Жизнь из последних сил. 2011–2022 годы

Юрий Безелянский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Возрастной период с 80 до 90 лет — непростой, если не сказать тяжелый. Об этом представлено или рассказано в четвертой книге дневников и воспоминаний, 2011–2022 годы. Хвори, недомогания и даже хирургическая операция. Сужение круга близких и знакомых людей (утраты, отъезды), исчезновение многих творческих площадок — газет, журналов, радио, ТВ. Минимум публичных выступлений и презентаций. И только последняя отдушина — книги. Осуществлены два больших проекта — три тома об эмиграции русских поэтов и писателей и четыре тома дневников и воспоминаний. И еще издано несколько книг.

Книга добавлена:
29-09-2023, 17:04
0
243
200
Жизнь из последних сил. 2011–2022 годы
Содержание

Читать книгу "Жизнь из последних сил. 2011–2022 годы"



30 лет путча ГКЧП

Юбилей — 30 лет ГКЧП. Роковая дата в истории России: первый разлом Советского Союза. Заговорщики пытались остановить набирающий обороты демократический процесс в стране, но не остановили, а сильно подтолкнули к краху. 8 октября «Новая газета» посвятила началу тех трех дней в августе, 19–21. Специальный выпуск газеты:

«30 лет назад группа товарищей попыталась свергнуть Михаила Горбачева и вернуть в страну страх. Как провалился путч: кооператив “Лебединое озеро”».

«Лебединое озеро» — балет Петра Чайковского, первое исполнение 20 февраля 1877 года, Большой театр. И вот спустя более 100 лет вместо четырех балерин и танца юных лебедей на телевизионных экранах страны возникли хмурые фигуры с тревожными физиономиями заговорщиков: Крючков, Язов, Бакланов, Янаев, Павлов, Пуго, Стародубцев и Тизяков. Не четко и не совсем ясно они сообщили народу о перевороте в стране, причем у вице-президента (номинального по должности) дрожали руки. По картинке они выглядели не как счастливцы, захватившие власть, а скорее как жертвы, бредущие в сторону плахи… Неумелые заговорщики, без отваги и жесткости, точнее — плюшевые непрофессионалы. Сегодня никого нет в живых из этой восьмерки, хлебнувших сладко-горький напиток заговора. Последним ушел из жизни Бакланов, кажется, 2 июля этого года. Все гэкачеписты были выкормышами советского проекта, который был исторически обречен на неудачу. Кровавый взлет и крушение…

Так случилось, что мы с Ще именно 18 августа отправились поездом в отпуск в Пушкинские Горы и узнали о перевороте уже в вагоне, и в последующие дни слышали лишь обрывочные новости по радио да видели лишь однажды колонну боевых танков, и это тоже произвело впечатление…

Я пытался прочитать все 24 страницы «Новой», а там даже выдержки из допросов гэкачепистов и многочисленных участников и свидетелей путча, но не смог до конца (зрение: читать тяжело), но ясно, что заговор готовился с осени 1990-го, к тому времени руководитель КГБ Вл. Крючков начал «разочаровываться» в Горбачеве. А с выдвижением Ельцина Крючков почувствовал, как у него уходит почва из-под ног, возникла угроза его карьере и вообще рушилась система ценностей Крючкова…

В субботу 17-го на совещании у Крючкова было решено предъявить ультиматум Горбачеву передать власть Янаеву. 18 августа делегация заговорщиков отправилась в Форос к Горбачеву, но он ее не принял. Утром 19-го по ТВ зачитали воззвание ГКЧП и начался ввод в Москву войск, «Спасать отчизну». А тем временем Ельцин выступил со своим воззванием к народу. Кстати, в ГКЧП не вошел осторожный Лукьянов и отказался еще министр иностранных дел Бессмертных, который предупредил заговорщиков, что Запад перекроет все кредитные линии, и «мы не получим ни зернышка»… Геннадий Янаев куда-то пропал и запил, когда его нашли, то он стал отнекиваться от главной роли и, как вспоминает премьер Павлов, возмущался: «Почему именно я?» Боялся подставиться. Не боялся Болдин, помощник Горбачева, и он, по существу, предал своего босса.

