Этюды о карельской культуре

Пертти Виртаранта
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Одной из самых значительных и наиболее цитируемых книг по изучению карельского языка и культуры является книга финского исследователя Пертти Виртаранта «Этюды о карельской культуре». Эта книга, переведённая на русский язык, вышла в издательстве «Карелия» в 1992 году. Сейчас её можно взять почитать, например, в Национальной библиотеке Республики Карелия. Эта книга стоит того, чтобы обратить на неё пристальное внимание, если вы интересуетесь карельским языком и традициями. Ведь в ней есть много интересной информации, зачастую являющейся открытием для современного поколения. Автор, бывавший в Карелии множество раз в 1950-х – 1980-х годах, встречался со многими известными карельскими учёными, писателями, журналистами, артистами, художниками и другими представителями творческой интеллигенции, а также с простыми людьми из карельских сёл и жителями Петрозаводска. Интересно, что даже в городе где-бы и с кем-бы Виртаранта не заговорил, у всех находились карельские, вепсские и финские корни.

Книга добавлена:
6-10-2023, 08:36
0
176
70
Этюды о карельской культуре
Содержание

Читать книгу "Этюды о карельской культуре"



ОТ ПЕТРОВСКОГО ЗАВОДА К СОВРЕМЕННОМУ ГОРОДУ

Каждая моя поездка по карельским деревням начиналась и завершалась в Петрозаводске. И вот уже более четверти века я наблюдаю, как растет столица Карелии. Правда, весь город мне не знаком, а главным образом лишь центральная его часть, ограниченная железнодорожным вокзалом и Онежским озером, речками Неглинкой и Лососинкой. На этой небольшой территории расположено большинство учреждений, где я обычно бываю: Карельский филиал Академии наук СССР[3], Университет, гостиница «Северная», Финский театр[4], Музей изобразительных искусств; здесь же проживают многие из моих знакомых.

Среди карельского населения ближних районов издавна было принято называть Петрозаводск просто «линна», то есть «город». В 1855 году А. Алквист в своих записях карельских говоров Олонецкой губернии называл Петрозаводск, в котором тогда проживало без малого восемь тысяч человек, заводским городом и рассказывал о своем пребывании «на заводах». По материалам Алквиста трудно судить, насколько широко бытовало в народе такое название, по, во всяком случае, оно соответствовало истине: Петрозаводск действительно был «городом заводов» — «заводоен линна». Первый его завод был заложен в устье реки Лососинки в 1703 году и предназначался для производства военной продукции, поскольку Россия тогда нуждалась в оружии и боеприпасах для ведения Северной войны. Ранее на этом месте стояли лишь водяная мельница, принадлежавшая крестьянину деревни Ужесельга (Новая сельга) Шуйского погоста, да несколько рыбацких построек. Этот железоделательный и оружейный завод, который получил название Петровского, пользовался озерной рудой, добываемой в Укшезере и Кончезере. Выжигание необходимого заводу древесного угля было вменено в обязанность местных крестьян.

Завод быстро встал на ноги и начал выпускать пушки, ружья, холодное оружие, ядра и другие боеприпасы. После того как Северная война закончилась в 1721 году, здесь стали изготовлять также якоря, железную проволоку, гвозди и жесть.

После окончания Северной войны прекратился рост Петровского завода и слободы. Работных людей начали отправлять на новые заводы, большей частью на строительство Сестрорецкого оружейного завода. Петровский завод закрылся в 1730-х годах, а производство чугуна было сосредоточено на Кончезерском заводе (основан в 1707, а закрыт только в 1905 году). Строения Петровского завода постепенно разрушились. Теперь на их месте стоит гостиница «Карелия».

Новый подъем в жизни Петровской слободы произошел во второй половине XVIII века, когда снова на берегу Лососинки, немного выше того места, где находился бывший Петровский завод, приступили к строительству чугуноплавильного и пушечного завода. Пушки понадобились для начавшейся в 1768 году русско-турецкой войны. По имени внука Екатерины II завод назвали Александровским. (Сейчас на его месте — Онежский тракторный завод.) В 1777 году по указу Екатерины Петровская слобода получила статус города и название Петрозаводск. Когда семь лет спустя Олонецкая губерния была отделена от Новгородской, Петрозаводск стал губернским центром. Первым губернатором (наместником) был назначен известный поэт Гаврила Романович Державин (1743-1816).

