Слова. Том V. Страсти и добродетели

Паисий Святогорец
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Преподобный Паисий хотел выпустить книгу, полезную всем: мирянам, монахам и священнослужителям, но не успел, отдав всё своё время и силы молитве и общению с приходившими к нему людьми. После преставления преподобного его письма, записи поучений и бесед были систематизированы для удобства использования в повседневной жизни, ибо сам старец говорил: «Задача в том, чтобы вы работали, применяли услышанное на деле». Для того, чтобы помочь нам избавиться от страстей, которые мучают нас, преподобный Паисий показывает, что все они проистекают из самолюбия и гордости, и призывает нас стать обновлёнными людьми Нового Завета, исполненными духовного благородства, смирения и любви. © Ιερόν Ήσυχαστήριον Μοναζουσών «Ευαγγελιστής 'Ιωάννης ό Θεολόγος», 2006

Книга добавлена:
26-02-2023, 10:27
0
647
160
Слова. Том V. Страсти и добродетели
Содержание

Читать книгу "Слова. Том V. Страсти и добродетели"



Животные просят помощи у человека

Человек для животных – это как Бог для человека. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека.

На Афоне я слышал о старце Феофилакте из скита святого Василия, который дружил с дикими животными. Они чувствовали его любовь и в случае нужды шли к нему в келью. Как-то раз косуля, которая сломала ногу, пришла под окна его кельи и стала жалобно блеять. Старец вышел из кельи и увидел, что она протягивает ему сломанную ножку, словно показывая, где болит. Он вынес ей немного сухарей подкрепиться, взял две досточки и крепко примотал их к покалеченной ноге. Потом старец сказал косуле: «Теперь иди с миром, а через неделю приходи, я посмотрю». Этот блаженный старец разговаривал с животным, как врач с больным человеком, потому что сам он стал человеком Божиим![164]

– Геронда, меня удивляет, как преподобный Герасим[165] не испугался льва, который пришёл к нему, чтобы тот вынул у него из лапы колючку.

– Ведь он же был святой, да и животные никогда не причинят человеку вреда, когда находятся в тяжёлом положении. Однажды[166] мимо моей кельи рабочие везли на мулах дрова. Вдруг один мул повалился, а сверху его прижало вьючное седло со всеми дровами. Я забыл про свою грыжу, про то, что мне даже ходить было тяжело. Побежал и стал снимать с мула дрова. Пытаюсь приподнять седло – не получается. Стеганул мулашку, потянул за узду и освободил животное. Тут один отец, который был поблизости, закричал: «Аккуратнее, геронда, у Вас же грыжа! Как бы Вам плохо не стало». И только тут я вспомнил, что у меня грыжа. «Ладно, – говорю я ему, – у меня есть грыжа, а у тебя её нет. Только ты почему-то не побежал на помощь, так?» – «Я испугался, как бы мул меня не лягнул», – оправдывался он. «Знаешь, брат, животное, даже волк, когда попадает в тяжёлое положение, просит о помощи и не может навредить человеку».

Когда животные страдают от голода или от жажды, они опять же прибегают к помощи человека, потому что человек – их хозяин. Помню, как-то раз летом в келье Честного Креста[167] э́фа[168] сползла с крыши на землю, свернулась передо мной кольцом, высоко задрала голову, высунула свой язык и стала шипеть. Она страдала от жажды – было очень жарко – и угрожала мне. Она требовала воды, словно я обязан был снабжать её водой. «Да, – говорю я ей, – такой манерой поведения ты других не особо к себе располагаешь!» Потом я налил ей воды, и она напилась. А шакалы меня прямо умиляют, потому что они, когда хотят есть, плачут, словно маленькие дети. С котятами же у меня сейчас в келье[169] просто беда. Они поняли, что каждый раз, когда звонит колокольчик, я выхожу во двор к паломникам и иногда выношу кое-какую еду котятам. Так они теперь, когда хотят есть, дёргают за верёвку – колокольчик звонит, я выхожу, вижу, что это не посетители меня зовут, а котята, – и кормлю их. Как же Бог всё премудро устроил!

– Геронда, к Вам в келью приходят животные?

– Отчего ж им не приходить? Приходят, конечно. Шакалы, кабаны… Иногда прибегает маленькая лисичка. Кошки уходят, лисичка прибегает. Кабанов летом не видно, потому что они боятся охотников, только змей видно – их люди сами боятся.

Прилетают птицы стаями – и большие, и маленькие. Я даю им размоченные сухари, и они едят. Кокосовую стружку от лукума я особо храню для птиц, которые приносят весну. Эти бедные птички поют уже по-весеннему, когда ещё снег лежит. Одним словом, утешают. Знаете, как они любят кокосовую стружку!

– Геронда, а на Синае были животные?

– На Синае, так как там пустыня, больше было диких животных, а ещё и птиц: куропаток, перепелов – тех птиц, которых ели евреи в пустыне[170]. А ещё там были красивые мыши, похожие на черепашек, без хвоста, у которых на спине щетина была плотная, как щётка! Я всех их кормил: куропаток, перепелов, мышей… Раскладывал им отдельно еду на разных каменных плитах, чтобы они не ссорились. А то бывало, что птичка только начинает клевать – вдруг откуда-то прибегает мышь, и птичка улетает голодная.

Куда бы я ни пошёл, птицы следовали за мной. Когда я забирался на скалы и начинал петь, они собирались, и я им бросал немного риса. Если мне хотелось безмолвия и одиночества, то приходилось воздерживаться от того, чтобы петь вслух – иначе птицы тут же слетались! Помню, однажды у меня схватило поясницу, мне пришлось несколько дней лежать, не вставая. Так одна птичка залетела ко мне прямо в келью и села на грудь. Сидела, смотрела мне в лицо и щебетала несколько часов подряд, очень красиво. Вот было здорово!..


Скачать книгу "Слова. Том V. Страсти и добродетели" - Паисий Святогорец бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религия и духовность: прочее » Слова. Том V. Страсти и добродетели
Внимание