Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане

Коллектив авторов
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В книге охвачен исторический период с первой трети ХIХ века до 1991 года, когда Российская империя, а затем и СССР твёрдо и уверенно утверждали своё военно-политическое присутствие на южных границах страны. Слаженные и концентрированные усилия дипломатических, военных и разведывательных государственных структур позволили надёжно обеспечить соблюдение интересов национальной безопасности России и Советского Союза в Среднеазиатском регионе и в Афганистане на основе соблюдения принципов международного права и уважения суверенитета сопредельного государства. Главное внимание уделено анализу разведывательно-подрывной деятельности спецслужб НАТО, Пакистана и Ирана против советских пограничных войск в ходе проведения стратегической трансграничной операции на афганской территории в 1979–1989 годах и описанию контрразведывательной работы особых отделов КГБ СССР по пограничным войскам.

Книга добавлена:
27-03-2023, 09:20
0
537
89
Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане
Содержание

Читать книгу "Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане"



Операция “Фарадей”

Совместно с ЦРУ и Разведывательным управлением Министерства обороны (РУМО) США активное участие в организации и проведении разведывательно-подрывных операций против советских войск в Афганистане принимали спецслужбы союзников Соединённых Штатов Америки по НАТО.

Помимо организации поставок оружия, боеприпасов и минно-взрывных средств, ЦРУ и Особая воздушная служба (САС) Великобритании создали сеть тренировочных лагерей в ФРГ, Шотландии, США, Канаде и Пакистане, где прошли обучение десятки тысяч разведчиков и диверсантов – сторонников непримиримой афганской оппозиции, исповедующих радикальный ислам, а также сотни инструкторов из числа кадровых сотрудников пакистанской разведки ИСИ, впоследствии принимавших в непосредственное участие в боевой подготовке в специальных учебных центрах на территории Пакистана афганских войсковых групп и банд.

При принятии концептуального решения об использовании афганских эмигрантов как базового кадрового ресурса комплектования разведывательно-диверсионных групп и банд, предназначенных для решения специальных задач против Советской Армии и пограничных войск на территории Афганистана, ЦРУ США, спецслужбы НАТО и Пакистана взяли за основу опыт военной разведки и контрразведки гитлеровской Германии – Абвера, а также спецслужб Японии.

В годы Второй мировой войны в составе германских сухопутных войск в непосредственном подчинении Абвера создано и функционировало воинское формирование специального назначения “Бранденбург-800”, предназначенное для проведения разведывательно-диверсионных операций в тылу противника и административно-организационного обеспечения агентурно-оперативной деятельности Абвера.

Подразделения “Бранденбург-800” в 1940–1944 годах принимали участие в диверсионно-разведывательных операциях практически на всех театрах военных действий германской сухопутной армии. Для использования в полной мере в борьбе с вооружёнными силами, спецслужбами и населением противника этнопсихологического фактора, из числа завербованных Абвером иностранцев-эмигрантов были сформированы: “Черногорский легион”, “Немецко-арабский легион”, “Кавказский легион”, “Мусульманский легион”, “Арабская бригада”, “Афганская рота”, “Персидская рота”, батальоны “Нахтигаль”, “Роланд” и другие.

Группы спецназначения Абвера вели войсковую и агентурную разведку, а также повсеместно действовали как фронтовые диверсанты.

Основной отличительный метод работы подразделений “Бранденбург-800” заключался в использовании представителей национальных, конфессиональных и этнических групп страны-противника. При выполнении специальных задач использовалась военная форма и оружие противоборствующей армии, маскировка под группы военнопленных, беженцев и гражданских лиц. Безупречное владение языками местного населения соответственно регионам страны пребывания и ведения боевых действий, знание особенностей поведения и обычаев людей, ориентирование на местности, идентичные личному составу противника национальность и внешние данные спецназовцев во многом способствовали достижению Абвером, на основе применения форм и методов маскировки, внезапности и дезинформации, ощутимых результатов в проведении акций террора, диверсий, запугивания и разложения населения, подготовки восстаний в тылу противника, разрушении объектов его военной, транспортной и промышленной инфраструктуры.

Японские спецслужбы в 1930-х – 1940-х годах вербовали в разведывательно-диверсионные группы, действовавшие против Рабоче-Крестьянской Красной Армии и пограничных войск ОГПУ-НКВД русских эмигрантов и казаков, а против Красной Армии Китая, вооружённых сил партии Гоминьдан, Освободительной армия Кореи – китайцев и корейцев.

К оперативному решению специальных задач на территории Пакистана и Афганистана привлекались взаимодействовавшие с подразделением спецназначения вооружённых сил Великобритании SAS – Special Air Service (в переводе – Специальная Авиадесантная Служба) частные военные компании, во главе с бывшими сотрудниками английской разведки.

Спецорганы Великобритании при организации разведывательно-подрывных акций в Афганистане использовали опыт деятельности в 1940–1943 годах “Группы дальней разведки пустыни” – разведывательно-диверсионного подразделения британской армии на североафриканском театре военных действий, выполнявшего операции по проникновению в глубокий тыл немецких и итальянских войск, нападению на укреплённые районы, населённые пункты и аэродромы противника, отслеживанию перемещений соединений и частей германской и итальянской армий и передаче полученных разведывательных данных в штаб британских войск в Африке.

ЦРУ США постоянно, а в период нахождения советских войск в Афганистане – в особенности, стремилось расширить разведывательные возможности и насытить качественным содержанием агентурные позиции в Советском Союзе. В 1970-е годы в Центральном разведывательном управлении заложили основы комплексной научно-практической программы вербовки агентуры, реализация которой позволила американской разведке коренным образом нарастить объем и качество добываемых секретных материалов.

