Петр I. Материалы для биографии. Том 3, 1699–1700

Михаил Богословский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Произведение академика М. М. Богословского (1867–1929) безоговорочно признано классическим сочинением историко-биографического жанра, остающимся самым полным исследованием личности Петра Великого и эпохи петровских преобразований.

Книга добавлена:
4-03-2023, 00:50
0
286
206
Петр I. Материалы для биографии. Том 3, 1699–1700
Содержание

Читать книгу "Петр I. Материалы для биографии. Том 3, 1699–1700"



Идя далее в хронологической последовательности, мы должны отметить закрытие палат Золотых и Серебряных дел и передачу их ведомства в Оружейную палату, к слиянию с которой эти оба приказа имели стремление издавна, соединяясь под управлением одного и того же лица: до 1691 г. всеми тремя палатами правил окольничий М. Т. Лихачев; с 1691 г. по 1697 г. — окольничий И. Ю. Леонтьев[404], с 19 февраля 1697 г. — боярин Ф. А. Головин. Именным указом 19 января 1700 г. велено было и приказных, и мастеровых людей палат Золотой и Серебряной, а также и упоминаемого при этом случае Ствольного приказа ведать в Оружейной палате и дела этих приказов снести в ту палату. Самое дело не ликвидировалось; существовавший до тех пор штат золотых и серебряных дел мастеров — «указное число» — продолжал оставаться, равно как оставался и ведавший этим штатом приказный персонал; закреплен был и бюджет, шедший на содержание тех и других, мастеров и подьячих: денег — 4349 руб. 8 алтын, хлеба (ржи и овса) — 2002 четверти 6 четвериков в год. Но, как отдельные приказы, Золотая и Серебряная палаты свое существование прекращали и сливались с Оружейной палатой, сосредоточившей, таким образом, в своем ведомстве, кроме живописных работ, также и художественное производство из драгоценных металлов. Указ 19 января 1700 г. был завершением намечавшегося уже давно процесса объединения Золотой и Серебряной палат с Оружейной в одно ведомство[405].

Обилен распоряжениями, вводившими перемены в приказах, был день 18 февраля 1700 г. перед отъездом Петра из Москвы в Воронеж. В этот день последовали указы о назначении Ф. А. Головина начальником Посольского и соединенных с ним приказов и о назначении ближнего стольника Ф. М. Апраксина ведать корабельные и адмиралтейские дела с именованием его «адмиралтейцем»[406]. Возникал, таким образом, Адмиралтейский приказ, выделившийся из Владимирского Судного, подлежащего закрытию. Далее, в этот же день состоялся указ о закрытии Иноземного и Рейтарского приказов — «Иноземскому и Рейтарскому приказом не быть»[407]. Иноземский и Рейтарский приказы ведали полки иноземного строя: копейщиков, рейтар, солдат и др. Им же были подсудны служилые иноземцы. Теперь дела этих приказов передавались боярину князю Я. Ф. Долгорукому с наименованием его «обер-комиссаром». Ему велено было учинить при себе по этим делам особый приказ. Приказ этот некоторое время был без названия. В канцелярской переписке его называют «приказом комиссарии»[408]. Иногда он по-старому продолжает называться Иноземским; писали «в Иноземской приказ к генералу комиссариусу князю Я. Ф. Долгорукому»[409]. Позже он был наименован Приказом военных дел. Главным его делом было снабжение полков новой регулярной армии денежным жалованьем, ресурсы на которое он должен был брать из Ратуши[410].

В этот же день, 18 февраля, возник еще один новый приказ и уничтожен был один старый. «Великий государь указал все хлебные запасы на дачу своим, великого государя, ратным лю-дем сбором и дачею на Москве и в городех ведать окольничему Семену Ивановичу Языкову… а писать его во всяких письмах генералом-провиантом». Учреждалось, таким образом, провиан-ванья указное окладное число: «денег по 4349 руб. по 8 алт., хлеба, ржи и овса по 2002 чети по 6 четвериков и на тое дачу деньги и хлеб велено имать из Ратуши». Ср.: Архив Оружейной палаты, ст. 1700 г., № 157: «1700 г. февраля в день по именному великого государя указу и по докладной выписке за пометою думного дьяка Никиты Зотова велено Золотой и Серебряной полат дела снесть в Оружейную полату, а мастеров тех полат разобрать и по списку золотых и серебряных дел мастером быть указному числу в Оружейной полате». Сообщением этих сведений я обязан В. И. Троицкому.

