Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане

Коллектив авторов
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В книге охвачен исторический период с первой трети ХIХ века до 1991 года, когда Российская империя, а затем и СССР твёрдо и уверенно утверждали своё военно-политическое присутствие на южных границах страны. Слаженные и концентрированные усилия дипломатических, военных и разведывательных государственных структур позволили надёжно обеспечить соблюдение интересов национальной безопасности России и Советского Союза в Среднеазиатском регионе и в Афганистане на основе соблюдения принципов международного права и уважения суверенитета сопредельного государства. Главное внимание уделено анализу разведывательно-подрывной деятельности спецслужб НАТО, Пакистана и Ирана против советских пограничных войск в ходе проведения стратегической трансграничной операции на афганской территории в 1979–1989 годах и описанию контрразведывательной работы особых отделов КГБ СССР по пограничным войскам.

Книга добавлена:
27-03-2023, 09:20
0
537
89
Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане
Содержание

Читать книгу "Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане"



Пограничники уходят, а они остаются. Что будет с ними? февраль 1989 г.

Митинг в окрестностях г. Имам-Сахиб. 15 февраля 1989 г.

Колонна 1 ММГ проходит через Имам-Сахиб. 15 февраля 1989 г.

Колонна пограничных войск выходит из ДРА. п. Ширхан – п. Нижний Пяндж. 15 февраля 1989 г.

Полная боевая готовность прикрытия с воздуха. 15 февраля 1989 г.

Рано утром 15 февраля 1989 года в соответствии с планом операции пограничные подразделения стали стягиваться в пункты сбора, чтобы потом переправиться на советскую территорию. Между посёлком Нижний Пяндж и портом Шерхан была устроена понтонная переправа, по которой с 13 до 15 часов подразделения пограничных войск после прозвучавшего доклада командующего 40-й Армии генерала Громова Б. В. о том, что все части Советской армии выведены из Афганистана, последними без потерь пересекли Государственную границу СССР и вышли на ее охрану уже с нашей территории.

Радость встречи на советской земле. Нижний Пяндж. 15 февраля 1989 г.

Родина встречает пограничников. 15 февраля 1989 г.

Члены семей военнослужащих встречают пограничников на берегу реки Пяндж. 15 февраля 1989 г.

Митинг, посвящённый выводу пограничных подразделений из ДРА. 15 февраля 1989 г.

Казалось бы можно было сделать паузу, но сотрудники военной контрразведки понимали, что необходимо было качественно провести и завершающий этап.

В соответствии с указанием Особого отдела КСАПО предстояла работа по анализу всей оперативной информации, полученной за последние годы. Между контрразведывательными подразделениями завязалась активная переписка по лицам и фактам, попавшим в поле зрения. Особое внимание уделялось оценке тактике деятельности органов военной контрразведки, эффективности использования форм и методов контрразведывательного обеспечения подразделений пограничных войск в боевых условиях, связь имевших место событий с оперативной обстановкой в окружении пограничных частей и застав на советской территории».

Из воспоминаний В. Л. Леванова:

«Отдел военной контрразведки КГБ СССР по оперативно-войсковой группе Восточного пограничного округа с 1985 года по февраль 1989 года дислоцировался в памирском селении Лянгар Ишкашимского района Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР, где располагались наши шифрорган и секретариат. Руководитель и оперативный состав ОВКР постоянно находились на территории Афганистана – основной загранобъект “Гульхана” на афганском Памире. В зону ответственности Восточного пограничного округа КГБ СССР входил крайне сложный по природным условиям высокогорья и оперативной обстановки район Демократической Республики Афганистан – провинция Бадахшан.

Здесь по ущельям проходили караванные тропы, по которым душманы получали из Пакистана подкрепления в живой силе, оружие и боеприпасы, средства связи и обеспечения, снаряжение. Пограничники оперативно-войсковой группы решали задачи по охране и обороне советских пограничных рубежей с сопредельной территории в районе так называемого Ваханского коридора на участке Ишкашимской погранкомендатуры Хорогского пограничного отряда КСАПО, а также перекрывали караванные пути бандформирований Исламской партии Афганистана (ИПА) и Исламского общества Афганистана (ИОА).