К середине 1980-х годов ЦРУ США имело более двадцати пяти агентов, регулярно поставлявших информацию из Советского Союза и стран восточного блока. Агенты ЦРУ опирались на источники из разных сфер – военной, разведывательной, научной, внешнеполитической.

В период 1979–1988 годов информация о военно-промышленном комплексе, спецслужбах и Вооружённых Силах СССР поступала от особо ценных агентов американских спецслужб из числа советских граждан: Л. Полищука, Г. Вареника, С. Моторина, В. Мартынова, Б. Южина – сотрудников ПГУ КГБ СССР, В. Поташева – специалиста по проблемам разоружения, научного сотрудника Института США и Канады РАН, С. Воронцова – сотрудника УКГБ СССР по г. Москве и Московской обл., В. Васильева, С. Бохана, Г. Сметанина, Д. Полякова – сотрудников Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых Сил, А. Толкачева – сотрудника НИИ оборонной промышленности и других.

Отметим особо, что в годы афганской войны ЦРУ США имело как минимум четырёх ценных агентов в святая святых – советском Генеральном штабе.

На английскую разведку МИ-6 планомерно, эффективно и результативно работали сотрудники ПГУ КГБ СССР В. Кузичкин и О. Гордиевский.

Б. Вудворт в книге “Признание шефа разведки” отмечает:

“… Кейси знал, что самая ценная информация – это та, что идёт для третьей, самой важной области президентских полномочий – главнокомандующего вооружёнными силами США. Эта информация включала сведения, касающиеся военно-технической политики СССР. И хотя Кейси понимал, что эта информация не является совершенной, но она давала президенту Рейгану всё необходимое, чтобы избежать военных сюрпризов со стороны русских. Конечно, большая часть таких сведений поступала от технических средств”.

Это касалось спутникового контроля за движением войск в пограничных районах, а также перехвата циркулировавшей по техническим каналам связи информации станциями слежения Агентства национальной безопасности США, занимающегося радиоэлектронной и научно-технической разведкой.

М. Юсуф – один из руководителей пакистанской ИСИ в 1980-х годах, в книге “Ловушка для медведя” отмечает: “Самый ценный вклад в ЦРУ в советско-афганской войне состоял в шпионаже с помощью спутников и аэрофотосъёмок.

Ничего на земле нельзя утаить от спутника. Снимки, сделанные с огромной высоты, с удивительной чёткостью демонстрировали танки, транспортные средства, мосты, убежища и повреждения от бомб или ракетных обстрелов.

Фотографии превращали инструктаж и планирование операций командиров моджахедов в относительно лёгкое дело. Я мог, таким образом, выискивать цели для ракетного удара, альтернативные цели, партизанские позиции для маневрирования, а также пути следования от мест их дислокации до потенциальных целей.

Разведывательный спутник «КН-11» «Кристалл» США

Я мог запросить у ЦРУ фотоснимки нужной области, и через очень короткое время эти снимки со спутника лежали в моём офисе. Далее сотрудники ЦРУ вносили на карту все детали, которые мы могли сохранить и использовать…

Мы пользовались также техническими советами ЦРУ по уничтожению отдельных целей, будь то мост, водоподъёмная плотина, склад горючего или трубопровод.

ЦРУ предоставляло нам фотоснимки, а потом эксперт по взрывному делу давал нам требуемые сведения относительно типа взрывчатого вещества, массы, наиболее оптимального детонатора и точного размещения заряда вместе с возможными масштабами разрушения. Данные сведения представляли большую ценность для планирования операций.

ЦРУ также оказывало нам поддержку при помощи беспроволочных систем подслушивания. … это оборудование… являлось одним из очень точных источников информации и перехвата советских и афганских радиограмм”.

Знающий изнутри все детали разведывательно-подрывной деятельности американских и пакистанских спецслужб против советских войск в Афганистане, М. Юсуф утверждает, что: “В общем и целом, задачи ЦРУ в Афганистане ограничивались поставками оружия и военного оборудования, организацией транспортировки грузов в Пакистан, предоставлением денежных средств на приобретение оружия и его транспортировку в пределах Пакистана и Афганистана, обучением пакистанских инструкторов новым видам вооружения или снаряжения, изготовлением фотоснимков со спутников, а также карт оперативного планирования и коммуникаций, консультациями по техническим вопросам, если таковые требовались…

… усилия ЦРУ сыграли важную роль в афганском Джихаде.

Без помощи США и Саудовской Аравии советские войска вряд ли так быстро покинули страну.

Без информационной поддержки разведки США многие бои оказались бы проигранными, а без обучения пакистанских инструкторов сотрудниками ЦРУ моджахеды не смогли бы противостоять сверхдержаве”.

Необходимо отметить, что разведка и контрразведка Советского Союза вели борьбу с американскими спецслужбами концептуально “от противника”, находясь в непосредственном соприкосновении с кадровыми сотрудниками и агентурой американской разведки на различных участках оперативной деятельности.

О. Эймс

Предметное знание Комитетом госбезопасности СССР о планах, замыслах и конкретных разведывательно-подрывных операциях ЦРУ США против СССР, его Вооружённых Сил, спецслужб, в том числе в Афганистане, опиралось, помимо глобальной, охватывающей все страны и континенты системы технической разведки КГБ СССР и ГРУ Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, ещё и на прочные агентурные позиции непосредственно в штаб-квартире главной американской спецслужбы – в апреле 1985 года советская внешняя разведка завербовала начальника контрразведывательного подразделения в отделе СССР и Восточной Европы Оперативного директората ЦРУ Олдрича Эймса, сведения которого обеспечили успех в работе советской контрразведки по американской линии на долгие годы.


Скачать книгу "Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане" - Коллектив авторов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане
Внимание