг Сайкс, британский ученый с огромным опытом в области археологии палеолита, показывает неандертальцев в новом свете, отбросив стереотипные представления об одетых в лохмотья дикарях, шагающих по ледяной пустыне. Они предстают перед нами любознательными знатоками своего мира, изобретательными и легко приспосабливающимися к окружающим условиям. «Пять проворных пальцев, листающих эти страницы, сжимали, хватали и скребли на протяжении 300млн лет. Возможно, сейчас вы слушаете музыку или аудиозапись этой книги; гениальная трехкостная структура уха позволяла улавливать любовные вздохи и крики ужаса во времена, когда мы удирали от ископаемых ящеров. Мозг, обрабатывающий это предложение, вырос до своего нынешнего размера почти 500000лет назад — и им успели воспользоваться неандертальцы». Неандертальцы обитали не только в тундрах и степях, но и в дремучих лесах, и у Средиземного моря. Они успешно выживали во времена масштабных климатических потрясений на протяжении более 300000лет. Хотя наш вид никогда не сталкивался с такими серьезными угрозами, мы убеждены в своей исключительности. Между тем в нас присутствует немало ДНК неандертальцев, и многое из того, что нас определяет, было присуще и им: планирование, сотрудничество, альтруизм, мастерство, чувство прекрасного, воображение, а возможно, даже и желание победить смерть. Только поняв неандертальцев, мы можем по-настоящему понять самих себя. «В2015г. был выпущен парфюм под названием Neandertal. Создатель утверждал, что в нем присутствует „аромат удара кремня“ — запах, появляющийся при изготовлении каменных орудий. Стоит отметить, что это не просто рекламный ход: при раскалывании кремня действительно возникает особый запах. Его часто сравнивают с запахом дыма после выстрела из ружья, и именно так астронавты описывали запах лунной пыли». «Самый радикальный вывод был сделан после осознания того, что их естество сохранилось на клеточном уровне, течет по нашим венам, колышется на ветру в наших волосах. Их гены влияют на то, какими мы стали. И все же пока мы отобрали генетический материал всего 40 неандертальцев, в котором лишь три генома прочитаны с высоким покрытием,— из тысяч имеющихся в музеях фрагментов скелетов от сотен индивидов. Следующее десятилетие распахнет пока едва приоткрытую дверь в их сложную историю и биологию». Для специалистов (есть информация, основанная на анализе данных, которые получены с помощью новейших методов исследования), а также для всех интересующихся биологией, археологией, антропологией (энциклопедическое описание неадертальцев и их мира помогает понять историю человечества в целом).

Книга добавлена:
24-02-2024, 09:52
0
138
114
Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев
Содержание

Читать книгу "Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев"



Глава 7. Материальный мир

Внутри тела кость,

Под кожей кровь,

На коже мех,

Сквозь мех рука,

Под рукой огонь,

В огне дерево,

Из дерева смола,

Смола держит камень,

Камень скоблит красное,

Под красным раковина,

В раковине секрет.

Более 99 % всех артефактов среднего палеолита выполнены из камня. В отличие от органики, он не гниет. Предметы, сделанные из живых организмов, будь то животные или растения, встречаются гораздо реже; зубы и кости сохраняются лучше, чем дерево, но не всегда. Тем не менее эти материалы фигурировали в подавляющем большинстве технологий охотников-собирателей, что делает возможным существование целого «призрачного царства» неандертальских изделий, о которых мы ничего не знаем. Иногда мы будто замечаем их тень: следы использования на каменных орудиях со многих памятников указывают на дерево или растения. Чрезвычайно редко особо драгоценные предметы могли сохраняться в течение тысячелетий, подтверждая существование бесчисленных множеств своих безвозвратно утраченных собратьев.

До недавнего времени это были лишь скудные намеки, но за последние три десятилетия число открытий резко выросло. Сегодня по-новому взглянуть на неандертальцев как на мастеров, работающих с материалами, отличными от камня, помогают дерево, кость и раковины. Истории, которые они рассказывают об образе жизни неандертальцев, зачастую становятся откровением.

