Петр I. Материалы для биографии. Том 2, 1697–1699

Михаил Богословский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Произведение академика М. М. Богословского (1867–1929) безоговорочно признано классическим сочинением историко-биографического жанра, остающимся самым полным исследованием личности Петра Великого и эпохи петровских преобразований.

Книга добавлена:
4-03-2023, 00:49
0
251
211
Петр I. Материалы для биографии. Том 2, 1697–1699
Содержание

Читать книгу "Петр I. Материалы для биографии. Том 2, 1697–1699"



XLI. Организация финансового управления. Таможенное и питейное управление

Одновременно с внешней организацией центрального бурмистерского управления, которое должно было открыть действия с 1 сентября, с определением его прав, его отношений к другим правительственным органам, сформированием его канцелярского персонала и устройством для него помещения шла внутренняя, так сказать, подготовка к самой деятельности будущего органа по существу тех предметов, которые должны были войти в круг компетенции бурмистров. Таких предметов было два: сбор доходов и отправление правосудия. Так как преобладающее значение в деятельности бурмистров должен был иметь первый предмет — сбор доходов, то на эту сторону дела и была, главным образом, направлена организационная работа. Необходимо было для взимания сборов предварительно снабдить бурмистров соответствующим финансовым материалом в виде книг, ведомостей и выписок, которые должны были лечь в основание сборов как по Москве, так и по уездным городам. Весь такой материал должны были доставить бурмистрам учреждения, ведавшие до реформы городскими сборами, и о такой доставке говорилось уже в учредительном указе 30 января, где читаем: «А для сбору окладных доходов и других сборов взять им (бурмистрам) ведомости из всех приказов… и окладные книги». Соответствующие приказы должны были сообщить бурмистрам: «…что с гостей и сотен, и слобод каких окладных доходов и сборов порознь»[1136]. Исполнительные памяти о такой присылке отправлялись из Разряда по приказам 16 февраля и 14 марта[1137]. Это собирание, «снос» финансовых материалов из приказов тянулся довольно медленно; о медленном ходе его бурмистры сообщали в Разряд в докладных письмах. В письме от 7 июня они уведомляли, что по это число к ним присланы были из приказов следующие ведомости: из Посольского приказа о Новомещанской слободе, а с каких именно оброчных статей шли поступления, не указывалось. Были случаи, когда различные оброчные доходы отдавались на откуп, сроки откупов прошли, но приняты ли оброчные статьи от откупщиков обратно и в каком состоянии приняты, оставалось по доставленным ведомостям неизвестно. В некоторых случаях не были указаны сроки откупов, в других — имена откупщиков. В документах, доставленных приказом княжества Смоленского, Смоленский край не был расписан по уездам (Смоленский, Дорогобужский, Бельский, Рославльский), сведения давались по всему краю в целом. Ни из одного приказа не было прислано прежних указов о стрелецких деньгах и об оброчных сборах. Все такие недочеты должны были в значительной мере затруднять деятельность бурмистров. «А без тех подлинных ведомостей о тех сборех, — писали бурмистры, — управления чинить будет городовым бурмистром не по чему и от того будет в сборех тех доходов остановка»[1138].

Организация посадского самоуправления осложнилась еще передачей в его ведомство таможенного и питейного управления. Законодательство об этом управлении в 1699 г. особенно ярко характеризует всю казуистичность бурмистерской реформы, проводившейся отрывочными законодательными толчками. При издании указов 30 января вопрос о таможенном и питейном управлении еще не попал в поле зрения законодателя. Он коснулся его лишь слегка в первом указе о московских бурмистрах, возлагая на них обязанность наблюдать за исправным поступлением таможенных и питейных сборов: «И таможенные, и кабацкие, и иные сборы сбирать с пополнением, и того им, бурмистром, смотреть и беречь накрепко».[1139] Во втором указе 30 января этот вопрос обойден полным молчанием. Очевидно, предполагалось, что система таможенного и питейного управления в виде таможенных и кабацких голов и целовальников остается прежняя; установлен только надзор за ней со стороны Бурмистерской палаты.

