Крепость тёмная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны

Дональд Фильцер
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Под историей Великой Отечественной войны обычно понимают историю боевых действий и подвигов солдат, сражавшихся на фронте. Однако одним из важнейших факторов, позволивших Красной армии сдержать наступление немецких войск и перейти в контрнаступление, были усилия многих людей и прежде всего женщин, подростков и пожилых людей, находившихся в те годы в тылу. Историки Венди Голдман и Дональд Фильцер в своей книге исследуют историю тотальной войны за линией фронта. Как государству удалось мобилизовать за столь короткий срок все свои ресурсы, включая труд? Эффективно ли была организована работа государственных органов, отвечавших за проведение экстренных инициатив? Какую роль в жизни тыла играли коррупция чиновников и черный рынок? И как людям удавалось пережить чудовищные лишения – голод, тяжелый труд и вспышки эпидемий? Опираясь на обширный корпус недавно обнародованных архивных документов, авторы рассматривают взаимоотношения, которые сложились между советским государством и обществом в этот драматический период – от немецкого вторжения, начала массовой эвакуации и до восстановления страны. Венди Голдман – почетный профессор Пола Меллона в Университете Карнеги-Меллона. Дональд Фильцер – заслуженный профессор Университета Восточного Лондона.

Книга добавлена:
5-11-2023, 18:44
0
129
131
Крепость тёмная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны
Содержание

Читать книгу "Крепость тёмная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны"



Подсобные хозяйства, огороды, нецентрализованные запасы

Центральные государственные запасы таяли, поэтому значимость местных источников продовольствия росла. 5 января 1942 года ВЦСПС издал два постановления об организации огородов. Первое постановление гласило, что при заводах следует разбить общие огороды, урожай которых будет поступать в столовые, второе – что желающим заниматься огородом выделят небольшие отдельные участки[422]. В феврале Наркомат торговли учредил отделы рабочего снабжения (ОРСы) на ведущих оборонных, угледобывающих, химических и металлургических предприятиях, чтобы улучшить питание рабочих, обеспечить запланированные поставки в полном объеме и организовать дополнительные источники продовольствия. Весной 1942 года ОРСы были учреждены во всех отраслях промышленности. К концу войны 7720 ОРСов обслуживали почти половину населения, получавшего карточки, направляли рабочим больше половины того, что им выделяли из центральных государственных запасов, и вели 30 000 подсобных хозяйств[423]. Они сформировали рыболовные бригады, разбили огороды, построили свинарники, установили связь с совхозами, колхозами и местными поставщиками продуктов[424]. В некоторых промышленных городах ОРСы стали заведовать магазинами, некогда находившимися под управлением горторготделов[425]. При многих заводах они учредили подсобные мастерские для ремонта одежды, обуви и мебели, а также предприятия для производства посуды, бочек, стройматериалов, выделки кожи и выпечки хлебобулочных изделий, чтобы удовлетворить потребности рабочих и торговать с крестьянами на колхозных рынках[426].

7 апреля 1942 года Совнарком и ЦК распорядились, чтобы местные советы передали всю неиспользуемую землю в окрестностях городов заводам и другим учреждениям под подсобные хозяйства и частные огороды[427]. Четверть всех подсобных хозяйств при столовых составляли свинарники, которые оказалось легко содержать, другие же хозяйства снабжали рабочих картофелем, овощами и другими видами мяса[428]. Кроме того, государство разрешило промышленным наркоматам, предприятиям и производителям торговать и заключать договоры[429]. Хозяйство не всегда шло успешно. На Урале из‐за неплодородной почвы, нехватки рабочих рук, проблем с транспортировкой и хранением рабочие могли засеять меньше земли[430]. Помимо картофеля и других овощей, многие хозяйства сеяли хлеб, часть которого они обязаны были сдавать государству[431]. Когда речь шла о более крупных хозяйствах, государство оговаривало, какую площадь можно засеять, диктовало выбор сельскохозяйственных культур и долю урожая, которую следовало оставить на корм скоту, регулировало хранение и проращивание семян, поддержание инструментов в рабочем состоянии, удобрение, ирригацию, применение фунгицидов и инсектицидов[432].

Через профсоюзы и местные советы государство также организовало раздачу земли под частные и коллективные огороды. В период с 1942 по 1944 год число коллективных и индивидуальных огородов выросло более чем втрое – до 16,5 миллиона. В 1942 году около трети всех городских жителей работало на личном или общественном огороде, а в 1944 году – уже около половины. Среди рабочих эта доля была еще выше: более 90 % рабочих, занятых в черной металлургии, горнодобывающей промышленности и на железных дорогах, работали на огородах[433]. К 1945 году огороды были у более чем 18 миллионов людей, а многие разводили еще животных и домашнюю птицу, чтобы получать дефицитные яйца, молоко и мясо. В городах жило почти два миллиона коров[434]. Миллионы рабочих выращивали картофель, капусту и другие овощи, а созданные профсоюзами огородные комиссии следили за тем, чтобы грядки пололи и рыхлили, и за сбором урожая и обеспечивали рабочих материалами для упаковки продуктов и защиты грядок на зиму. Когда заводу № 29 выделили около двухсот гектаров земли, чтобы распределить ее между рабочими, на директора обрушилась лавина заявок от желающих получить участки – более восьми тысяч[435]. В Магнитогорске изобретательные рабочие вспахали большой общий участок трофейными немецкими танками, из которых они сделали тракторы[436].

Самой распространенной огородной культурой оказался обыкновенный картофель, вскоре ставший главной пищей военных лет[437]. В 1943 году индивидуальные огороды и подсобные хозяйства при заводах и учреждениях по всему СССР обеспечивали каждого городского жителя приблизительно 69 килограммами картофеля. В Сибири, где рабочие могли возделывать более обширные участки земли, урожаи были гораздо больше: 148 килограммов в Омске, 201 килограмм в Новосибирске, а в Кемеровской области – целых 274 килограмма на человека. В среднем по стране картофель обеспечивал дополнительные 159 калорий и 3 грамма белка в день на человека, а жителю Кемеровской области – 631 калорию и 11 граммов белка. Это немалое количество, и в некоторых регионах картофель спас много жизней[438]. Самые крупные урожаи огороды принесли в 1944 году, хотя не у всех семей, особенно эвакуированных, была возможность получить участок[439]. Подсобные хозяйства, нецентрализованные запасы и огороды в совокупности существенно увеличивали объем доступного продовольствия. Для населения городов в целом самым важным из трех перечисленных ресурсов были огороды, хотя рабочие предприятий, содержавшие подсобные хозяйства или прикрепленные к ним, тоже значительно пополняли свои запасы. Однако все местные источники продуктов появились в результате централизованной продовольственной политики, проводимой государством через профсоюзные и партийные организации.


Скачать книгу "Крепость тёмная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны" - Дональд Фильцер бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » Крепость тёмная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны
Внимание