Происхождение тебя. Как детство определяет всю дальнейшую жизнь

Ричи Поултон
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Нам всем знакомо выражение о том, что корни наших побед и неудач стоит искать в детстве. Но проследив за жизнью более 4000 людей от рождения до среднего возраста, четверо выдающихся ученых Джей Белски, Авшалом Каспи, Терри Моффит и Ричи Поултон наконец-то нашли этому научное объяснение. В этой книге авторы рассказывают о том, как особенности детства превращаются в особенности взрослой жизни и что мы можем с этим сделать.

Книга добавлена:
21-01-2024, 10:26
0
126
154
Происхождение тебя. Как детство определяет всю дальнейшую жизнь
Содержание

Читать книгу "Происхождение тебя. Как детство определяет всю дальнейшую жизнь"



4. СДВГ у детей и взрослых

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это психическое расстройство, которое имеет следующие проявления: невнимательность, излишняя неусидчивость и неумение держать себя в руках сообразно возрасту. У мальчиков СДВГ обнаруживают чаще, чем у девочек. Возможно, дело в том, что у девочек СДВГ проявляется иначе, нежели у мальчиков, поскольку и на тех, и на других влияет представление общественности о том, как должны вести себя дети разного пола. Как бы то ни было, буквально все специалисты сходятся во мнении, что у девочек СДВГ бывает редко. Отличить проявления СДВГ от проявлений других расстройств бывает трудно, и даже опытные психиатры порой не могут решить, вписывается ли в среднестатистические рамки уровень неусидчивости или невнимательности ребенка. Тем не менее, если считать по всему земному шару, СДВГ наблюдается примерно у 5 % населения – показатель может колебаться в зависимости от того, по каким именно признакам врач решил, что у ребенка СДВГ. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения от 2013 года, влиянию СДВГ подвержены почти сорок миллионов человек по всему миру!

Один из авторов, Джей Белски, помнит, как впервые наткнулся на ребенка, у которого, как казалось, был СДВГ, однако неявный и в очень раннем возрасте. Белски осматривал пятнадцатимесячного мальчика (назовем его Шон) на дому в ходе исследования, посвященного жизни семьи и раннему развитию детей. Согласно порядку, десять секунд необходимо было следить за поведением ребенка, следующие пять – записывать данные для дальнейшего изучения, после чего повторять эти действия в ходе череды десятиминутных промежутков времени, разделенных пятиминутными перерывами, во время которых за ребенком нужно было просто наблюдать, ничего не записывая. Несмотря на то что наблюдатель должен был крайне внимательно следить за поведением ребенка и подробно записывать, что он делает, опытные исследователи успешно справлялись с этой задачей, но не в случае Шона. С того дня прошли уже десятки лет, однако Белски живо помнит, что Шон не замер на месте ни на мгновение. Он прыгал на своей лошади-качалке и так яростно на ней раскачивался, что, казалось, та вот-вот опрокинется. Потом Шон начал бегать по комнате; вскарабкался на диван, перелез через него; взобрался на столик и спрыгнул; а затем снова направился к лошади-качалке и пустился в еще одну безумную поездку. Через полтора часа, которые были отведены на наблюдение, Белски остался без сил. Он даже представить не мог, как с таким ребенком справляются родители; Шон, очевидно, еще и спал мало: энергия била из него ключом.

Вы наверняка решили, что уж через столько-то лет после того, как Белски собирал данные для своей докторской диссертации, наука как следует разобралась в причинах СДВГ и в том, как он развивается с течением жизни, а значит, специалисты уже сошлись во мнении, как именно его лечить. Вот только на самом деле все далеко не так. Риталин, который в первую очередь призван стимулировать нервную систему, долгое время использовали для лечения СДВГ, потому что он, вопреки здравому смыслу, помогал детям и подросткам с СДВГ, позволяя им угомониться и сосредоточиться. Многие старшеклассники и студенты, у которых никогда не было и малейших признаков СДВГ, теперь принимают это лекарство (хотя оно продается только по рецепту), чтобы сосредоточиться во время подготовки к занятиям и проверочных.