Оперативный состав отдела осуществлял контрразведывательное обеспечение личного состава загранобъектов (загрангарнизонов) ОВГ на высоте от 2,5 до 5 тысяч метров над уровнем моря в постоянно меняющихся погодных условиях при фактическом отсутствии дорог для передвижения броне- и автотехники. Основным средством перемещения личного состава отдела между обслуживаемыми загранобъектами – их количество менялось от 15 до 20, одни снимались, другие выставлялись, – и Гульханой были вертолёты, перелёты на которых сильно зависели от погодных условий.

Загранобъект «Гульхана»

Основными задачами особого отдела было противодействие агентурному проникновению в войска пакистанских спецслужб и бандформирований; предотвращение перехода отдельных военнослужащих на сторону врага, тем более что в опергруппе было несколько сот военнослужащих таджикской национальности, перекрытие каналов утечки служебной информации к противнику; оказание помощи командованию в выявлении и устранении недочётов в боеготовности.

Для решения этих задач наряду с войсковой агентурой использовались негласные источники и доверительные связи из числа афганцев, чаще всего сотрудников местных органов госбезопасности, и торговцев, постоянно проверяя не работаем ли мы с “двойниками” – это особенность жителей Афганистана, которые положительно откликаются на любые вербовочные подходы, лишь бы получать от этого материальную выгоду.

По оперативным данным особого отдела, взаимодействующих органов госбезопасности и разведывательного отдела оперативно-войсковой группы, в нашей зоне ответственности подрывную деятельность вел периферийный орган пакистанской разведки ИСИ, расположенный в г. Читрал в Пакистане. Нам были известны установочные данные кадровых офицеров пакистанской разведки – через источников в населённых пунктах, расположенных вблизи наших загрангарнизонов, и их агентов-маршрутников, а также агентура из числа родственников и приближенных лиц главарей бандформирований ИПА и ИОА Ахмад-Шаха Масуда и Гульбеддина Хекматияра, контролировавших часть территории провинции Бадахшан на афганском Памире.

Примером удачного противодействия агентурному проникновению в ОВГ явилось разоблачение весной 1988 года источника афганского бандформирования муллы Юнуса в загрангарнизоне “Изван”, которым оказался внештатный переводчик разведывательного отдела части рядовой Б., таджик по национальности. Он был завербован старостой афганского кишлака Изван Бободжоном на почве родственных отношений.

Как установлено в процессе работы в рамках дела оперативной проверки, а затем и оперативной разработки, ещё до вхождения Таджикистана в состав Российской империи дальние родственники семьи Б. переселились в афганский Бадахшан, где через несколько десятилетий и состоялась встреча советского солдата – пограничника со своими бывшими земляками – родственниками. За время контактов с душманами Б. выдал известную ему информацию об оперативно-войсковой группе и работе разведотдела, выполнял различные поручения Бободжона, а также передал некоторое количество боеприпасов.

Упоминаемый в тексте староста афганского кишлака Изван Бободжон

Встреча с помощником из числа афганцев перед выводом войск. Район загрангарнизона «Бандар-пост». Январь 1989 год

1989 год. Афганский кишлак Ишкашим. Слева направо: оперативный переводчик отдела старший лейтенант Артыкбаев Б., Леванов В. Л., старший оперуполномоченный отдела капитан Малыхин С. В.

Афганистан, Гульхана, октябрь 1987 г. Командование ОВГ провожает заместителя начальника ГУПВ КГБ СССР генерал-полковника Вертелко И.П. (в центре). Крайний справа – начальник ОВГ подполковник Проничев В. Е., Леванов В. Л. – третий слева

Афганистан, Гульхана, лето 1988 года. Шестой слева направо – Проничев В. Е., четвертый – Леванов В. Л.

Работа особого отдела по объекту осуществлялась через агентуру из числа пограничников таджикской национальности, велась оперативная звукозапись с помощью бытовых кассетных магнитофонов типа “Весна”, микрофонов направленного действия, начавших появляться тогда диктофонов.