Начнем с дерева. Мало кто из неандертальцев жил в ледяных пустошах, так что, даже когда деревьев было не так уж много, они все же оставались неотъемлемой частью повседневной жизни. В периоды межледниковий неандертальцы ходили под раскидистыми ветвями буков, любовались ярким золотом осенних лиственниц и, скорее всего, о дереве знали ничуть не меньше, чем о камне. Еще в 1911 г., когда на шумном приморском курорте Клактон-он-Си (Великобритания) в скалах был найден наконечник копья, археологи заподозрили, что гоминины, предшествующие Homo sapiens, мастерили деревянные изделия. О впечатляющем возрасте находки — 500 000–450 000 лет — тогда еще не знали, а вскоре в Лерингене (Германия) было обнаружено копье целиком. Оно было огромным, длиной почти 2,5 м, довольно толстым и, вероятно, использовалось как колющее оружие. Еще важнее то, что оно относится к эемскому периоду, а значит, это плод труда неандертальцев. Словно визитка охотника, лежало оно, разломанное на части, под огромным скелетом слона, что, впрочем, не было в должной мере зафиксировано. Только в 1995 г. появились поистине сенсационные доказательства высокого мастерства неандертальцев в обработке древесины.

В сырой ноябрьский день того года исследователи со всей Европы устремились к огромному месторождению бурого угля в Шёнингене (Германия). Туда их привлекли захватывающие новости о неандертальской стоянке, о которой можно было только мечтать: с кострищами, массой убитых животных и деревянным оружием. Тремя годами ранее здесь были найдены каменные орудия и прекрасно сохранившиеся останки животных и растений из древних озерных отложений, поэтому участок площадью 4000 м2 был на какое-то время спасен от разрушения. В огромной разверзшейся яме рядом с колоссальных размеров техникой археологи казались карликами, но эта постапокалиптическая сцена померкла перед открывшимся перед исследователями древним миром. В мелкозернистых отложениях сорокаметровой толщи лежали небольшие загадочные объекты из дерева, один из которых — предмет с подрубленными, заостренными концами — достигал почти метра в длину. Абсолютно уникальный на тот момент, он был предвестником.

Когда спустя пару лет приехали приглашенные археологи, скептицизм сменился удивлением. Оказалось, что находки из Шёнингена — одно из важнейших археологических открытий ХХ в. В плотном черном-сером иле объекта 13 II-4 лежало доказательство того, что казавшиеся ранее нелепыми утверждения о неандертальском оружии верны. Рядом с десятками убитых лошадей находились разбросанные орудия их умерщвления — элегантные, искусно заостренные деревянные копья.

«Горизонт копий», датируемый периодом 337 000–300 000 лет назад, залегает нечеткой диагональю на площади около 50 м2 вдоль берега древнего озера. Это лишь один из многих слоев в Шёнингене, и только в нем одном содержится более 15 000 находок. В основном это кости, но есть и многочисленные деревянные предметы, в том числе восемь фрагментированных копий, расположенных довольно близко друг к другу. Копье, сохранившееся лучше всех, было переломлено только в двух местах; оно застряло в останках одной из 50 забитых здесь лошадей.

Эти находки перевернули представления о примитивных способностях неандертальцев в деревообработке: нет, они ушли далеко от палок с заостренными концами. Все копья искусно изготовлены из тонкой ели (одно — из шотландской сосны), заостренный конец всегда расположен со стороны комля дерева, а это самое трудное[89]. Древки для прочности обструганы по сторонам от центра: этот прием также применялся примерно 200 000 лет спустя в Лерингене. Центр тяжести у них находится ближе к острию, как у современных спортивных копий, поэтому, возможно, они предназначались для метания. Одно копье длиной 2,5 м гораздо больше остальных, а значит, в системе вооружения было какое-то разнообразие. Эксперименты показывают, что более короткие копья легко метнуть на расстояние до 30 м, а большим можно точно поразить разъяренного зверя, не приближаясь к нему. Копье из Лерингена такое же длинное, но его древко еще толще.

Раскопки удивительных шёнингенских отложений продолжаются с 1995 г., и в настоящее время «горизонт копий» — лишь один из более чем 20 изученных участков. Неандертальцев можно проследить в пространстве вдоль берега озера и во времени, так как археологические находки встречаются в слоях, расположенных выше и ниже. Впоследствии количество копий может даже возрасти, так как в огромной массе фрагментов были обнаружены и другие обработанные обломки.

Но оружие — не единственные деревянные предметы, которые изготавливали неандертальцы. Новые находки, обнаруженные в 2018 г. на юге Европы, подтвердили высокий уровень их мастерства. Многочисленные обработанные палки с одним заостренным концом найдены в двух местах на открытых пространствах: в Аранбальце на севере Испании с датировкой примерно 90 000 лет и в Поджетти-Векки (Италия) — возраст этой находки около 200 000 лет. Они гораздо короче шёнингенских копий, а их длина, характер повреждений и следы использования однозначно дают понять, что их использовали для рытья земли, хотя, вероятно, они также были полезны для прощупывания и протыкания грунта и в качестве опоры при ходьбе. Хотя эти артефакты не вызывают столько восторгов, как копья, на самом деле их изготавливали с не меньшим вниманием.