тское ведомство, имевшее назначение сосредоточить в своих руках снабжение армии хлебными запасами. На это ведомство возлагались два дела: во-первых, сбор хлебных запасов со всего государства и, во-вторых, раздача собранных хлебных запасов войскам. Хлебные сборы, производившиеся для той же цели по другим приказам, должны были прекратиться. Поставленному во главе ведомства «генерал-провианту» окольничему С. И. Языкову предписывалось «за делами сидеть», т. е. иметь присутствие «в палатах, что был Каменный приказ». В его же распоряжение предоставлялся персонал подьячих Каменного приказа.

Таким образом, и помещение и канцелярский персонал Каменного приказа передавались «генерал-провианту»; отсюда следует заключить, что тем самым Каменный приказ закрывался[411]. Он действительно с того времени перестает упоминаться в документах[412]. Ведомство С. И. Языкова стало с 1717 г. называться Провиантским приказом. 22 июня 1700 г. было велено при «генерал-провианте» учредить семь простых «провиантов», которых должен был откомандировать к нему Разряд из стольников и московских дворян, что и было исполнено 9 июля[413]. Семерых простых провиантов оказалось мало, и в сентябре того же года из Разряда посылался восьмой[414]. Итак, 18 февраля 1700 г. закрыты были приказы: Иноземский, Рейтарский и Каменный и к тому же дню следует приурочивать возникновение приказов: Военного, Адмиралтейского и Провиантского.

Этими нововведениями перемены в строе приказов не кончились. 19 мая 1700 г. произошли изменения в Пушкарском приказе. Пушкарский приказ по смерти боярина А. С. Шеина (февраль 1700 г.) оставался без главы. 19 мая 1700 г. появился именной указ, предписывавший «которые дела были в Пушкарском приказе, ведать генералу артиллерии царевичу Александру Арчиловичу, а дьяком у тех дел быть прежним»[415]. Царевич Имеретинский Александр Арчилович во время пребывания Великого посольства за границей проходил в Гааге курс артиллерийской науки, сделался специалистом этого дела, потому и поставлен был во главе артиллерийского ведомства. После указа о его назначении в приказах, видимо, затруднялись его иностранным наименованием, адресовали ему памяти как «генералу-артиллерию»[416]. С того же 1700 г. он стал именоваться «генерал-фельдцейхмейстером»[417]. Самый Пушкарский приказ, во главе которого он стал, с начала 1701 г. стал называться «Приказом артиллерии», хотя иногда продолжало употребляться и прежнее название «Пушкарский приказ»[418].

24 августа 1700 г. в самом начале Северной войны и несмотря на это начало, которое, казалось бы, должно было поглотить все внимание Петра, был издан указ об учреждении нового приказа — Рудокопных дел. «Великий государь (т.) указал на Москве золотые и серебряные и иных руд дела ведать окольничему Алексею Тимофеевичу Лихачеву да дьяку Кузьме Борину и сидеть им в приказе Большие казны особо и писать приказом Ру-московских, которые были в Разряде по этому указу „пописаны на пример“, были отобраны и посланы из Разряда к С. И. Языкову стольники: В. А. Девятой, И. П. Строев, Г. Г. Камынин, И. Ф. Башев, С. С. Ергольский, дворяне: Алексей Большой Иванов сын Бобынин, О. В. Пирожской.

