Метаморфозы. Новая история философии

Алексей Тарасов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Это книга не о философах прошлого; это книга для философов будущего! Для её главных протагонистов – Джорджа Беркли (Глава 1), Мари Жана Антуана Николя де Карита маркиза Кондорсе и Томаса Роберта Мальтуса (Глава 2), Владимира Кутырёва (Глава з). «Для них», поскольку всё новое -это хорошо забытое старое, и мы можем и должны их «опрашивать» о том, что волнует нас сегодня.

Книга добавлена:
26-10-2023, 17:57
0
289
106
Метаморфозы. Новая история философии
Содержание

Читать книгу "Метаморфозы. Новая история философии"



Синдром «гика»

Изначально наша гипотеза возникла по чисто «формальным» причинам, в силу ассоциации идей. Общеизвестным фактом является то, что Калифорнийский университет в Беркли, старейший из десяти кампусов Калифорнийского университета, один из государственных исследовательских университетов США, который считается абсолютно лучшим государственным университетом мира и единственным государственным университетом, который входит в 5-ку лучших учебных заведений мира, расположен в городе Беркли, штат Калифорния, в пригороде Сан-Франциско. И имя города, и, соответственно, университета, дано в честь Джорджа Беркли, который какое-то время жил в Миддлтауне, штат Род-Айленд, на рубеже 1720–30-х годов, пока не был назначен епископом Клойна в 1734 году и потому вернулся в родную Ирландию. В память о неосуществлённых замыслах ирландского философа-миссионера его имя носит этот американский город, где расположен Калифорнийский университет.

Так вот, именно этот университет, по случайному (или нет?!) стечению обстоятельств находится ближе любого другого университета в мире, к так называемой Силиконовой (Кремниевой) Долине, мировому центру развития высоких технологий и инноваций, в первую очередь в сфере информационных технологий. Результаты, обнародованные медицинским сообществом, начиная примерно с 2000 года, свидетельствуют о растущей заболеваемости аутизмом в географической близости от технологических секторов (технопарков), таких как Силиконовая долина, где местные предприятия инвестируют в строго определённые интеллектуальные способности. Вследствие этого, у потомков «единомышленников», которые съезжаются сюда со всего мира, в этом географическом районе всё чаще проявляются признаки аутизма или его более лёгкого проявления, известного как синдром Аспергера. Эти данные предполагают связь между автореферентным поведением при аутизме и способностью мыслить в очень абстрактных терминах. Этот всплеск даже побудил Microsoft стать одной из первых крупных корпораций США, предложивших компенсацию за поведенческую терапию для детей-аутистов своих сотрудников. Речь идёт о так называемом «Синдроме гика», который отражает тенденцию в изменении демографии людей, которые сейчас находятся на переднем крае технологического развития, и которые склонны к избеганию формирования тесных социальных связей из-за их «сложной, непредсказуемой природы», предпочитая вместо этого сосредоточиться на тонкостях бинарных скриптов или систематической логике.

В течение 1990-х годов число случаев заболевания детским аутизмом в Калифорнии утроилось. Любой, кто говорит, что это связано с улучшением диагностики, прячет голову в песок.

В 2001 году эссе научного журналиста Стива Зильбер-мана «Синдром гика» было опубликовано в американском журнале Wired, посвященном компьютерным технологиям и науке[96]. Зильберман подчеркнул высокую распространённость диагнозов аутизма в калифорнийской долине Санта-Клара, известной как «Силиконовая долина» из-за концентрации транснациональных технологических корпораций и их работников. Со времени выхода статьи Зильбермана ассоциация аутизма у взрослых с компьютерными программистами стала одним из самых популярных «тропов» повествования об аутизме.

