Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане

Коллектив авторов
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В книге охвачен исторический период с первой трети ХIХ века до 1991 года, когда Российская империя, а затем и СССР твёрдо и уверенно утверждали своё военно-политическое присутствие на южных границах страны. Слаженные и концентрированные усилия дипломатических, военных и разведывательных государственных структур позволили надёжно обеспечить соблюдение интересов национальной безопасности России и Советского Союза в Среднеазиатском регионе и в Афганистане на основе соблюдения принципов международного права и уважения суверенитета сопредельного государства. Главное внимание уделено анализу разведывательно-подрывной деятельности спецслужб НАТО, Пакистана и Ирана против советских пограничных войск в ходе проведения стратегической трансграничной операции на афганской территории в 1979–1989 годах и описанию контрразведывательной работы особых отделов КГБ СССР по пограничным войскам.

Книга добавлена:
27-03-2023, 09:20
0
554
89
Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане
Содержание

Читать книгу "Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане"



Мухутдинов М. З.

Из воспоминаний М. И. Пронякина:

«Начальник Особого отдела КГБ СССР по Восточному пограничному округу генерал-майор Мухутдинов Масгуд Зинатуллович руководил органом военной контрразведки более 18 лет, начиная с конца 1960-х годов и до 1987 года. До прибытия в Алма-Ату занимал должность начальника Особого отдела КГБ СССР по Забайкальскому пограничному округу.

Генерал Мухутдинов М. З. был уважаем всеми генералами и офицерами округа как заслуженный боевой генерал, участник Великой Отечественной войны. Фронтовик, орденоносец, человек с огромным профессиональным, практическим и житейским опытом, мудрый руководитель и требовательный наставник, он пользовался огромным авторитетом среди офицеров округа.

К кадрам он относился по-отечески бережно, знал обо всех своих подчинённых руководителях и оперативных работниках буквально всё, чтобы умело руководить сложным органом безопасности, каким был особый отдел округа, грамотно строить воспитательный процесс. Особенно это чувствовалось при подготовке оперативного и руководящего состава, направляемого в войска, дислоцированные в Афганистане, в командируемые туда для выполнения боевых операций ММГ и ДШМГ. Пройдя сам через горнило военных, боевых чекистских операций, он требовал особенно тщательно подходить к подбору кандидатов на замещение должностей в этих частях и подразделениях, замену оперативного состава в воюющих подразделениях в ДРА. Принимал лично самое непосредственное участие в этой работе, уделял ей огромное внимание в своей повседневной деятельности.

Мухутдинов М. З.

Во время подготовки к загранкомандировкам делился своим богатым опытом, не называя его своим. Просто вспоминая свою службу, которую он начал среди этих гор и камней, в то время когда басмачи не были ещё окончательно разгромлены, и во время Великой Отечественной войны, когда они снова подняли головы. Их отряды тогда также прятались в горных лагерях и нападали на пограничников и жителей кишлаков. Пользуясь суматохой, контрабандисты и шпионы переходили границу, эти группы взаимодействовали между собой и пытались использовать местное население приграничья. Генерал Мухутдинов М. З. узнал это с первых же дней своей службы. Он понял, что нужно наладить добрые отношения с местным населением, и этому учил отправлявшихся на войну контрразведчиков.

В боевой учёбе основной упор делался на подготовку сотрудников к боевой работе в условиях боевых действий, но не менее важное внимание уделялось учёту местных национальных, религиозных, этнических особенностей, проживающих там народов.

Чуть ли не впервые при нём начались замены из округа и перевод заслуженных офицеров в другие регионы страны. При нём же состоялись первые награждения отличившихся в Афганистане офицеров военной контрразведки.

Об этом я могу судить не как бы глядя со стороны, а как непосредственный участник тех событий. При нём я начинал свою службу в органах военной контрразведки, им же был назначен в аппарат отдела округа. Под его чутким руководством начинал постигать азы кадровой работы, в том числе во время совместных выездов в органы на местах, в пограничные отряды.

