Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине

Ульбе Босма
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Сахар – это сладкий источник удовольствия и искренней радости, обожаемый как детьми, так и взрослыми. Трудно представить, чтобы безобидный продукт, который присутствует в составе почти любого товара на прилавке магазина, мог вершить историю мира, ломать и, наоборот, возвышать судьбы сотен и тысяч людей. В этом провокационном, разоблачающем исследовании профессор Ульбе Босма проведет нас по основным вехам 2000-летней монополии сахара. Станьте свидетелями сокрушительных побед сахарной индустрии над обществом: коррупции, рабства, розжига межэтнической ненависти, войн и болезней. Вместе с автором проследите за ее взлетами и падениями, загляните в прошлое, настоящее и будущее сладкой пустышки, которая поработила человечество.

Книга добавлена:
18-03-2024, 11:40
0
134
139
Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине
Содержание

Читать книгу "Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине"



Мировой тростник, мировые болезни

С финансовым кризисом, поразившим мировые «сахарные пояса» в 1884 году, удалось быстро совладать благодаря крупному вливанию капиталов из метрополий, после чего банки установили надзор за деятельностью сахарных заводов. В 1883 году плантаторы заметили, что тростник сорта «Черный Чиребон» иногда страдает от болезни, из-за которой становится похожим на лемонграсс, поэтому и болезнь назвали местным словом, обозначающим лемонграсс – «сэрэ» (sereh). На борьбу с этим злостным вредителем ушли годы, но плодом ее стала культивация совершенно новых разновидностей тростника с повышенным уровнем сахарозы. Этим новым сортам предстояло распространиться по миру и привести к серьезному перепроизводству, вновь пошатнувшему столпы мировой финансовой системы в конце 1920-х годов.

Болезни растений стали угрозой для всего мира, поскольку стремление вывести как можно более урожайные сорта сократило число разновидностей насаждаемого сахарного тростника лишь до нескольких. Все они были уязвимы к одним и тем же болезням – и в случае заражения на плантации возникал риск полной гибели урожая. Болезни растений преодолевали расстояния со скоростью пароходов и губили тростниковые поля, расположенные в десятках тысяч километров друг от друга. Традиционный обычай земледельцев, призванный поддержать биологическое разнообразие культур, не принимался в расчет нигде – кроме индийской глубинки. Индийское сельскохозяйственное и садоводческое общество в 1840-х годах напрасно пыталось распространить тростник Отахейте – земледельцы продолжали выращивать только те сорта, к которым уже привыкли. Их сорта отличались малой урожайностью, но благодаря их генетическому разнообразию значительно снижалась опасность потери всего урожая, более вероятной в случае выращивания определенного сорта. Представители колониальной буржуазии стремились к совершенно иной цели: найти «серебряную пулю» – тростник с самой высокой урожайностью. Тростник «Отахейте», обошедший весь мир с тех пор, как Луи Антуан, граф де Бугенвиль, в 1767 году открыл его на Таити, преобладал на тростниковых полях в Карибском регионе и на латиноамериканском материке. Успех тростника привел и к его провалу: в 1840 году на Маврикии и Реюньоне началась эпидемия красной гнили, и за следующие триста лет она поразила все области, где растили сахарный тростник, проникнув в Бразилию (1860), на Кубу (1860-е), на Пуэрто-Рико (1872), в Квинсленд (1875) и в Вест-Индию (1890-е), приведя к потере 20–50 % урожая58.

К тому времени с Явы в Америку уже прибыл альтернативный сорт сахарного тростника – «Черный Чиребон». В конце XVIII столетия он появился на Нидерландских Антильских островах, откуда стремительно распространился по Карибскому региону, добравшись, вероятно, в 1795 году до Кубы, а потом и в Луизиану, где получил свое новое имя, «Луизианский пурпур». Еще одна яванская разновидность сахарного тростника, «Белый Приянган», или «Кристалина», в 1840-х годах попала из ботанических садов Бейтензорга (Богора) на Кубу, в Аргентину, в Луизиану, на Пуэрто-Рико и на Тайвань, а уже на рубеже XIX–XX столетий была широко представлена в Бразилии, на Маврикии и в Перу. Ее было легко выращивать, а урожайность сохранялась даже после получения многих отводков, что было особенно важно для Кубы, на которой никогда не хватало рабочих рук59.

Впрочем, «Черный Чиребон» и «Кристалина» были столь же уязвимы к болезням, как и «Отахейте». Вредный для растений организм, вызывающий болезни, подобные «сэрэ», представлял для плантаторов неразрешимую проблему60. В наши дни мы бы приступили к выведению новых сортов с большей сопротивляемостью, но в XIX веке все еще повсеместно считалось, что скрещивание устойчивых разновидностей сахарного тростника невозможно, потому что тростник, как ошибочно полагалось, размножается только вегетативным путем. Впрочем, некоторые специалисты помнили о быстро прекратившихся экспериментах по разведению сахарного тростника, которые проводились на Яве, Гавайях и Барбадосе в 1850-х годах, в то время, когда агрономия и менделевская биология еще не были никому известны. Теперь кризис, вызванный болезнью «сэрэ», ускорил новые попытки перекрестного опыления цветковых растений. Успеха достиг в 1886 году доктор Ф. Сольтведель на экспериментальной станции в яванском Семаранге61. Размножение гибридов сахарного тростника началось в последние годы XIX столетия и к 1920-м годам позволило вывести разновидности с повышенной урожайностью, благодаря чему производство сахара стремительно возросло, а цены резко снизились. Этому успеху, как мы уже сказали, предстояло привести к великому бедствию62.

Этот печальный исход, вызванный постоянным поиском разновидностей сахарного тростника, привел к еще более тесному сплочению плантаторских сообществ, и так уже скрепленных семейными узами. На Яве тридцать заводов создали общий фонд, чтобы в 1885 году открыть первую яванскую экспериментальную станцию и нанять самых талантливых ученых для борьбы с болезнями растений. В итоге Ява поддерживала работу трех опытных «сахарных станций», получавших финансирование от заводов посредством членских взносов без каких-либо субсидий со стороны правительства. В эти годы преображение фамильных поместий в общества с ограниченной ответственностью и все возрастающая компетентность в технике, ботанике и химии вывели на первый план класс управленцев, чувствующих свое особое превосходство, базирующееся на технократических методах и научном подходе, и содействующих дальнейшей концентрации экономической власти. Технократические методы борьбы с заболеваниями растений объединяли сахарные поместья, заставляя их поддерживать дисциплину, а заводы тем временем согласовывали между собой техники найма и управления рабочей силой.

Таким образом, причины, по которым появились современные сахарные конгломераты, были таковы: во-первых, дисциплинирующий эффект жесткой глобальной конкуренции на рынках с постоянно снижавшимися ценами; во-вторых, постоянная опасность, что болезни растений перерастут в эпидемию и посеют панику; в-третьих, необходимость решать проблемы, связанные с контролем рабочей силы и организацией найма. Технология и наука придали производству единый облик и приучили плантаторов к дисциплине: экспериментальные станции предписывали наилучшие методы обращения с растительным материалом, позволяющие избежать заражения; гигиенические требования распространились от Явы до Луизианы; наконец, с молодыми стеблями тростника старались обращаться как можно более осторожно, чтобы не позволить новым вредным организмам уничтожить тростниковые поля, подобные огромному зеленому океану.


Скачать книгу "Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине" - Ульбе Босма бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Научная литература » Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине
Внимание