Через весь город протекает бурная речка Лососинка. Ее загадочное очарование издавна вдохновляло художников. Стефан Сергеевич Хуотаринен (Годарев), уроженец лесной деревни Галлезеро (Халъярви), рассказал мне удивительную легенду о реке Лососинке, услышанную им от своего деда по материнской линии Мийтрияйнена.

«У моста через Лососинку была устроена плотина перед трубой, что отводила воду на завод. Стерег плотину один смотритель. Заодно он держал у себя дома винную лавку. Эта лавка была всегда открыта до поздней ночи. И вот однажды в самую полночь вошел в лавку какой-то здоровый мужик с черными длинными волосами. Смотритель никогда раньше этого человека не видел. Мужик попросил четверть вина, выпил одним духом, бросил на стол горсть серебра и ушел. Но перед тем как уйти, сказал: «Завтра я приду снова в это же время, не запирай дверь. И никому не рассказывай о том, что я приходил!» На следующую ночь таинственный мужик пришел в то же самое время. Опять велел налить четверть вина, выпил залпом и высыпал, не считая, горсть денег на прилавок. Только, уходя, сказал: «Завтра ночью я снова приду в это же время, пусть дверь будет незаперта!» Смотритель удивляется: что за чудак так щедро сыплет серебром, не считая. На третью ночь гость опять пришел, заказал четверть вина, выпил, достал из кармана горсть серебра, положил на прилавок и сказал смотрителю: «Завтра ночью ровно в половине первого открой плотину. Моя дочь выходит замуж за сына онежского водяного. Ежели не откроешь, всю плотину снесу в Онего». Смотритель обещал открыть. И когда снова наступила ночь, он уже с часами в руке стоял на плотине и поглядывал вверх по реке. Подошло назначенное время, вода забурлила, поднялась. Смотритель открыл плотину — и ночной гость со своей дочерью и со всем свадебным поездом промчался вниз к озеру. Если бы смотритель не открыл, то плотину смыло бы в озеро!»

Развитие Петрозаводска отражено в показателях численности его населения: 1777 год — 3250 человек, 1901 — 4765, 1905 — 13800, 1917 — 15000, 1926 — 27000, 1939 — 70 000, 1959 — 135 000, 1970 — 184 000 и 1979 — 234 000 человек.

Быстрый рост города виден во всем. Заметно расширилась его территория. Многоэтажными зданиями застраиваются не только окраины, но и центральная часть города. Я с сожалением замечаю, что все меньше остается старинных деревянных домов с резными наличниками и декоративно обшитыми углами, их стремительно вытесняет современная архитектура. А именно обилие таких домов в сочетании с ампирными зданиями площади Ленина и раскинувшимися по берегам Лососинки и Онего бульварами и парками придавало Петрозаводску особую привлекательность.

Примерно в 10 километрах севернее Петрозаводска располагается поселок Соломенное — бывшая деревня большого Шуйского погоста. Название «Соломенное» происходит от финско-карельского слова «салми» — пролив, что вполне соответствует положению селения на берегах пролива между Логмозером и Онежским озером. Поселок, по всей вероятности, скоро сольется с быстро разрастающимся Петрозаводском.

В истории Карелии Соломенное занимает довольно видное место. Здесь в XVI веке был основан мужской монастырь, в конце XVIII века здешние камнетесы обрабатывали камень для украшения общественных зданий Петербурга, в частности Исаакиевского собора. Позднее здесь возникли лесопильные заводы, и первым из них был завод Громова, основанный в 1885 году. Население поселка русское, но есть здесь и финны.

Разнообразные виды Соломенного с гармонично вписанными в ландшафт домами давно служат излюбленными сюжетами для карельских пейзажистов.


Скачать книгу "Этюды о карельской культуре" - Пертти Виртаранта бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Культурология » Этюды о карельской культуре
Внимание