Выборы строгого режима: Как российские выборы стали невыборами, и что с этим делать?

Елена Лукьянова
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Эта книга о роли и значении выборов в демократическом и в антидемократическом процессах. В ней на примере трансформации российского избирательного законодательства двух первых десятилетий XXI века показано, как с помощью манипуляции избирательной системой и электоральными практиками можно нивелировать демократические институты и сменить вектор политического развития на противоположный. Авторы приводят классификацию поправок в избирательное законодательство, которая может быть использована другими странами как маркер при оценке трансформации политических режимов. В книге также проводится анализ зависимости эффективности деятельности парламентов от состояния избирательной системы.

Книга добавлена:
29-02-2024, 15:33
0
121
105
Выборы строгого режима: Как российские выборы стали невыборами, и что с этим делать?
Содержание

Читать книгу "Выборы строгого режима: Как российские выборы стали невыборами, и что с этим делать?"



Эффект «взбесившегося принтера».

Резкое увеличение количества принимаемых законов

Итак, в 1996-м, первом году II созыва (и первого полноценного), в нижнюю палату было внесено 832 законопроекта, рассмотрено (в первом, во втором или в третьем чтении) 419, принято 258. Таким образом, за одно пленарное заседание тогда рассматривалось в среднем 5,99 законопроекта, принималось 3,69. Приблизительно с той же производительностью трудились законодатели и в остальные годы II созыва. В это четырехлетие — с 1996 по 1999 год — на одно среднестатистическое заседание приходилось 5,43 рассмотренного и 3,42 принятого законопроекта. В начале путинской эпохи (первая половина III созыва) темпы законотворчества оставались примерно такими же. Скажем, в 2000 году было внесено 990 проектов, рассмотрено 423. За одно заседание рассматривалось практически столько же законопроектов, что и пятилетие назад, — 6,04. А принималось даже меньше — 2,37.

Но затем законодательный конвейер резко ускорился. В IV созыве, с 2004 по 2007 год, на одно заседание парламента приходится уже 10,5 рассмотренных и 4,2 принятых законов. В V созыве, с 2008 по 2011 год, скорость еще больше увеличилась: за одну «пленарку» тогда рассматривалось 12,36 законопроекта, принималось 6,2. Но в полную свою силу думские стахановцы развернулись в нынешний, VIII созыв. В 2014 году в нижнюю палату было внесено рекордное количество проектов — 1688. Рассмотрено 1234 — тоже рекорд. Принято 555 — еще одно историческое достижение. Темпы тоже, соответственно, рекордные: в среднем на одно заседание приходилось 17,63 рассмотренных и 7,93 принятых законов.

Иными словами, за последние 15 лет производительность законотворческой машины выросла в три раза. При этом надо учитывать, что в «лихие 90-е» в силу чрезвычайно сложных отношений между ветвями власти, а также между отдельными «сучьями» самих ветвей далеко не все, мягко говоря, принятые Госдумой законы утверждались Советом Федерации и президентом. Например, за II созыв была отклонена почти половина, 42 % — проектов, одобренных нижней палатой. В 5-м созыве эта доля сократилась до 1,19 %, в 2014 году — до 0,9 %.

Учитывая, что продолжительность думской «пленарки» не превышает, как правило, шести с половиной часов — с 10 утра до 18 вечера, с двумя перерывами общей продолжительностью 1,5 часа, обсуждение одного закона в Думе VI созыва, если, конечно, это можно назвать обсуждением, занимает считаные минуты[365].

Политика Государственной Думы, которую обычно описывают как «стремление избавиться от ярлыка бешеного принтера» или как «попытку увеличить собственный политический вес», велась в трех направлениях. Во-первых, борьба за законотворческое качество и дисциплину: сюда можно отнести как повышенные требования к депутатской посещаемости, так и отказ от практики принятия проектов «в первом чтении и в целом»; во втором и третьем чтениях в один день; появление нового подразделения в правовом управлении, призванного помогать молодому законотворцу; новую практику публичных парламентских слушаний; ряд мер по ограничению свободы права законодательной инициативы как депутатов, так и региональных законодательных собраний (система фильтров, фракционных и встроенных в Совет законодателей). За первый год работы Государственной Думы VII созыва региональными законодательными собраниями был внесен 231 проект, а законами из них стали только три, для сравнения: за аналогичное время работы предыдущей Думы региональных инициатив было внесено 313, а одобрено семь[366].

Но все предпринятые меры не помогли. По словам депутатов, они зачастую получали по внутренней почте вечером, накануне парламентского заседания, «для ознакомления» 60–70 законодательных инициатив, а затем еще и утром им могли дослать 15–20 законопроектов. При такой практике ни о каком анализе законов не могло быть и речи, да этого и не требовалось — все решала партийная и фракционная дисциплина [367].

Начавшая свою деятельность в октябре 2021 года, Дума VIII созыва резво приступила к работе, доказав свою приверженность традициям предшественников. В течение первой сессии (с 12 октября по 22 декабря 2021 года, то есть за два месяца и десять дней), наряду со всеми организационными процедурами типа формирования комитетов и регламентными поправками, депутаты приняли 143 закона…


Скачать книгу "Выборы строгого режима: Как российские выборы стали невыборами, и что с этим делать?" - Елена Лукьянова бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Выборы строгого режима: Как российские выборы стали невыборами, и что с этим делать?
Внимание