Это касалось и сырья. Одна из двух палок из Аранбальцы была из тиса, чрезвычайно износостойкого, но в то же время гибкого дерева. В Средние века в Англии из него делали луки, на нем же останавливали свой выбор и изготовители копий из Клактон-он-Си и Лерингена. В то же время в Поджетти-Векки все 40 обработанных фрагментов дерева — относящиеся как минимум к шести орудиям, если судить по количеству рукоятей, — были самшитовыми. Древесина самшита еще более прочная и плотная, чем тисовая, а ветви этого дерева вырастают очень длинными и прямыми. Обрабатывать столь твердую древесину — занятие весьма трудоемкое, но выбирали ее осознанно: во многих традиционных обществах при изготовлении палок для рытья предпочтение отдают самым твердым из доступных пород именно потому, что они долговечны. Для шёнингенских же копий хвойная древесина, возможно, использовалась потому, что в окрестностях не было подходящей древесины твердой породы.

Технические ноу-хау неандертальцев выходят за рамки выбора пород. Как и в случае с копьями, КТ-сканирование показало, что тисовое орудие из Аранбальцы изготовлено из сердцевины дерева со смещением от центральной оси ствола. Палки для рытья на обеих стоянках были тщательно обработаны, кончики отшлифованы, а едва заметные следы обугливания свидетельствуют о том, что для удаления коры и наружного слоя дерева использовался огонь. Есть даже признаки вторичной переработки: палка из Аранбальцы выглядит так, будто ее отрубили от более длинного предмета — возможно, от копья, — а некоторые из палок Поджетти-Векки вполне могли быть сделаны из старых, изношенных инструментов.

Орудия из Поджетти-Векки, случайно найденные во время строительства бассейна, лежали среди множества костей, большей частью принадлежащих прямобивневым слонам. Однозначные следы бойни отсутствуют, а значит, невозможно с уверенностью сказать, какую роль играли эти палки. В частности, одна из них была заострена, а на двух других нашлись загадочные зарубки. Но чем-то иным объяснить их присутствие сложно.

Упомянутые орудия использовались вне стоянок и, очевидно, могли быть связаны с охотой. Были ли у неандертальцев другие виды деревянных изделий? На северо-востоке Испании находится огромный скальный навес, известный как Абрик Романи, из которого за последние три десятилетия был получен ряд важнейших данных о неандертальцах. Когда в 1909 г. там начались раскопки, вряд ли можно было ожидать, что под навесом из обыкновенного, пусть и приятного для глаз травертина скрывается удивительное богатство информации. По сути, особенным это место делают те же насыщенные карбонатом кальция грунтовые воды, благодаря которым сформировался навес: пол грота периодически покрывался слоями натечного камня. Каждый слой содержал изумительно сохранившийся обломочный материал от неандертальских ремесел.

Даже одна такая находка была бы поразительной, но в двенадцати слоях, охватывающих 40 000 лет[90], их было минимум 27. Сотни кострищ, многие десятки тысяч каменных орудий и костей сохранились вместе с подверженным разложению материалом, таким как листья, сосновые шишки и карбонизированная древесина[91]. Другие деревянные предметы сгнили, но оставили полости в натечном камне — среднепалеолитические аналоги тел помпейцев.

Абрик Романи содержит совершенно уникальные материалы, которые неандертальцы оставляли здесь каждый раз перед тем, как идти дальше. В их числе около сотни деревянных предметов, относящихся к нескольким слоям. В основном они представляют собой топливо для костров, но есть и явно обработанные артефакты. Один похож на палку из Аранбальцы, остальные не похожи ни на что. Два карбонизированных, слегка изогнутых предмета из слоя возрастом 50 000–45 000 лет выглядят как деревянные блюда диаметром чуть меньше обеденной и чуть больше десертной тарелки. Другой предмет — плоский, но с длинным выступом на одном конце, возможно служившим ручкой.

Самая примечательная находка обнаружена в 2011 г. в слое, датируемом периодом примерно 56 000 лет назад. Эти данные еще не опубликованы, но в пресс-релизах представлен большой инструмент в форме мясницкого ножа с широким лезвием и рукояткой; именно такой можно найти на кухне опытного шеф-повара. Предположительно, он служил для резки чего-то мягкого и потрясающим образом демонстрирует роль технологии обработки древесины в повседневной жизни неандертальцев.


Скачать книгу "Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев" - Ребекка Рэгг Сайкс бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биология » Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев
Внимание