Во время выездов в органы, он, казалось, никогда не занимался решением кадровых вопросов, поручал делать это мне. Но когда возвращались обратно, он отдельными репликами показывал мне, что он в курсе всех моих, порой нелёгких, проблем и вопросов. Он как бы давал возможность мне самому дойти до решения возникающих проблем, самостоятельно искать выходы из создавшихся ситуаций.

Никогда не ругал при этом за издержки, лишь подсказывал, как бы надо поступить, по его мнению, в той или иной ситуации. Тем самым он как бы давал возможность выбрать из нескольких вариантов наиболее оптимальный, эффективный и более полезный для общего дела.

Не пытался генерал Мухутдинов М. З. решать любые самые сложные кадровые вопросы путём интриг и тем более чужими руками. А вопросов таких было немало. Он просил и требовал досконально разбираться в любой ситуации, проявлять терпение и заботу о людях. К нему зачастую обращались по личным мотивам не только работники особых отделов, но и другие офицеры пограничники войск округа. Никогда при мне не критиковал моего непосредственного начальника, тем более публично.

Стиль его поведения и управленческой деятельности были самыми, что называется демократическими. Только опираясь на помощь коммунистов, партийные организации учил он решать любые кадровые вопросы. Тесное взаимодействие было организовано с командованием и политорганами частей округа, войсковой общественностью, местными органами власти и управления.

Во время всевозможных сборов, по предложению генерала Мухутдинова М. З., кроме занятий по чекистской учёбе, стали организовывать экскурсии на крупные промышленные предприятия города, в городские музеи, походы в театры. Это тоже приносило свои плоды. Так, однажды, после состоявшейся экскурсии на Алма-Атинский завод тяжёлого машиностроения, где мы не только посмотрели само производство, но и тесно пообщались с рабочими крупнейшего металлургического завода, мнение и отношение оперативных сотрудников к своему труду разительно изменилось в положительную сторону. После этой экскурсии один из сотрудников заявил начальнику отдела генералу М. З. Мухутдинову, что теперь понимает, что за такую же зарплату, как и у рабочего, мы должны трудиться ещё более упорно и прилежнее.

Никогда не злоупотреблял своим должностным положением, напротив старался всегда и во всём помочь в решении любых вопросов, в том числе личного характера. Своим личным примером показывал и учил, как надо проявлять заботу о сотрудниках и их семьях, проживающих в не самых благоприятных условиях на границе.

Думаю, не имеет смысла приводить какие-то ещё примеры, доводы и аргументы. Вспоминать, кого-то мало этого заслуживающего и тратить на это слова и бумагу. Опять же в этой связи, по прошествии многих лет, вспоминая своих прежних руководителей М. З. Мухутдинова, а также его помощника по кадрам, хочу отметить их необыкновенный такт и терпение. Чтобы со мной стало, когда после моих первых проверок и индивидуальной работы с нерадивыми сотрудниками и особенно их жёнами, которые порой сами просились на беседу, а потом в округ шли жалобы, с целью добиться желаемого результата путём шантажа и угроз писать дальше, выше, сильнее. Если бы не их былое терпение, житейская мудрость и уважение к другим, пусть что-то и не так сделавшим, не до конца решившим проблему, давшим повод для шантажа и угроз, то многого мне бы не удалось сделать и познать.

Много времени и огромное внимание уделялось индивидуальной воспитательной работе с каждым сотрудником, заслуживающим этого. Приведу только один пример, касающийся меня лично. Поскольку моё назначение состоялось без учёта моего мнения и нежелания работать по линии кадров, я несколько раз просился в Афганистан, писал рапорта с просьбой назначить меня на любую должность, где я бы мог применить свой опыт. Надо прямо признаться, что эта работа была мне совершенно не по душе, хотя, как и любую другую работу, я выполнял её добросовестно и качественно. Но хотелось что-то сделать самому, своими руками и своими мозгами. Но, увы, такова военная служба – не всегда мы могли заниматься тем, что нам больше нравилось и чем хотелось бы.