Для подтверждения полученной информации нами был выведен в район загранобъекта “Изван” указанный выше вербовщик Бободжон, который затем вертолётом доставлен в расположение особого отдела в Гульхану.

Там, с соблюдением мер законности и с привлечением наших источников из числа афганских ХАДовцев, от него были получены и задокументированы интересующие нас сведения по Б. После этого Бободжон (копия его фотографии прилагается) уже немолодой человек, глава большого семейства, в целости и сохранности был доставлен нами обратно в родной кишлак. Таким образом, поставленные задачи по делу оперативной разработки были выполнены, материалы подготовлены для передачи в Следственный отдел КГБ СССР для принятия решения о возбуждении уголовного дела по ст. 64 УК РСФСР.

Однако, учитывая динамично меняющуюся политическую и межнациональную обстановку в СССР, по решению вышестоящего руководства и по согласованию с Главной военной прокуратурой СССР Б. было вынесено официальное предостережение от имени органов Комитета государственной безопасности, он был уволен из рядов пограничных войск КГБ СССР и переведён для дальнейшего прохождения службы в Забайкальский военный округ, где взят под оперативное наблюдение соответствующим особым отделом.

Для предотвращения утечки информации о войсках и своевременного выявления вербовочных подходов к пограничникам загрангарнизонов ОВГ была выработана система контрразведывательных мер применительно к каждому обслуживаемому объекту. В окружении подразделений выявлены конкретные афганцы из числа старост, религиозных авторитетов, лиц, регулярно перемещавшихся по провинции, посещавших Пакистан, Индию, Китай, и по разработанной системе внешних признаков определены наиболее подозрительные в плане немотивированного интереса к нашим загрангарнизонам и отдельным военнослужащим объекты оперативного изучения. Накопление материалов на них и последующее целенаправленное изучение было организовано в рамках почти двух десятков оперативных подборок.

Интенсивных боевых действий с душманами в зоне ответственности ОВГ не велось, пограничники в основном занимались охраной и обороной советской границы с сопредельной территории. При получении оперативных и иных данных о концентрации сил бандформирований по этим районам наносились упреждающие бомбо-штурмовые удары силами вертолётной группировки и системами залпового огня “Град”.

С получением информации о движении караванов из Пакистана командованием и разведывательным отделом ОВГ готовились засады и проводились операции по их разоружению, а в случае необходимости – уничтожению. Оперативный состав особого отдела в этих случаях, как правило, располагался на командных пунктах с руководителями операций, следя за изменениями обстановки и находясь на связи с начальником особого отдела. Оперативными средствами контролировались действия боевых групп, чтобы исключить случаи мародёрства, а также присвоения отдельными военнослужащими материальных ценностей, перевозимых н караванах. Командование и военная прокуратура неоднократно информировались нами о попытках присвоения некоторыми должностными лицами ОВГ коллекционного оружия, изделий из афганского лазурита, различного ширпотреба, после чего принимались необходимые профилактические меры.

Решая другие задачи по оказанию содействия командованию, основное внимание уделялось предотвращению несанкционированного применения отдельными военнослужащими оружия, выявлению фактов хранения и употребления наркотических веществ, вскрытию случаев неуставных взаимоотношений в подразделениях. Например, в апреле 1988 года были получены оперативные данные о намерении одного из пограничников загрангарнизона «Базайи-Гумбад» на почве издевательств со стороны старослужащих и тяжёлых климатических условий (загранобъект дислоцировался в горах Памира на высоте свыше 5 тысяч метров над уровнем моря) расправиться с унижавшими его сослуживцами. После доведения этой информации командованию и политотделу ОВГ приняты экстренные меры; военнослужащий вертолётом вывезен с загранобъекта, а обстановка в коллективе нормализована мерами дисциплинарного и кадрового воздействия. Следует отметить, что реагирование командования, в том числе начальника опергруппы подполковника Проничева В. Е., на информацию особого отдела было грамотным, в интересах общего дела и очень оперативным.


Скачать книгу "Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане" - Коллектив авторов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане
Внимание