Однако действенность этого лекарства, пусть даже его зачастую выписывают врачи, до сих пор под сомнением – даже в отношении людей с СДВГ. Те, кто выступает против распространенной привычки давать детям, у которых наблюдаются трудности в поведении, сильнодействующие медицинские препараты, видят причину СДВГ не столько в самих детях, сколько в современной жизни и тех ожиданиях, которые она возлагает на подрастающее поколение. Борцы против диагностики СДВГ и назначения риталина считают, что просить маленьких детей сидеть молча на протяжении длительного времени неправильно.

Возможно, сомнения (как в фармакологическом лечении – например, с помощью риталина, так и в работе над поведением – например, когда ребенка приучают быть внимательнее и усидчивее через поощрения) также вызывает то, что СДВГ сам по себе – противоречивый предмет. Как мы только что отметили, некоторые уверены, что это расстройство вызвано пагубным влиянием современного мира, который предъявляет к детям невероятные требования, однако есть исследования с участием близнецов, которые показывают, что этот синдром может быть вызван наследственностью. Исследователи обнаружили, что СДВГ чаще обнаруживается у обоих близнецов, если они однояйцевые, поскольку их ДНК совпадает на 100 %. Когда же речь шла о двойняшках, у которых гены совпадают лишь наполовину, то, если у одного из них обнаруживался СДВГ, у второго расстройство могло и не наблюдаться. Однако, помимо данных близнецовых исследований, существуют и другие доказательства того, что за СДВГ отвечают определенные гены. У СДВГ также могут быть внешние причины. СДВГ может быть вызван тем, что, например, мать ребенка во время беременности часто и сильно переживала; в ее организм попадали токсичные вещества (препараты для уничтожения насекомых, искусственные пищевые красители); с ребенком плохо обращались (применяли насилие, уделяли недостаточно внимания) – и это лишь некоторые из возможных причин.

В этой главе мы, как исследователи, сосредоточимся не на причинах и не на способах лечения СДВГ. Наиболее пристальное внимание, как и в двух предыдущих главах, мы обратим на связь между СДВГ и дальнейшей жизнью человека. Мы в очередной раз обратимся к вопросу о том, можно ли по особенностям поведения человека в детстве предсказать его будущее. Текущее исследование показывает, что СДВГ, вопреки мнению многих взрослых, бывает не только у детей. Поэтому основной вопрос, который мы ставим перед собой в этой главе, звучит так: могут ли с трудностями в поведении столкнуться те взрослые, у которых в детстве не обнаруживали СДВГ?

На самом деле взрослым зачастую спокойно диагностируют такой же СДВГ, как детям, поскольку принято считать: у взрослых невнимательность и неусидчивость вызвана теми же нарушениями работы мозга и трудностями в развитии, что и у детей, а потому у них наверняка встречались проявления СДВГ и в детстве.

Под нарушениями работы мозга подразумевается такое яркое проявление СДВГ, как низкие показатели по тестам на интеллект, для выполнения которых необходимо умение изучать и запоминать новое, а также быть внимательным. О трудностях в развитии говорят, поскольку принято считать, что СДВГ проявляется у человека с детства.

Однако чем дольше мы изучали данные в поддержку того, что у взрослых с СДВГ наблюдались проявления этого расстройства еще в детстве, тем больше мы сомневались в истинности этого заявления. Дело было в следующем: данные, которые, по заявлениям исследователей, подтверждали, что во взрослой жизни СДВГ наблюдается у тех, у кого он наблюдался и в детстве, имели значительные ограничения, поскольку их собирали двумя способами и у каждого из этих способов есть очевидные недостатки. Первый способ заключался в том, что исследователи наблюдали за взрослыми, у которых в детстве был СДВГ, и смотрели, сохранились ли в их поведении проявления расстройства. В этом подходе содержатся два изъяна, которые не позволяют сделать точные выводы о том, как складывается дальнейшая жизнь людей, у которых в детстве обнаружили СДВГ – или любое иное расстройство. Во-первых, не всем детям с проявлениями СДВГ ставили диагноз, а потому первый подход, который охватывал лишь тех, у кого СДВГ обнаружил врач, нельзя назвать всеобъемлющим. Получается, если у человека в детстве наблюдались проявления СДВГ, однако диагноза ему так и не поставили, то исследователи запишут его в число тех, у кого СДВГ проявился только во взрослой жизни. И связь между СДВГ в детстве и во взрослой жизни, согласно их данным, окажется слабее, чем в действительности. Во-вторых, если выборка включает только тех людей, у которых СДВГ обнаружили в детстве, исследователи обделяют вниманием тех людей, у которых СДВГ, возможно, проявился лишь во взрослой жизни. И в итоге возникает трудность, противоположная озвученной, – связь между СДВГ в детстве и во взрослой жизни, согласно полученным данным, оказывается сильнее, чем в действительности.

