Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане

Коллектив авторов
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В книге охвачен исторический период с первой трети ХIХ века до 1991 года, когда Российская империя, а затем и СССР твёрдо и уверенно утверждали своё военно-политическое присутствие на южных границах страны. Слаженные и концентрированные усилия дипломатических, военных и разведывательных государственных структур позволили надёжно обеспечить соблюдение интересов национальной безопасности России и Советского Союза в Среднеазиатском регионе и в Афганистане на основе соблюдения принципов международного права и уважения суверенитета сопредельного государства. Главное внимание уделено анализу разведывательно-подрывной деятельности спецслужб НАТО, Пакистана и Ирана против советских пограничных войск в ходе проведения стратегической трансграничной операции на афганской территории в 1979–1989 годах и описанию контрразведывательной работы особых отделов КГБ СССР по пограничным войскам.

Книга добавлена:
27-03-2023, 09:20
0
554
89
Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане
Содержание

Читать книгу "Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане"



В ходе проведения чекистских занятий оперативным составом осуществлялось моделирование действий вероятного противника, проигрывались возможные варианты решений оперработником по выявлению устремлений к военнослужащим, предусматривались сценарии дальнейшего развития событий. С учётом ограниченных возможностей, основными источниками научно-практической информации были Сборник КГБ СССР и обзоры 8 отдела 3 ГУ КГБ, которые сотрудники отдела тщательно изучали и докладывали свои предложения по существу начальнику отдела для реализации в практической деятельности. В. И. Моргунов всегда сам следил за всеми новациями в применении форм и методов работы контрразведывательных подразделений. Когда в отделе появлялся сотрудник, только что окончивший или учащийся какого-либо учебного заведения КГБ СССР, он всегда требовал, чтобы были запрошены конспекты и учебная литература, которые потом использовались в ходе профессиональной внешкольной учёбы.

Во-вторых, была кардинально пересмотрена система сбора информации о противнике. Как уже было сказано выше, знаний о нем кроме общих представлений у оперсостава было мало. В первое время после проведения боевых операций информация о противнике выглядела примерно таким образом: «Банда Хабибулло в количестве 8 человек зафиксирована в районе кишлака Янги-кала. На вооружении имеет 5 винтовок БУР, ручные гранаты и мины китайского производства. Устремлений к военнослужащим пограничных войск не зафиксировано». В настоящее время такая информация вызывает улыбку, но в то время это было реальностью, и конечно она не удовлетворяла ни оперативных сотрудников, ни руководство Особого отдела округа.

Сотрудник особого отдела Хрячков Г. А. с офицером разведотдела. 1985 г.

С учётом этого, была выстроена совершенно иная система сбора информации о противнике. На основе анализа и прогнозирования были выделены объекты вероятных устремлений, скорректирована расстановка негласного аппарата. В первую очередь, это касалось лиц, могущих иметь непосредственное соприкосновение с противником – сотрудники разведотделов, переводчики, медики, командиры подразделений, имевшие право официальных контактов с афганцами, отдельные категории офицеров и прапорщиков тыловых подразделений, водителей автоколонн, доставляющих продукты питания, ГСМ и боеприпасы, военнослужащие отдельных расчётов и огневых групп и т. д.

Сотрудниками была разработана система признаков выявления неслужебных контактов военнослужащих с иностранцами и возможных вербовочных подходов на различной основе. Основным методом получения информации был оперативный опрос негласного аппарата и военнослужащих обслуживаемых подразделений.

Все полученные данные анализировались и систематизировались в номенклатурных делах, обобщённая информация докладывалась в Оперативную группу Особого отдела КГБ или в аппарат округа.

