Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев

Ребекка Рэгг Сайкс
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Ребекка Рэгг Сайкс, британский ученый с огромным опытом в области археологии палеолита, показывает неандертальцев в новом свете, отбросив стереотипные представления об одетых в лохмотья дикарях, шагающих по ледяной пустыне. Они предстают перед нами любознательными знатоками своего мира, изобретательными и легко приспосабливающимися к окружающим условиям. «Пять проворных пальцев, листающих эти страницы, сжимали, хватали и скребли на протяжении 300млн лет. Возможно, сейчас вы слушаете музыку или аудиозапись этой книги; гениальная трехкостная структура уха позволяла улавливать любовные вздохи и крики ужаса во времена, когда мы удирали от ископаемых ящеров. Мозг, обрабатывающий это предложение, вырос до своего нынешнего размера почти 500000лет назад — и им успели воспользоваться неандертальцы». Неандертальцы обитали не только в тундрах и степях, но и в дремучих лесах, и у Средиземного моря. Они успешно выживали во времена масштабных климатических потрясений на протяжении более 300000лет. Хотя наш вид никогда не сталкивался с такими серьезными угрозами, мы убеждены в своей исключительности. Между тем в нас присутствует немало ДНК неандертальцев, и многое из того, что нас определяет, было присуще и им: планирование, сотрудничество, альтруизм, мастерство, чувство прекрасного, воображение, а возможно, даже и желание победить смерть. Только поняв неандертальцев, мы можем по-настоящему понять самих себя. «В2015г. был выпущен парфюм под названием Neandertal. Создатель утверждал, что в нем присутствует „аромат удара кремня“ — запах, появляющийся при изготовлении каменных орудий. Стоит отметить, что это не просто рекламный ход: при раскалывании кремня действительно возникает особый запах. Его часто сравнивают с запахом дыма после выстрела из ружья, и именно так астронавты описывали запах лунной пыли». «Самый радикальный вывод был сделан после осознания того, что их естество сохранилось на клеточном уровне, течет по нашим венам, колышется на ветру в наших волосах. Их гены влияют на то, какими мы стали. И все же пока мы отобрали генетический материал всего 40 неандертальцев, в котором лишь три генома прочитаны с высоким покрытием,— из тысяч имеющихся в музеях фрагментов скелетов от сотен индивидов. Следующее десятилетие распахнет пока едва приоткрытую дверь в их сложную историю и биологию». Для специалистов (есть информация, основанная на анализе данных, которые получены с помощью новейших методов исследования), а также для всех интересующихся биологией, археологией, антропологией (энциклопедическое описание неадертальцев и их мира помогает понять историю человечества в целом).

Книга добавлена:
24-02-2024, 09:52
0
152
114
Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев
Содержание

Читать книгу "Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев"



На самом деле памятников, где есть некоторые признаки употребления в пищу морепродуктов, масса: их более 15 в Иберии и в других местах вокруг Средиземного моря. В самом богатом слое пещеры Эль Куко, недалеко от атлантического побережья на севере Испании, неандертальцы накопили почти 800 морских блюдечек и несчетное количество морских ежей, сегодня считающихся деликатесом во многих приморских регионах. Поражает разнообразие съедобных морских существ и на португальском побережье Атлантического океана в пещере Фигейра-Брава. Общее количество моллюсков здесь меньше, но это может быть связано с тем, что их уничтожали более интенсивно: в общей стратиграфии выделяются отдельные раковинные прослойки, более насыщенные, чем другие слои. Кроме того, здесь найдены остатки более 40 крабов и нескольких видов рыб, которых можно добыть в литоральных зонах или на мелководье.

Дальше на север на атлантическом побережье морепродуктов на памятниках пока не найдено. С падением уровня моря ущелье Ля Котт-де-Сен-Брелад в Джерси оказалось на достаточно близком расстоянии до берега, но лишь на короткое время, и здешние неандертальцы, судя по всему, сосредоточились на крупной дичи. Тем временем в Ле-Розель, памятнике середины поздней стадии МИС 5, расположенном среди дюн на северном побережье Франции, присутствуют губаны, мидии и спондилус (колючая устрица), хотя неандертальцы вряд ли их ели. Также в Ле-Розель изредка встречаются останки моржей, напоминающие о том, что в проливе Ла-Манш неандертальцы могли встречать и более крупных морских существ, хотя на этих останках и нет следов разделки.

Все же иногда они употребляли в пищу крупных океанских обитателей. На нескольких иберийских стоянках найдены кости дельфинов, тюленей и больших рыб с насечками. Вероятно, мертвых животных выбросило на берег либо неандертальцы сумели загарпунить каких-то отдельных особей на мелководье. Мы можем лишь задаваться вопросом, что неандертальцы делали с такими существами, тела которых одновременно и отличались от столь знакомой им сухопутной дичи, и напоминали ее.

Наверное, самая недооцененная группа, которая могла внести вклад в диету неандертальцев, — это насекомые. За пределами западного мира они считаются достаточно сытной пищей и употребляются в пищу коренным населением или продаются в качестве уличной еды. В Евразии не так много крупных, жирных гусениц и личинок, но, как и мы, летние дни неандертальцы проводили под жужжание пчел. Хорошо известно, что охотники-собиратели — как, впрочем, и шимпанзе — рискнут быть ужаленными, лишь бы достать замечательный калорийный приз в виде меда. И если неандертальцы сумели бы его попробовать, то с их умением различать на вкус сладкое он им, скорее всего, понравился бы. Как мы упоминали в предыдущей главе, клей для рукояток, изготовленный из смеси пчелиного воска и сосновой смолы, недвусмысленно намекает, что неандертальцы, жившие на территории Италии, были прекрасно осведомлены и о других ресурсах пчелиных ульев.

Если же говорить о самих насекомых, которых можно употребить в пищу, то не стоит исключать тех, кто всегда под рукой: паразитов. Клещей и вшей могли поедать при уходе за волосами; кроме того, они обитали и на собственных телах неандертальцев, и на добываемой ими дичи. Многие крупные млекопитающие, на которых охотились неандертальцы, страдали от подкожных оводов. Их прожорливые личинки вылупляются из яиц, отложенных под шкуру конечностей животного, и вырастают в длину до 2 см и даже больше. Они мигрируют сквозь мышцы под кожей, доходя даже до трахеи. Во всех проделанных ими ходах в мышцах образуется заметное желеобразное вещество, а под кожей — желваки, после которых остаются свищи; но, в свою очередь, и сами голодные личинки годятся в пищу. Многие коренные народы Северной Америки, охотящиеся на оленей, в том числе индейцы догриб, чипевайан и инуиты, считали их деликатесами, сравнимыми с ягодами, а поскольку найдены крошечные резные изображения оводов, относящиеся к верхнему палеолиту, значит, они определенно были известны уже в эпоху плейстоцена. Если неандертальцы дошли до того, чтобы есть даже морские блюдечки, то нет причин, помешавших бы им лакомиться настолько отборной закуской, как оводы.


Скачать книгу "Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев" - Ребекка Рэгг Сайкс бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биология » Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев
Внимание