Однажды мне удалось уговорить непосредственного руководителя и был даже подписан соответствующий приказ, но в последний момент начальник особого отдела округа генерал Мухутдинов М. З. передумал и оставил меня на месте. После этого он провёл со мной длительную беседу и убедил в необходимости и важности моей нынешней работы. Но и позднее неоднократно в составе оперативных групп и в одиночку мне доводилось бывать в войсках, дислоцированных в Афганистане.

После увольнения со службы генерал Мухутдинов М. З. не смог расстаться с краем, где ему довелось пройти почти всю свою боевую службу. Он почти ежегодно проезжал по всей южной границе СССР, посещал все места, где ему пришлось служить и терять своих боевых друзей. После одной такой поездки, вернувшись в Москву, он заболел, и вскоре его не стало. Почти все алма-атинцы, служившие и проживавшие в столице, пришли проводить его в последний путь. Похоронен он в городе Алма-Ате».

Выдержки из книги Н.Х. Булатова «Йолдызлы йолдызлар»

Тропинки памяти

О нем в первый раз рассказал председатель республиканской организации военных ветеранов, генерал в отставке Владимир Ахметович Саитгареев. «Найдите, пожалуйста, родившегося и выросшего в Казани генерал-майора Масгуда Зиннатулловича Мухутдинова. Сейчас он живёт в Москве. Мы долгие годы с ним вместе служили в Краснознамённом Восточном пограничном округе. Это боевой генерал в настоящем смысле этого слова», – сказал Владимир Ахметович. Когда говорят Восточный пограничный округ, вы наверное представляете: Памир и горы Тянь-Шаня. На высоте нескольких километров над уровнем моря, где по тропинкам ходят только горные козы, служат пограничники, они зорко охраняют безопасность страны и ловят бесчисленное множество контрабандистов, стремящихся нарушить границу, во время сильного дождя, сильных ветров, в сильные холода они не теряют бдительности.

Молодой офицер Масгуд Мухутдинов свою службу начал среди этих гор и камней, в то время и басмачи окончательно не были разгромлены, во время Великой Отечественной войны они снова подняли головы, их отряды прятались в горных лагерях и нападали на пограничников и жителей кишлаков. Воспользовавшись суматохой, контрабандисты и шпионы переходили границу, то, что эти две группы взаимодействовали между собой Масгуд Мухутдинов, узнал с первых же дней. Он понял, что нужно наладить отношения с местным населением. Басмачи – это ведь не извне пришедшие бандиты, а те же люди из кишлаков, они не согласились на потерю своего богатства, своих земель и пастбищ. К нему подошёл невысокого роста, худощавый паренек.

«Давай познакомимся, я киргизский парень, Дувана Алиев», – сказал он. – Все тропинки в горах знаю, умею хорошо ездить верхом на лошади, если соревноваться в стрельбе с вами, то выиграю обязательно». Отца Дуваны убили за то, что он с оружием в руках защищал свой кишлак от басмачей. Сейчас мальчик хотел отомстить за отца и основной опорой в этом деле считает пограничников. С этой целью он и подошёл к Масгуду Мухутдинову.

– Ты сообщай нам о каждом перемещении басмачей, только будь осторожен и не повтори участи отца, – посоветовал пограничник подростку.

– За меня не беспокойтесь, – сказал Дувана.

Вскоре подвернулся случай отомстить врагу, когда по горной тропинке он шёл в кишлак ему навстречу попались два всадника, потом ещё показались около 20 человек, при первом же взгляде Дувана определил, что это бандиты, злые взгляды, небритые лица, через плечо повешены ружья и патронташи… Мирный человек в таком виде не будет ходить среди гор.

– Ты хорошо знаешь эти края? Выведи нас к какому-нибудь роднику, – сказал их главарь.


Скачать книгу "Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане" - Коллектив авторов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Военная контрразведка по Пограничным войскам в Афганистане
Внимание