В одном из таких мероприятий пришлось участвовать и мне. Изучение афганца велась почти год. Его всесторонним изучением занимались несколько оперативных работников, который каждый в своей части собирал нужную информацию. После ее тщательного анализа, выяснения и устранения всех противоречий, при строжайшей конспирации объект был выведен на советскую территорию, где с ним были отработаны все вопросы, связанные с сотрудничеством с военной контрразведкой. Интересно отметить, что наш друг пошёл на сотрудничество с нами совершенно осознанно, выдержал все испытания, которые предварительно мы для него заготовили, в том числе и опрос с применением технических средств. Он неоднократно заявлял о том, что условия жизни людей в среднеазиатских республиках являются для него примером, и, если ему удастся добиться какой-либо руководящей должности в своей стране, к чему будет стремиться, он сделает все от него зависящее, чтобы простые афганцы жили так же.

В ходе контрразведывательного обеспечения пограничных подразделений сотрудниками отдела выявлялись факты, которые впоследствии мы квалифицировали как подстава бандформированиями своих осведомителей органам военной контрразведки. Так, на объекте Нанабад сотрудником особого отдела выявлен афганец по имени Гульбетдин, который первоначально обратился к нашему военнослужащему с просьбой об оказании медицинской помощи, а затем стал показывать знаки, свидетельствовавшие о готовности к последующим встречам. Оперативный работник, оценив ситуацию, перевёл общение на себя. Совместно с переводчиком, таджиком по национальности, проработали легенду и варианты действий на случай проявления какой-либо активности со стороны афганца. Гульбетдин стал регулярно приходить на объект, интересоваться, не прилетел ли его друг Геннадий, а на вопрос, зачем он ему нужен, всегда отвечал, что тот ему обещал привести что-либо из продуктов.

При анализе ситуации с оперативным работником, начальником особого отдела принято решение о поддержании с афганцем оперативного контакта, при этом предусмотрели вести его изучение по двум направлениям – как возможного оперативного источника или как агента бандформирований.

В ходе проверочных мероприятий выяснили, что иностранец обладает достаточно острым умом, у него развито чувство юмора, он прекрасно помнит содержание предыдущих разговоров, охотно рассказывает о некоторых должностных лицах органов местной власти и царандоя. На вопросы о местных жителях, поддерживающих душманов, называл тех, кто якобы находится в бандах. Однако о месте нахождения банд всегда отвечал неконкретно, заявляя, что точно это ему неизвестно.

Мне приходилось дважды встречаться с Гульбетдином, и каждый раз в отношении него складывалось противоречивое мнение. В ходе общения он вызывал симпатию, и в то же время его поведение не соответствовало типичному поведению жителя Афганистана его возраста. Он не отказывался от угощения и чаепития в пост, по русскому обычаю «за встречу» вместе с оперработником выпил водки, но принять бутылку водки в подарок отказался, заявив, что у него будут неприятности, если это обнаружат другие люди. На прямой вопрос, почему он нарушает традиционные нормы, ответил, что находится на советской территории, поэтому Всевышний его не видит. Анализируя сообщаемую им информацию о бандформированиях, пришли к выводу, что она или трудно проверяема, или запоздала по времени и не может быть использована. В рамках рабочего взаимодействия данные, полученные от Гульбетдина, начальник отдела обсуждал с руководством и оперативными работниками разведотдела. Однако подтверждения они не находили. Все это в совокупности свидетельствовало о том, что этот афганец, не предпринимая активных действий, контролирует ситуацию, ведёт наблюдение за нашим объектом, возможно выявляя признаки подготовки к боевой операции. Впоследствии от источников работников разведотдела была получена информация о том, что Гульбетдин внезапно пропал из Нанабада, контакт с ним был прекращён.

Сотрудники особого отдела Ширшик Г. В. и Ерошенко Л. Ф. при приёме-передаче загранобъекта «Нанабад»

За годы пребывания пограничников в Афганистане только через наш 48 пограничный отряд прошло несколько тысяч военнослужащих и за каждого персонально отвечал командир, замполит и оперативный работник. Безусловно, основным источником информации об оперативной обстановке были наши военнослужащие. Сотрудники отделов военной контрразведки округа были вовлечены в единую систему изучения личного состава. Сейчас, в век различных информационных систем это выглядит примитивно, но благодаря тому, что оперсостав начинал изучение личного состава по призыву с первого дня их пребывания в войсках, практически каждый военнослужащий был хорошо изучен. Совместно с командирами и политработниками оперативные работники знали и могли принять решение практически по каждому военнослужащему, направляемому на загранобъекты. Это позволяло решать самые сложные боевые задачи.