Второй отнюдь не совершенный, по нашему мнению, подход, направленный на изучение последствий детского СДВГ, заключался в том, что исследователи беседовали с людьми, у которых СДВГ обнаружился во взрослые годы, и просили их вспомнить детство, чтобы проверить, наблюдались ли у них проявления расстройства до этого. Именно такие исследования называются ретроспективными – мы обсуждали их в первой главе, когда объясняли, почему лонгитюдные исследования лучше проводить проспективно (то есть собирая данные об участниках по ходу их взросления начиная с детства). Такие ретроспективные исследования уже нельзя было обвинить в том, что они не «всеобъемлющи» (выборка включала в себя в том числе участников без СДВГ – чтобы можно было сравнить их воспоминания с воспоминаниями участников с СДВГ), однако никто не отменял главный недостаток бесед о прошлом. Печальная истина, как можно судить по первой главе, заключается в том, что воспоминания людей крайне ненадежны, из-за чего полагаться на них со стопроцентной уверенностью нельзя. Не убедили? Вот вам пример: наверняка (много раз) случалось такое, что вы с другом, братом или возлюбленным вспоминали события, в которых оба участвовали, и при этом ваши воспоминания разнились.

Допустим, у двух людей в детстве наблюдались проявления СДВГ, однако диагноза им так никто не поставил. Тем не менее, когда они повзрослели, врачи сказали обоим о том, что у них СДВГ. И допустим, что один помнит свое детство до мелочей, а второй – смутно. В итоге, даже несмотря на то что СДВГ с детства наблюдалось у обоих, исследователи запишут, что в детстве СДВГ наблюдалось только у одного – того, кто помнит детство лучше. А если таких участников будет много? Тогда исследователи заключат, что СДВГ во взрослой жизни часто проявляется даже у тех, у кого он не проявлялся в детстве – что будет очень далеко от истины. Кроме того, люди, у которых во взрослой жизни не обнаруживается СДВГ, могут по ошибке полагать, что в детстве они были очень неусидчивыми и с трудом удерживали на чем-то внимание, хотя на самом деле это было не так – или было, но явно не дотягивало до уровня расстройства. Примечательно, что озвученные нами только что вопросы взялись не из воздуха. Благодаря данидинскому исследованию в 1990-е годы стало известно: у людей могут возникать и возникают ложные воспоминания о том, что у них наблюдались проявления СДВГ.

Поскольку определить, сохраняются ли в поведении человека проявления СДВГ, очень важно с точки зрения теории и практики, а подходы к сбору необходимых для этого данных неизбежно ограничены, данидинское исследование вновь оказалось в выгодном положении. Столь многогранное исследование с большой выборкой, в ходе которого собирали бесчисленные сведения об участниках начиная с детства и заканчивая взрослой жизнью, могло позволить преодолеть вышеуказанные ограничения, которые губили другие исследования еще на подступах. Мы могли не только разделить взрослых участников на тех, у кого наблюдаются и не наблюдаются проявления СДВГ, но и возвратиться в кладовую данных, чтобы проверить, как эти взрослые вели себя в детстве. Кроме того, мы даже могли сравнить собранные в определенном возрасте данные с воспоминаниями самих участников об этом возрасте и определить, насколько точно они помнят детство. Мы подозревали, что не особенно точно. Поскольку данидинская выборка – это целое поколение людей, то ни о какой предвзятости или ограниченности выборки не было и речи: участники исследования отражали все население города. Участниками они стали еще при рождении, то есть до того, как у них могли обнаружить СДВГ. Благодаря всему вышеупомянутому мы могли не только изучить, связаны ли между собой СДВГ в детстве и во взрослой жизни, но и, порывшись как следует в кладовой данных, определить, как детский и взрослый СДВГ отражается на жизни человека.


Скачать книгу "Происхождение тебя. Как детство определяет всю дальнейшую жизнь" - Ричи Поултон бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Психотерапия и консультирование » Происхождение тебя. Как детство определяет всю дальнейшую жизнь
Внимание