Много драматических и пикантных подробностей изоляции Горбачева в Форосе. 21 августа, спустя 73 часа своего пленения, Горбачев отправился в Москву. Он уезжал в отпуск из столицы СССР, а вернулся уже в другую страну — Россию…

Ал. Проханов винит Крючкова, что он не отдал приказ об аресте Ельцина, и тот «беспрепятственно залез на свой пресловутый танк». «Телевидение мне не дают, радио не дают, поэтому зачитываю обращение…»

Проханов считает, что ГКЧП — это итог огромной секретной операции под названием «Перестройка». Отсюда и «распад великого русского времени», большой метафорист г-н Проханов!..

Ник. Сванидзе в том же номере «Комсомольской правды» 17 августа на вопрос, возможен ли сейчас ГКЧП-2, ответил, что нет, ибо сейчас у власти представители силовых структур и фигуры гораздо меньшего масштаба, чем были тогда…

Не комментирую. Ныне тихо, зачищено и отутюжено, почти Божья благодать. И власть не очень-то хочет вспоминать ГКЧП и дальнейший распад СССР, она увлечена скрепами, чтобы сохранить РФ, и пресекает даже одиночный пикет протеста, на патриотическое воспитание молодежи брошены миллиарды, для того чтобы отечественной истории придать благолепие: никаких трагедий и катастроф, только победы и достижения…

И указующая рука человека-вождя в кепке: «Вперед, товарищи!..»

А если там пропасть? (19 августа 2021 г.)

Нет, надо еще что-то добавить. Два главных антигероя путча: Крючков и Янаев. Типичные совлюди, отнюдь не с Марса.

Главный закоперщик, устроивший весь этот политический хипеш: Крючков Владимир Ал. (2 февраля 1924) — родился в Сталинграде. Шел по прямой дороге комсомольского активиста, дорос до секретаря советского посольства в Венгрии (1954–1959), по существу, наводчик вооруженного подавления венгерского восстания 1956-го. Из МИДа в КГБ в 67-м. И вершина — председатель всемогущего КГБ с 1988-го. Генерал армии. Не одобрял демократическую перестройку в стране, затеянную Горбачевым, и исподволь начал готовить переворот.

Янаев Геннадий Ив. (1937), родился в деревне под Нижним Новгородом. Сын колхозника. Окончил два вуза: с/х и юридический. Карьерные взлеты: председатель комитета комсомольских организаций СССР и возглавлял профсоюзы — ВЦСПС, с 1990-го секретарь ЦК КПСС и член Политбюро, вице-президент. Испытал страх перед ролью первого лица.

Из восьмерки гэкачепистов выпадает Борис Пуго, глава МВД. Его отец Карл Пуго был латышским коммунистом в годы запрета компартий. Борис Пуго (1937) окончил Рижский политех, но избрал политическую линию — ВЛКСМ, КПСС, КГБ. Был вызван в Москву на пост председателя партконтроля. С декабря 1990-го — министр внутренних дел. Верный человек, крепкий товарищ, но не совсем разобрался в ситуации, к кому примкнуть, что защищать, и после провала путча, 22 августа, в московской квартире покончил жизнь самоубийством, в предсмертной записке написал: «Совершил совершенно неожиданную для себя ошибку, равноценную преступлению. Да, это ошибка, а не убеждения… Знаю теперь, что обманулся в людях, которым очень верил. Все это ошибка».

Борис Пуго сам заплатил за свой промах, не за ту ставку… Захотел быть честным с самим собою. «Последний рыцарь» — так назвал его на «Эхо Москвы» один из участников воспоминаний о том далеком августе.

Признание своей ошибки для советских начальников любого ранга вещь редчайшая. «Це не мы!» — раздается почти каждый день. Виноват не министр, не губернатор, не чиновник. Ошибаются и совершают преступления кто-то другие. А мы чистенькие и честные с украденным чемоданом денег, никто не хочет признаваться и каяться…

Но что мы говорим о плохих людях, о мерзавцах и мошенниках, о ловчилах и прилипалах, о всякой нечисти и шантрапе.

В те августовские три дня 1991-го на улицы вышли сотни тысяч хороших людей, жаждущих перемен к лучшей жизни. В Москве погибли в результате путча трое: архитектор Илья Кричевский, афганец Дмитрий Комарь и экономист Владимир Усов. Три обычных гражданина, которые вышли защищать свободу и демократию…

Сегодня, спустя 30 лет, высказываются различные версии и оценки событий августа 91-го. В номере «МК» 19 августа Александр Ципко щегольнул заголовком «Русский путч — бессмысленный и беспощадный. Две правды августовской революции 1991 года». Две правды? Может, больше? Порыв к свободе и боязнь свободы? А властолюбие отдельных сильных фигур? Жажда власти — это ведь тоже мотор исторических событий. И закончу детской песенкой: «То ли еще будет? Ой-ой-ой!» (20 августа).