Надо признать, что были так называемые, отказники – те, кто отказывался по различным причинам убывать «за речку». К сожалению, приходилось сталкиваться и с теми, кто вылетал на вертолёте на загранобъект только для того, чтобы отметиться и стать участником боевых действий. Таких за все время афганской войны были единицы. Как говорится, Бог им судья. Но подавляющее большинство советских пограничников беззаветно служили Родине, честно выполнили свой воинский долг. Честь им и слава! И не зря самым страшным и позорным наказанием для военнослужащих за какие-либо проступки, был отвод от участия в боевых операциях и возвращение на советскую территорию.

К началу 1982 года в афганском прикордоне была создана 15 километровая зона безопасности. На Пянджском и Московском направлениях были выставлены загранобъекты Шерхан, Имам-Сахиб, Янгикала, Даштикала, Чахи-Аб, Рустак, Талукан, Нанабад. Сводные боевые отряды, впоследствии преобразованные в десантно-штурмовые маневренные группы, постоянно совершали рейдовые и локальные боевые операции в местах обнаружения бандформирований в целях их уничтожения.

Одним из первых оперработников, положивших начало контрразведывательному обеспечению таких мобильных подразделении в 48 ПОГО с начала 1980 года был старший оперуполномоченный капитан Савватеев С. А. Выпускник Высшей школы КГБ СССР, очень интеллигентный человек, он в составе Сводного боевого отряда, сформированного из военнослужащих различных частей округа, в неимоверно короткие сроки сумел обеспечить решение контрразведывательных задач в боевой обстановке. В силу большого некомплекта в первое время оперативных работников, ему приходилось пересаживаться из вертолёта в вертолёт и лететь с новой боевой группой на выполнение задания. Начальник отдела В. И. Моргунов на взлётном поле в пакете передавал ему необходимую информацию для организации работы, и Станислав Александрович уже в боевых порядках осуществлял установку необходимых лиц, обговаривал с каждым порядок действий в боевой обстановке.

Важным фактором надёжности и боеспособности Особого отдела по пограничному отряду был уровень военной подготовки оперативного состава. Умение стрелять из имеющихся видов индивидуального и группового стрелкового оружия, применять ручные гранаты, скрытно передвигаться на поле боя, маскироваться, чёткое понимание системы управления боевыми подразделениями и группами, использование всех видов связи – это тот необходимый минимум знаний, умений и навыков, которыми должен обладать любой оперативный сотрудник. Понимая это, с первых же месяцев начала афганских событий начальник отдела В. И. Моргунов организовал занятия по боевой подготовке и требовал от оперсостава: «Если хотите жить – учитесь выживать в бою». Занятия и тренировки проводились как в гарнизоне, так и в полевом учебном центре, и всегда Валентин Иванович был в числе первых, показывая личным примером, как и чему надо учиться.

Моргунов В. И. на подготовке стрельбы из РПГ-7. г. Пяндж. 1980 г.

В первые месяцы пребывания в Афганистане было немало дискуссий о месте оперативного работника в боевых порядках – на марше, в пешем порядке в составе подразделения, в небольшой боевой группе. С одной стороны, руководство всегда утверждало, что жизнь каждого оперативного работника ценна, так как работников не так уж и много. С другой стороны – требование всегда быть в курсе развития оперативной обстановки, по возможности управлять ею в боевых порядках, не вмешиваясь в действия командиров, что предполагало нахождение оперработника ближе к гуще событий и фактически рисковать им собственной жизнью, особенно в ходе рейдовых и поисковых операций.


Скачать книгу "Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане" - Коллектив авторов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане
Внимание