Кэролайн Бэрд, которая в 2000 году стала менеджером Autism List, одного из первых крупных онлайн-ресурсов по аутизму, подчеркнула в своём интервью, что аутичные люди, похоже, имеют близость к компьютерам, и многие из них уже работали в областях, связанных с компьютерами, до появления Интернета. Привлекательность компьютера в том, что есть только один правильный способ приказать ему что-то сделать. Он никогда не будет неправильно интерпретировать то, что вы ему говорите, и делать что-то ещё, как это часто делают люди.

Менее сенсационное объяснение может заключаться в том, что работа в сфере технологий требует навыков, в которых некоторые аутичные люди преуспевают.

Фильм Мортена Тильдума «Игра в имитацию» 2014 года использует и проецирует ассоциацию аутизма и компьютера в прошлое, к периоду Второй мировой войны, изображая жизнь эрудита Алана Тьюринга с акцентированными аутистическими чертами, основываясь на прочтении биографических источников.

Однако самые ранние культурные ассоциации аутичных умов с компьютерами возникли в середине 1960-х годов, после различных публикаций в СМИ о братьях-близнецах и учёных Джордже и Майкле Флиннах. Родившимся в 1940 году братьям Флинн ставили разные диагнозы: аутисты, психотики и даже «умственно отсталые». Они демонстрировали превосходные таланты в вычислении дней недели по заданным датам на столетия в прошлое и на тысячи лет в будущее. Можно сказать, что совместные выступления братьев Флинн в средствах массовой информации 60 лет тому назад, по-видимому, создали две взаимосвязанные ассоциации аутизма, во-первых, с математикой, во-вторых, с современными технологиями.

В 1990-е годы появился образ мужчины-компьютерного «гика» как «пограничного» аутиста. Полушутливым, но решающим моментом в популяризации ассоциаций ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) с аутизмом у взрослых стала статья журнала Time 1994 года «Диагностика Билла Гейтса», в которой были тщательно проанализированы избранные медиа-профили генерального директора Microsoft, чтобы предположить, что у Б. Гейтса синдром Аспергера[97].

Считается, что такие «пионеры» и «светила» цифровой эпохи и цифровой культуры как Стив Джобс из Apple, Марк Цукерберг из Facebook и Билл Гейтс из Microsoft (наряду со многими другими) находятся в спектре аутизма.

Один из лидеров и активистов аутистов Темпл Грандин предположила то же самое: «Стив Джобс, вероятно, был слегка аутичным человеком. Половина людей в Силиконовой долине, вероятно, страдают аутизмом»[98]. Если это правда, хотя бы отчасти, то стремление многих «нормальных» людей им подражать, очень глупо. Нет, даже не так. Это равносильно социальному психозу! Как и вся цифровая терминология техно-культурного мышления…

Известным фактом является то, что глобальные корпорации «охотятся за головами» людей с аутизмом, чтобы обеспечить себе с их помощью преимущество перед своими конкурентами. «Находимся ли мы на пороге аутистической революции?» Так начал свою статью Хэл Ходсон, где он описывает данную тенденцию[99]. Он приводит в качестве примера заявление немецкого «софтверного» гиганта SAP (немецкая компания, производитель программного обеспечения для организаций) о намерении получить «конкурентное преимущество», активно нанимая на работу людей с расстройствами аутистического спектра. Такое стремление SAP было вызвано успешными результатами найма небольшой группы людей с аутизмом в Индии в качестве тестировщиков программного обеспечения, в результате чего выяснилось, что люди с аутизмом, как правило, действительно хороши в выявлении ошибок и обнаружении закономерностей, а потому очень хорошо подходят для тестирования программного обеспечения.

Бенедетто Де Мартино из Калифорнийского технологического института в Пасадене показал, что люди с аутизмом принимают лучшие решения, чем «нейротипичные», когда дело доходит до принятия рационального выбора. Они меньше подвержены влиянию эмоций. Они больше соответствуют идеальному типу Homo Economicus. Они являются идеальными работниками, исполнителями. Не случайно слово «робот» было введено Карлом Чапеком в пьесе R.U.R., написанной им в 1920 году и впервые поставленной в 1921 году в Праге. Роботы в R.U.R выглядели идентично людям в пьесе; единственное отличие было их безволие. Они были созданы как инструменты (рабы) для использования менеджерами и промышленниками для работы; термин «робот» происходит от распространенного в славянских языках термина robota («вынужденный труд»).

