Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане

Коллектив авторов
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В книге охвачен исторический период с первой трети ХIХ века до 1991 года, когда Российская империя, а затем и СССР твёрдо и уверенно утверждали своё военно-политическое присутствие на южных границах страны. Слаженные и концентрированные усилия дипломатических, военных и разведывательных государственных структур позволили надёжно обеспечить соблюдение интересов национальной безопасности России и Советского Союза в Среднеазиатском регионе и в Афганистане на основе соблюдения принципов международного права и уважения суверенитета сопредельного государства. Главное внимание уделено анализу разведывательно-подрывной деятельности спецслужб НАТО, Пакистана и Ирана против советских пограничных войск в ходе проведения стратегической трансграничной операции на афганской территории в 1979–1989 годах и описанию контрразведывательной работы особых отделов КГБ СССР по пограничным войскам.

Книга добавлена:
27-03-2023, 09:20
0
554
89
Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане
Содержание

Читать книгу "Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане"



Резниченко А. Ф.

Алексей Фёдорович Резниченко более семи лет руководил подразделением центрального аппарата Комитета государственной безопасности, которое можно образно охарактеризовать как «мозг пограничной контрразведки».

С. М. Штеменко в работе «Генеральный штаб в годы войны» (авторы сознательно не употребляют слово «мемуары»: две книги битого и перебитого бывшего начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, бывшего начальника Главного разведывательного управления – это концентрированная философия функционирования «мозга армии» – генерального штаба) подробно описывает деятельность Главного оперативного управления Генерального штаба и его сотрудников – операторов-направленцев, основными функциями которых были обработка данных по оперативной обстановке на порученном участке, контроль и оказание практической помощи штабам фронтов в подготовке решений командующих.

Резниченко А. Ф. (крайний справа) в зоне ответственности особого отдела КГБ СССР по 68 Тахта-Базарскому ПО САПО с начальником особого отдела Цепковым В. А. (крайний слева). 1987 г.

Так вот, подразделение Резниченко, куда со всей страны тщательно отфильтровывались наиболее одарённые и талантливые сотрудники Центра и опытные и перспективные начальники особых отделов по пограничным отрядам, являлось своего рода «оперативным управлением» в системе военной контрразведки по пограничным войскам, или, если угодно, – мозговым трестом могучего организма пограничной безопасности советской империи. На нём лежала вся тяжесть редко когда замечаемой и объективно оцениваемой черновой работы: сбор сведений по оперативной обстановке на государственной границе, в войсках и ближайшем окружении, её анализ и прогноз, уточнение данных, их перепроверка, выработка мер реагирования и практических рекомендаций, подготовка вариантов принятия решений, определение текущих и перспективных целей контрразведывательных операций, постановка задач, а в особо сложных случаях – отработка линия поведения ценным агентам органов военной контрразведки.

Подразделение занималось организационно-управленческой работой повседневно двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, триста шестьдесят пять дней в году. Согласно заведённому порядку без его предварительной проработки и последующей санкции не могла проводиться ни одна серьёзная операция военной контрразведки на границе. Сотрудники подразделения не были кабинетными чинушами и бумажно-телефонными деятелями: решения воплощались в жизнь, как правило, при их непосредственном участии на местах с принятием на себя всей полноты ответственности за конечный результат.

Диапазон деятельности Резниченко был огромен, знание оперативной обстановки по всем элементам: каналах погранпредставительской работы, нарушителей госграницы, деятельности разведывательных аппаратов пограничных войск, пунктах пропуска через государственную границу; объектах: заставах, комендатурах, отрядах, округах и регионах: Арктика, Дальний Восток, Забайкалье, Прибалтика, Закавказье, Средняя Азия, Афганистан – детальнейшее.

Великий труженик, он сам себе определил фантастическую норму работоспособности – по двенадцать – четырнадцать часов в сутки, практически без выходных с эпизодическими отпусками. Мелочей или второстепенных задач для него не существовало. Блестяще знал все тонкости пограничной контрразведки и считал своим долгом делиться ими в коллективе единомышленников.

Беспокойный, горячий, решительный и в тоже время вдумчивый и тактичный, с потрясающим самообладанием в критические минуты.

Общительный, чуткий и ранимый к человеческой подлости и несправедливости.

Был настоящим импульсом и генератором идей.

Не переносил бездельников и имитаторов.

Тех, кого уважал, всячески оберегал от пакостей завистников и бережно лелеял; на похвалу не скупился; виноватым мозги прочищал строго индивидуально, не вынося сор избы.

Исполнительскую дисциплину и организационно-управленческую деятельность возглавляемой им структуры организовал так, что она работала как прецизионные часы. Всегда держал планку постановки и исполнения задач не «от достигнутого», а «от требуемого», имел потрясающее видение стратегической перспективы.

Слева направо: Резниченко А. Ф., Ястребков В. И., ст. оперуполномоченный особого отдела КГБ СССР по Термезскому ПО Ванюшкин С. М.

Его компетентность была подавляющей; в тоже время чужие аргументы и правоту оппонентов принимал безоговорочно, свои ошибки признавал и объяснял их природу, не боясь «потерять лицо».

Настоящий, с большой буквы, ас отработки оперативных документов: их фактурность, своевременность, смысловая насыщенность и чёткость были всегда идеальными.

Высокообразованный и всесторонне эрудированный юрист, выпускник Высшей школы КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского, впитавший в кровь тяжёлые уроки злосчастного опыта НКВД-МГБ, он последовательно исповедовал принцип законности, малейшие потуги «поднакрутить» оперативный материал преследовал предельно жёстко и безжалостно; люди, пытавшиеся преступить грань закона и морали, какие бы весомые заслуги они до этого не имели, выпадали из его профессионального и нравственного поля безвозвратно.