докопных дел»[419]. В течение осени 1700 г. по приказам рассылались памяти с сообщением об этом указе, а по городам к воеводам послушные грамоты об исполнении указов, которые будут присылаться к ним из новоучрежденного приказа. В послушных грамотах приводились мотивы, побудившие завести новый приказ: «велено для пополнения золота и серебра сыскивать на Москве и в городех золотых и серебряных и иных руд». В указе 24 августа 1700 г. видно стремление взять дело отыскивания руд в руки государства; оно потом получит большое развитие и на Урале, еще в царствование Петра, будет вестись с большим успехом. Новый приказ — предтеча будущей Берг-коллегии — возникал, по-видимому, в некоторой связи с приказом Большой казны, из которой он выделялся. Об этой связи Рудокопного приказа с Большой казной свидетельствуют распоряжения: во-первых, об отводе помещения для Рудокопного приказа в приказе Большой казны — «а сидеть им окольничему А. Т. Лихачеву да дьяку Кузьме Борину в Большой казне в особом месте, где пристойно», во-вторых, распоряжение о выдаче из Большой казны Рудокопному приказу на расходы денег 200 рублей и 10 стоп бумаги и о производстве таких же выдач приказу денег и бумаги впредь, когда понадобится. В «послушных» грамотах о повиновении новому приказу, разосланных к воеводам, будущие грамоты, какие будут посылаться из Рудокопного приказа, называются грамотами из приказа Большой казны, которая в сознании людей, писавших эти документы, как бы покрывала собою Рудокопный приказ, относясь к нему как целое к части, и можно думать, что на первых порах новоучрежденный приказ Рудокопных дел, имея во главе своей окольничего и дьяка, все же рассматривался как департамент приказа Большой казны[420]. Связь приказа Рудокопных дел с Большою казною понятна. Большая казна заведовала чеканкою монеты в государстве; в ее ведомстве были «денежные дворы», на которых производилась самая чеканка: Старый денежный двор — позади Казанского собора, Новый — «что был Земский приказ» — у Воскресенских ворот; третий денежный двор помещался «под Набережным садом». Учреждение приказа Рудокопных дел имело основной целью разыскание руд, главным образом золотых и серебряных, т. е. тех металлов, которые нужны были денежным дворам[421].

Наконец, в самом исходе 1700 г. следует отметить еще одну перемену в составе приказов. По смерти патриарха Адриана (умер 15 октября 1700 г.) указом 11 декабря 1700 г. был закрыт Патриарший разряд. Судебные дела этого приказа велено было распределить по тем приказам, где ведомы были чины, о которых имелись в Патриаршем разряде судебные дела: «в которых которые чины расправою ведомы и впредь расправы чинить в тех приказах»[422].

Все перечисленные приказы возникали или уничтожались по определенным указам, которыми такое возникновение или уничтожение предписывалось. Наряду с этим следует отметить в течение 1700 г. исчезновение трех приказов, относительно закрытия которых указов неизвестно; эти приказы исчезали как-то сами собою. Так, с ликвидацией Стрелецкого приказа не упоминается более и о Костромской четверти, бывшей при нем. Из нее не назначалось воевод уже осенью[423]. Владимирский приказ также исчез. Его денежные доходы переданы были в Ратушу; его финансовое значение, таким образом, кончилось[424]. В ведомости о назначении воевод из приказов, соединенных с Посольским, конца 1699 г. он уже не упомянут[425]. Великороссийский приказ, осенью 1699 г. еще существовавший при Посольском и назначавший воевод в великороссийские города, в 1700 г. слился с Разрядом и был поглощен им[426].

Таковы были изменения в составе приказов, которые можно отметить за 1699 и 1700 гг. Эти изменения были событиями в истории развития центрального управления в Московском государстве. События эти возникали и происходили по воле Петра, вызывались его инициативой; его личная воля давала им направление. Однако если сопоставлять эти события с предыдущими и последующими явлениями в той же области, то можно заметить, что личная воля Петра, при всей оригинальности ее проявления, направляла события по тому же самому руслу, по которому они шли уже до Петра и по которому они пойдут и после него, его воля давала толчки, но толчки в том общем направлении, в котором текло развитие московской администрации. Направление это шло к обобщению или к сосредоточению ведомств, к объединению мелких и раздробленных ведомств в крупные и цельные и от множества мелких и дробных приказов приводило к немногим, всецело охватывающим однородные дела коллегиям, а впоследствии министерствам. За рассматриваемое время процесс обобщения и сосредоточения всего ярче, может быть, сказался в объединении управления посадскими и торговыми людьми и черносошным крестьянством в одном приказе — Ратуше и в сосредоточении в ней же значительной, преобладающей части финансового ведомства по сбору прямых и косвенных поступлений. Ратуша становится не только единым приказом, ведающим посадское и торговое население городов и черносошное крестьянство судом и сборами, но и стремится стать центральной кассой государства. Становясь такой кассой, она оттесняет на второе место Большую казну; в Ратуше сосредоточиваются прямые и косвенные сборы. О таком преобладании Ратуши над Большою казною красноречиво говорят цифры их приходных бюджетов: приход Ратуши за 1701 г. — 1 268 473 руб., приход Большой казны — 717 743 руб.[427]


Скачать книгу "Петр I. Материалы для биографии. Том 3, 1699–1700" - Михаил Богословский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Петр I. Материалы для биографии. Том 3, 1699–1700
Внимание