В Массачусетском технологическом институте (MIT) робототехники активно проводят исследования возможностей через аутизм получить представление о «разуме» робота. Они используют аутизм, чтобы понять, каково это – быть роботом. Эти учёные опираются на знания из области изучения аутизма в качестве ориентира для создания роботов, или в качестве модели для сравнения. Многие небезосновательно полагают, что человеческие отношения сегодня настолько деградировали, что люди становятся неспособными отличить человека от робота. Одновременно, другие утверждают обратное – роботизированные машины становятся настолько сложными, что становится невозможно отличить роботизированную машину от человека. Но и те и другие льют воду на одну и ту же мельницу.

Существует целое сообщество исследователей, которые утверждают, что дети с аутизмом хорошо реагируют на роботов, внешне похожих на людей, потому что «живые» люди слишком сложны, тогда как «антропоморфный» робот – это «упрощённый человек». В исследовании, проведённом в Университете Хартфордшира (Англия), учёные привлекли актёра-мима, которого просили двигаться медленно и механически, поднимая одну руку за раз, а затем опуская руку, поднимая по одной ноге за раз, затем чередуя с другой ногой. В таком случае аутичные дети не взаимодействовали с актёром и просто, как правило, игнорировали его. Затем, чтобы выяснить, сможет ли человек, похожий на машину, вызвать интерес у детей с аутизмом, актера одевали с головы до ног в металлическую ткань, так, чтобы даже его лицо было закрыто. Актёр двигался точно так же, как и раньше, но на этот раз дети подбегали к актёру и хватили его за ногу или за руку. Исследователи пришли к выводу, что чем больше внешний вид и поведение куклы или актера похожи на машину, тем больше дети с аутизмом будут взаимодействовать с ними. Чем больше они походили на людей, тем больше вероятность того, что они проигнорируют человека-актёра и даже робота, похожего на живого человека.

Робот занимает срединное положение, находясь между человеком и машиной. Он состоит из частей и собран в формах, которые отражают знакомые нам антропоморфные черты. Ребёнок с аутизмом также характеризуется как нечто «среднее», стоящее в промежутке между социальным и асоциальным.

Этим, в том числе, объясняется ситуация, при которой не так давно «Тавистокский центр» был вынужден признать высокую распространенность аутичных клиентов в своей клинике для трансгендерных детей. Почти 1/3 всех детей, проходивших лечение в клинике, страдали той или иной формой аутизма. Филиал Тавистокского института, Тавистокский центр (также известный как Tavistock and Portman NHS Trust) начал свою программу услуг по развитию гендерной идентичности в 1989 году, а позже открыл первую в Великобритании клинику для детей-трансгендеров. Эта клиника недавно подверглась критике за сокрытие важных данных, которые указывают на то, что более трети пациентов, проходивших лечение в клинике в период с 2011 по 2017 год, проявляли признаки аутизма (от умеренной до тяжёлой степени). У 372 из 1069 пациентов, проходивших лечение в связи с проблемами «гендерной идентичности» в Тавистокском центре, были выявлены симптомы аутизма, и Центр пытался скрыть эти данные.

Люди с аутизмом существуют вне атрибутов типичной социальности – распознавания эмоций, взаимного взаимодействия, совместного внимания, подражания или социального обмена. Эта свобода как раз и позволяет им развивать «гипер-систематизирующие» таланты, которые представляют собой особые островки дарований в экстраординарной степени. Это следствие их чрезмерной «специализации».


Скачать книгу "Метаморфозы. Новая история философии" - Алексей Тарасов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Метаморфозы. Новая история философии
Внимание