Все время руководства вверенным ему подразделением, помимо границей со странами НАТО, Китаем, Ираном, Алексей Фёдорович буквально жил Афганистаном. Начинал и завершал свой рабочий день анализом поступающих из различных источников сводок, докладных, телеграмм и спецсообщений. За долгие годы пребывания пограничных мотомангрупп на сопредельной территории успел последовательно и планомерно побывать на всех пятидесяти с лишним загранобъектах. Не изображал из себя почётного визитёра, независимого эксперта, отстранённого проверяющего или величественного инспектора. С автоматом в одной руке и рабочей потрёпанной полевой сумкой в другой лично вникал в оперативную обстановку, внимательно слушал руководящий и оперативный состав, командиров десантно-штурмовых и мотоманевренных групп, начальников штабов и офицеров войсковой разведки. Проводил, нередко с риском для жизни, контрольные явки, встречался с советниками КГБ СССР при органах безопасности Афганистана, консультировался, искал и предлагал свои варианты решения той или иной проблемы. Персонально знал не только начальников особых отделов по пограничным отрядам на советско-афганской границе, но и лично каждого старшего оперуполномоченного мотомангруппы, работающего на афганской территории, не по бумагам личного дела, а в конкретной живой работе. Мог быть предвзятым в оценках, переубедить его было крайне сложно, но вполне возможно, представляя безупречные аргументы.

Характерный показатель стиля работы как руководителя – большинство сотрудников своего подразделения неоднократно «протащил» через рабочие командировки в Афганистан, заставляя вникать в агентурно-оперативную работу в боевой обстановке или максимально к ней приближенной. Заставлял не стесняться учиться у сотрудников подчинённых Центру органов и брать на вооружение все передовое, что практикой контрразведки внедрялось в Афганистане.

Из воспоминаний Ястребкова В. И.:

«В конце 1981 года из афганской командировки в Особый отдел КГБ СССР по Дальневосточному пограничному округу возвратился старший оперуполномоченный капитан Анохин Николай Александрович. Коллегиальным решением руководителей особого отдела по погранокругу, но при определяющей позиции его авторитетного начальника, участника Великой Отечественной войны генерал-майора Беляева Н. Т., капитан Н. А. Анохин рекомендован и, после собеседования в 8 отделе 3 управления КГБ СССР, назначен начальником Особого отдела КГБ СССР по пограничному отряду. Ключевым фактором в пользу принятия решения в пользу Николая Александровича стал опыт контрразведывательного обеспечения пограничных войск в боевой обстановке; не случайно за умелые и решительные действия и проявленные при этом мужество и героизм он в числе первых сотрудников военной контрразведки по Дальневосточному погранокругу был награждён орденом Красной Звезды.

Сотрудники особого отдела КГБ СССР по Дальневосточному пограничному округу. В первом ряду второй слева – Беляев Н. Т., первый справа – Анохин Н. А.

Он подробно рассказывал об обстановке на афганских загранобъектах и в их окружении, о боевых эпизодах. Так, в рейде мотомангруппы, возвращаясь со спецоперации, сотрудник особого отдела Анохин Н. А. замыкал колонну на БТР-60 ПБ. При выезде из ущелья шедшая впереди санитарная машина с ранеными из-за неполадок с мотором остановилась. В это время с горных склонов внезапно открыли огонь душманы. Кто-то крикнул, что «духов» много и надо хотя бы на БТР оторваться и уходить, ведь боекомплект значительно израсходован ранее в ходе предыдущей операции. Но капитан Анохин, как старший по званию среди офицеров, взял командование на себя и, прикрыв санитарную машину с ранеными бронетранспортёром, умело маневрируя, одновременно приказал открыть огонь по бандитам из всех бойниц по правому борту БТРа. Шквальный огонь из крупнокалиберного пулемёта и автоматов по вражескому склону заставил противника рассредоточиться и не дал возможности вести прицельный и сосредоточенный огонь по арьергарду нашей колонны. Заглохший мотор удалось завести, санитарная машина под прикрытием бронетранспортёра скрылась за поворотом, после чего противник оказался лишён возможности вести прицельный огонь по нашей группе, что позволило благополучно добраться до места постоянной дислокации. В этом скоротечном бою ранили солдата, ещё один сержант контужен. Санитарная машина получила множество пулевых пробоин, но больше никто из военнослужащих не пострадал. У БТР пробили 2 ската. Все, кто ехал в санитарной машине, горячо поблагодарили остальных ребят и лично Николая за выручку в бою. Много было и других эпизодов в рейдах по афганскому прикордону.

Николай Анохин по складу характера был решителен, напорист в работе, имел аналитический склад ума. Вскоре его назначили начальником особого отдела по погранотряду дивизионного штата, через несколько лет – заместителем начальника Особого отдела КГБ СССР по Закавказскому пограничному округу. К сожалению, этот талантливый военный контрразведчик и вся его семья – жена Ольга и дочка Татьяна трагически погибли в 1996 году во время террористического акта при подрыве жилого дома с семьями офицеров-пограничников в Каспийске.

Осенью 1987 года я был переведён в 8 отдел 3 Главного управления КГБ СССР, курирующий контрразведывательную работу в пограничных войсках. Мне поручили кураторство Особых отделов КГБ СССР по Среднеазиатскому погранокругу в полном объёме и Восточного погранокруга – участок государственный границы с Афганистаном.

Руководителем 8 отдела в то время был Бутенко А. Л. Учитывая, что в направленческом подразделении в основном были компетентные, опытные сотрудники, возглавляемые авторитетным руководителем, он почти не вмешивался в подготовку документов, полагаясь на подчинённых.


Скачать книгу "Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане" - Коллектив авторов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане
Внимание