Думал, точка. Нет, 23 августа «МК» выдал еще полосу: «Августовский путч: заключение». Интервью со следователем-криминалистом Следственного комитета России Владимиром Соловьевым, ныне на пенсии. Он вел следствие и допрашивал заключенных гэкачепистов в «Матросской Тишине». Вот отдельные факты и фактики.

Почти все поначалу пребывали в шоке: вершина власти — и вдруг тюрьма и расстрельная статья! Потом начали рассказывать, их «раскалывал» Соловьев. Варенников кочевряжился и уповал на свои заслуги. И получил: «Генерал, вы провели свою последнюю военную операцию и теперь сидите в тюрьме. Так что вы не генерал Победы, вы в тюрьме, и я, старший лейтенант, вас допрашиваю. Вы генерал проигранной войны». И генерал армии Валентин Варенников увял.

У премьер-министра Павлова при обыске квартиры нашли сотни подарков: чемоданы-дипломаты, а в них дорогие коньяки. Но сам Павлов имел пристрастие не к французским коньякам, а к чистейшему русскому самогону, недаром у него нашли брошюру о самогоноварении. В первый день путча, когда в Москву входили танки, Павлова и Янаева не могли найти: оба были пьяны вдребадан…

Маршал Язов, будучи в тюрьме, просил Горбачева простить его, «старого дурака». Язов искренне каялся, что ввязался в эту авантюру, но — измена родине, расстрельная статья. Но в результате каких-то таинственных движений наверху расстрел не состоялся. Кто решил так — неизвестно. Следователь Соловьев отмечает, что «это живые люди, и в конце XX века на плаху вести их нельзя…».

А мучить, издеваться и пытать в тюрьмах простых людей можно? Или у начальников и в тюрьмах привилегии? Господи, наивный вопрос. Тысячелетия живут повсюду люди в тисках несвободы и только мечтают о справедливости и о правах человека. А мечты реализуются лишь в песнях. До войны советские люди с гордостью пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Какая превосходная лапша на уши (текст песни Лебедева-Кумача). Особенно вольно дышалось в лагерях ГУЛАГа безвинным людям. Вот и сегодня та же лапша: на 800-летии Нижнего Новгорода овации, салют, фейерверки… никаких проблем. Никаких несправедливостей. Кто-то верит, а кто-то горько смеется.

25 августа. Среда, 12:55. За окном солнце и пожухшая и поредевшая листва деревьев. Не жарко. Прохладненько, до +20. В смысле погоды все нормалек, не пожары в Якутии. Но на душе противно: послушаешь «Эхо» — «Слухай, эхо», откроешь «МК» или «Новую газету» и — тошно. Какой накат на свободу и права человека, такая свирепая ненависть на все человеческое разлита в воздухе, что диву даешься! Это куда мы пришли? К воротам ада или туда уже вошли?..

Не я один в недоумении, в возмущении. Поддерживают коллеги-интеллигенты. Молодой Александр Мельман в сегодняшней «МК», ядовитые заметки об иностранных агентах:

«Они хорошо устроились, эти ребята из власти: чуть что, лепят лейбл “иноагент” — и дело с концом. Черная метка, желтая звезда, а теперь носи ее».

Выходит, журналистика разрушает эту нашу страну. Потому как страна от таких разоблачений может не выдержать, рассыпаться, как карточный домик, как Советский Союз. Так чего стоит тогда эта наша страна?

«Нормально все, что выгодно пролетариату», — говорил Ленин. Эти нынешние переиначивают: нормально все, что выгодно нам. А тот, кто мутит воду… нет, еще пока не к стенке, но свою черную метку получите, пожалуйста. А еще Ленин говорил: «Революция ничего не стоит, если она не умеет защищаться», хоть они и защищаются, только у них контрреволюция.

Это делается постепенно, не сразу… Вот так, не спеша, и дошли до 37-го года.

Я не пугаю, я просто размышляю, но опять же по Ленину: видя, что происходит, хочется криком кричать: отечество в опасности! Ваше отечество, наше.


Скачать книгу "Жизнь из последних сил. 2011–2022 годы" - Юрий Безелянский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Жизнь из последних сил. 2011–2022 годы
Внимание