Том 4. Стиховедение

Михаил Гаспаров
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Первое посмертное собрание сочинений М. Л. Гаспарова (в шести томах) ставит своей задачей по возможности полно передать многогранность его научных интересов и представить основные направления его деятельности.

Книга добавлена:
27-03-2023, 09:20
0
794
321
Том 4. Стиховедение
Содержание

Читать книгу "Том 4. Стиховедение"



3

Много это или мало — от 2,5 до 13,5 % рифм на — ой? Чтобы дать ответ, нужно сравнить долю слов с окончаниями на — ой в стихе и в прозе. Мы рассмотрели первую тысячу слов с мужскими окончаниями в двух прозаических текстах: в «Мертвых душах» Гоголя (часть I, глава 6) и в повести Чехова «Три года». В обоих совершенно одинаково оказалось по 25 слов с окончаниями на — ой из тысячи. Видимо, впредь до более обширных обследований можно считать, что 2,5 % — это естественный речевой уровень слов на — ой среди всех слов с мужскими окончаниями. Интересен состав этих слов. Из 50 словоупотреблений 27, больше половины, приходятся на местоимения и местоимения-прилагательные (мой, той, собой, (ни)какой, такой, одной, другой), 14 — на прилагательные (большой, густой, косой, нагой, простой, родной, седой, чужой, дорогой, овощной, разбитной, немолодой), 6 — на существительные (покрой, женой, семьей, сестрой, головой) и 3 — на наречие (домой).

Для стиха мы рассмотрели слова с мужскими окончаниями в мужских строках у 6 поэтов: Ломоносова, Пушкина («Евгений Онегин»), Фета, Брюсова, Цветаевой и Твардовского. По условиям ритма 4-стопного ямба вероятность появления таких слов на разных позициях строки различна: на последней стопе все слова обязаны иметь только мужское окончание, на I–III стопах возможны и иные ритмические типы слов. Это видно из росписи всех словораздельных вариаций шести ритмических форм 4-стопного ямба у названных поэтов. Примеры взяты из стихов Брюсова. 4 строки с редчайшими вариациями V.1, V.2, VII.1, VII.5 («Свой многовековой венок» у Брюсова; «Иль под гостеприимный кров» у Фета; «Бери и не благодари»; «Обкармливающий меня» у Цветаевой) в таблицу 1 не включены. Условные обозначения: м, ж — мужской и женский словоразделы в 1-сложном интервале; М, Ж, Д, Г — мужской, женский, дактилический и гипердактилический в 3-сложном и 5-сложном интервале.

Из таблицы 1 видно: в строке 4-стопного ямба метрические слова с мужским окончанием могут иметь от 1 до 6 слогов. 2-сложные слова типа гроза, гремит, глухой, пальбой могут располагаться своими ударениями на всех четырех стопах; 1-сложные типа мир, зов, грез и 4-сложные типа оглашены, не уступал, водоворот — только на II, III и IV стопах; 3-сложные типа боевых, небосвод — только на III и IV стопах; 5- и 6-сложные слова крайне редки и тоже прикованы к III–IV стопам. Часть этих слов может иметь окончание на — ой: бой, пальбой, голубой, полуживой. Вот примеры (из Брюсова и Белого):

Таблица 1

I ст. 2-сл.: Мечтой своих святых творцов
II ст. 1-сл.: И кубок твой беру, спеша
2-сл.: Кругом прибой грозящих струй
4-сл.: Вечеровой порой в тиши
III ст. 1-сл.: До дна взволнован мой народ
2-сл.: Но ввысь иду одной тропой
3-сл.: В свободный голубой простор
4-сл.: Друг, взор полуживой закрой
IV ст. 1-сл.: И в час, когда не кончен бой
2-сл.: Оглашены глухой пальбой
3-сл.: Столетий подвиг роковой
4-сл.: И кто же? Брат передо мной!

Какая именно часть слов с мужскими окончаниями на каждой позиции оканчивается на — ой, показано в таблице 2: в левой части число всех слов каждого типа с мужским окончанием, в средней части — число слов на — ой, в правой — доля слов на — ой от всех слов каждого типа. Единичные 5- и 6-сложные слова не выделены в строки, но включены в суммы.

Из таблицы 2 видно, что на последнюю стопу (с ее обязательным мужским окончанием) оттягивается около половины всех слов с мужскими окончаниями (левая часть таблицы 2): 50 % у Ломоносова и Твардовского, 51 % у Фета и Цветаевой, 52,5 % у Брюсова, 55,5 % у Пушкина. Что же касается слов с мужскими окончаниями на — ой (средняя часть таблицы 2), то они оттягиваются на последнюю стопу заметно сильнее (148 слов из 223). Выпишем для каждого поэта средний процент ой-слов для внутренних (I–III) стоп; для последней (IV) стопы; для всех стоп вместе; и процент — ой-слов на IV стопе от общего количества ой-слов (таблица 3).

Мы помним: средняя речевая доля ой-слов от всех слов с мужскими окончаниями (по прозе) — 2,5 %. Мы видим: в стихах эта средняя доля повышается: у Ломоносова еще ненамного; у Пушкина, Фета, Брюсова и «пушкинизирующего» Твардовского — в два раза и более; у Цветаевой же, гнушающейся легкими рифмами, она вновь падает до общеречевой. Далее, мы видим: эта доля повышается в первую очередь на последней, нуждающейся в рифмах, стопе: даже у Ломоносова — в полтора раза, а у Пушкина, Фета, Брюсова и Твардовского — в 2,5–3,5 раза. В результате этого последняя стопа оттягивает на себя не половину, а больше ой-слов: почти три четверти у Пушкина, две трети у Фета и Твардовского. Любопытно, что, когда у Брюсова ой-рифмы на последней стопе уже начинают убывать, доля ой-слов на внутренних стопах еще продолжает повышаться: поэтам как бы по инерции трудно отказаться от языка, искусственно обогащенного ой-словами, и они поначалу лишь сдвигают их с рифмующей позиции на внутренние и только потом (у Цветаевой) отступают к нормам естественного языка.

Таблица 2

Таблица 3

И последнее, что мы видим: среди ритмических типов слов выше всего процент ой-окончаний — у трехсложных, «анапестических», типа голубой. По видимому, это тоже специфика стиха. Среди 50 ой-слов прозы Гоголя и Чехова трехсложные слова составляли около четверти; у Ломоносова тоже (а у Цветаевой еще меньше); зато у Пушкина, Фета, Брюсова, Твардовского — в среднем 40 %. Объяснить это мы не можем, высказываем лишь предположение. Дело в том, что употребительность ой-окончаний в рифме нарастает и убывает параллельно употребительности альтернирующего ритма в ритмике. Как показано А. Белым, К. Тарановским и их продолжателями, ритм типа Адмиралтейская игла нехарактерен для Ломоносова, выступает на первый план при Жуковском, господствует от Пушкина до Фета, ослабевает у Брюсова, сходит на нет у Цветаевой и возрождается у таких классицистов, как Твардовский. В этом ритме учащались пропуски ударений на III стопе, от этого учащались «анапестические» трехсложные слова на IV стопе; это происходило одновременно с освоением ой-рифм, и в результате звучание «анапестических» слов стало связываться в подсознании поэтов со звучанием ой-окончаний: сперва в рифме, а потом (еще не у Пушкина, но уже у Фета) и вне рифмы, на предпоследней стопе. Насколько основательно это предположение, покажут дальнейшие исследования.


Скачать книгу "Том 4. Стиховедение" - Михаил Гаспаров бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Критика » Том 4. Стиховедение
Внимание