Однако жизнь стала выдвигать в этой области один за другим вопросы, не предусмотренные раньше. Указ 30 января о том, что касалось распоряжения о присылке к московским бурмистрам финансовых материалов из различных приказов, как и исполнительные памяти, посланные из Разряда в приказы по этому предмету, говорили только о присылке материалов по прямым (окладным) сборам и не упоминали о другой, более крупной отрасли доходов, cбop которых лежал на обязанности посадского населения, — таможенных и кабацких деньгах. В мартовском докладном письме, поданном царю, бурмистры просили, чтобы сверх книг окладным сборам повелено было отписать в приказы о таможенных и кабацких сборах. Бурмистрам желательно было получить следующие материалы: прежние указы по таможенному и питейному управлению, списки с прежних наказов таможенным и кабацким головам, а также отчетность таможенных и кабацких голов за один какой-либо год, которую бурмистры могли бы иметь для производства этих сборов за образец и по которой они могли бы ориентироваться в своих действиях. Просьбу эту царской резолюцией велено было исполнить[1140]. 17 марта, на другой день по получении этой резолюции, Разряд писал в Большую казну о доставлении бурмистрам материалов по таможенному и питейному управлению. Большая казна должна была передать указы о таможенных и кабацких сборах, наказы московским и городовым таможенным и кабацким головам и «одного году всех таможен и кабаков подлинные счетные выписки»[1141]. В апреле бурмистры, как они пишут в Разряд, были заняты собиранием ведомостей из приказов об окладных сборах, о таможенных и кабацких доходах, готовили указы в гopoда о выборах в таможни и на кабаки голов и целовальников и составляли для них наказы. «И мы, холопи твои, — пишут бурмистры, — сидим ныне у сноски из приказов вышеупомянутых дел и готовим отпуски в городы о выборах в таможни и на кабаки голов и целовальников к 208-му году и наказы головам с товары-щи о сборе таможенной и питейной прибыли»[1142]. Заявляя о необходимости послать теперь же, в апреле, грамоты о своевременном выборе таможенных и кабацких голов с целовальниками к будущему, 208 г., московские бурмистры говорят также о будущей присылке избранных голов и целовальников в Москву к ним, бурмистрам, в июле для проверки их избирательных списков и для вручения им указов и наказов об отправлений должности[1143].

Отсюда видно, что московские бурмистры в апреле 1699 г. считают таможенное и питейное управление принадлежащим к своему ведомству, а таможенных и кабацких голов — подчиненными себе, так как они говорят о своем праве рассматривать и утверждать их избирательные списки и вручать им указы и наказы об отправлении должности. Естественно, далее, что и отчетность таможенных и кабацких голов должна была идти к таможенным и кабацким бурмистрам. Нo здесь являлся вопрос об отчетности голов прежних лет, не сдавших ее еще в Москве, кому они должны ее представлять, — по-прежнему ли в приказ Большой казны или же московским бурмистрам. С таким вопросом бурмистры обратились к Петру в майском докладном письме, и царь указал головам 207, 206 и 205 гг. являться с отчетностью к московским бурмистрам, а головам ранее 205 г., например, 204 г. — в Большую казну. Оставались открытыми еще вопросы о местных отношениях таможенного и питейного управлений, об отношении таможенных и кабацких голов к городовым земским бурмистрам и к воеводскому управлению. И эти вопросы были решены Петром в тех же майских резолюциях, предписывавших в статье 7 «таможенные и кабацкие сборы сбирать тех городов жителям, которых выберут городом всh(?)[1144] бурмистры», и в статье 15: «В городах у таможенных и у кабацких и у всяких денежных сборов быть бурмистром, а судом и расправой их воеводам не ведать, а ведать бурмистрам». По этим статьям для сбора таможенных и кабацких денег учреждались на место прежних голов таможенные и кабацкие бурмистры, избираемые из местных жителей «городом», т. е., надо думать, обычным посадским сходом, как раньше избирались таможенные и кабацкие головы. Эти таможенные и кабацкие бурмистры освобождались от подчинения воеводам и были подчиняемы земским бурмистрам. Таким образом, земские бурмистры являлись посредствующими звеньями в подчинении таможенных и кабацких бурмистров центральному органу — Бурмистерской палате[1145]. Исполнительные указы по этим резолюциям в сопровождении послушных грамот и памятей рассылались Разрядом 9 мая[1146]. Летом, около 7 июня, у московских бурмистров составлена была ведомость тех городов, волостей и сел, для которых были уже изготовлены такие грамоты и памяти и для которых они не были еще готовы. Из этой ведомости видно, каким разветвленным было таможенное и питейное управление. Можно точно восстановить всю его сеть, которой оно охватывало не только города, но и волости и села, где были кружечные дворы и где с торжков взимались таможенные пошлины. Всего в ведомости перечислено до 300 таких мест, например во Владимирском уезде, кроме города Владимира, значатся еще села Всегородичи, Каркмазово, Палехи, Ундол; в Волоколамском уезде, кроме Волоколамска, село Покровское, слободка Теряева, село Стратилатское, село Ярополчь; в Можайском уезде село Клушино; в Ростовском село Великое, село Вощажниково и т. д.[1147]

Одновременно с устройством центрального органа нового городского управления Бурмистерской палаты в круг подготовительной деятельности московских бурмистров в период времени с марта по 1 сентября входила также организация местного городского самоуправления в городах: устройство земских изб с выборными земскими бурмистрами и с подчиненными им таможенными и кабацкими бурмистрами. Первые грамоты в города с сообщением об указе 30 января должны были идти из соответствующих приказов, которым города были подведомственны. Но затем в дело сношений с городами — с городовыми воеводами и земскими старостами — все более вступают московские бурмистры; приказы же только снабжают их послушными грамотами и памятями к воеводам и земским старостам о послушании им. Мы и должны будем теперь посмотреть, как за тот же подготовительный период времени слагались органы местного посадского самоуправления.


Скачать книгу "Петр I. Материалы для биографии. Том 2, 1697–1699" - Михаил Богословский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Петр I. Материалы для биографии. Том 2, 1697–1699
Внимание