Смерть Мао Цзэдуна

Юрий Галенович
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В 1976 г. закончилось двадцатисемилетнее правление Мао Цзэдуна в континентальном Китае. Жизнь продолжалась, надо было выходить из тупиков. Начинались иные времена, «всходили иные имена»: Хуа Гофэн, Е Цзяньин, Чэнь Юнь, Дэн Сяопин, Ху Яобан, Чжао Цзыян. Читателям предлагается рассказ о конце эпохи Мао Цзэдуна и о начале новой эры. Седьмая книга Ю.М.Галеновича написана с использованием китайских источников информации. На основании полувекового изучения страны автор предлагает свою версию происходившего в Китае в этот период.

Книга добавлена:
17-01-2023, 13:01
0
244
261
Смерть Мао Цзэдуна
Содержание

Читать книгу "Смерть Мао Цзэдуна"



Осуждение ряда аспектов «культурной революции» на местах (в Сычуани и в других провинциях)

Многие стороны «культурной революции» подвергались осуждению в рассматриваемый период. Голос противников «культурной революции» звучал в это время громче голоса ее защитников. «Культурная революция» осуждалась на местах, в провинциях Китая.

Так, в провинции Сычуань один из авторов нашумевшего перед «культурной революцией» романа «Красный утес», рассказывавшего о борьбе коммунистов-подпольщиков против гоминьдановцев, которые действовали совместно с американцами, Ян Иянь утверждал, что в свое время Цзян Цин, стремясь заставить авторов переделать их произведение, говорила, что «в подпольной организации в Сычуани не было ни одного хорошего человека». Ян Иянь возражал, напоминая, что с 1939 по 1946 г. Чжоу Эньлай работал секретарем бюро ЦК КПК по Южному Китаю. [43] Таким образом, утверждалось, что партийное руководство Сычуани, стоявшее у власти до «культурной революции», было «хорошим», стояло на правильных позициях.

В середине 1978 г. в Сычуани прошли массовые митинги, во время которых огонь критики был обращен против некоторых партийных работников провинции, которые во время «культурной революции» действовали заодно с Чэнь Бода, Цзян Цин и другими руководителями ГКР при ЦК КПК. В частности, была раскрыта роль в организации «вооруженной борьбы» или «борьбы силой», «борьбы с применением насилия» и в репрессивных акциях против местных партийных и административных руководителей бывшего секретаря Ибинского окружного комитета КПК Лю Цзэтина и его жены Чжан Ситин, которая занимала пост секретаря Ибинского городского комитета КПК. В годы «культурной революции» Лю Цзэтин за «заслуги» перед «штабом» Мао Цзэдуна был назначен заместителем политкомиссара Чэндусского большого военного округа. В те годы Лю Цзэтин и Чжан Ситин принимали активное участие в репрессиях против партийных работников, многие из которых были покалечены или замучены до смерти. На Лю Цзэтина и Чжан Ситин была возложена вина за то, что было забито до смерти более ста руководящих работников на уровне уезда и выше [44]; а также за то, что на территории провинции имели место крупные вооруженные столкновения. Во время лишь трех из этих столкновений было убито свыше двух тысяч человек, ранено восемь тысяч. За все эти «подвиги» Лю Цзэтин и Чжан Ситин были избраны на IX съезде КПК соответственно членом и кандидатом в члены ЦК партии.

В 1971 г. они были лишены своих постов. Однако в 1976 г. была предпринята попытка добиться пересмотра их дела в Пекине. Одновременно Лю Цзэтин и Чжан Ситин вновь приняли участие в организации выступлений против провинциальных органов власти. В частности, они составили письма на имя Ван Хунвэня с предложениями устранить первого секретаря комитета КПК провинции Сычуань Чжао Цзыяна и выходца из Сычуани министра общественной безопасности КНР Чжао Цанби.

С санкции ЦК КПК 24 июня 1978 г. в провинции Сычуань состоялся массовый митинг, на котором Лю Цзэтин и Чжан Ситин были подвергнуты критике за создание в Сычуани «системы буржуазных группировок», за «преступную деятельность по узурпации власти», за то, что своими действиями они нанесли большой вред населению и экономическому развитию провинции. [45]

Дело Лю Цзэтина и Чжан Ситин прямо связывалось с делом «четверки». В связи с опубликованием решения об их осуждении на основе решения ЦК КПК было также объявлено, что во многих провинциях Китая к лету 1978 г. были арестованы сторонники «четверки», фабриковавшие «вымышленные», «ошибочные» и «ложные» дела. Такие люди, в частности Лю Цзэтин и Чжан Ситин, имели возможность, как утверждалось в печати, «подрывать политику партии», «устраивать беспорядки» и «нападать на массы», потому что у них за спиной стояла «четверка», и они пользовались ее поддержкой. «Четверка» «сплела сеть из тех, кто враждебно относился к партии и народу». «Ненависть к главным виновникам, находящимся среди этих лиц, глубоко запала в сердце народа. Если сегодня не расправиться с ними, не воздать им по заслугам, то нельзя будет отстаивать ни решения партии, ни законы государства». [46]

Руководители провинции Сычуань, а главным среди них был тогда уже Чжао Цзыян, неоднократно выступали первыми в борьбе против последствий «культурной революции», добивались принятия в ЦК КПК решений, осуждавших сторонников «штаба» Мао Цзэдуна. В провинции организовывались массовые митинги с осуждением этих лиц; раскрывались факты массовых убийств во время «культурной революции». Возвращенцы привлекали кадровых работников на свою сторону решительной борьбой против «последышей» «культурной революции», подчеркивали свое уважение к Чжоу Эньлаю и другим деятелям старшего поколения [47], не упоминая о Мао Цзэдуне.

За провинцией Сычуань активно вступали в борьбу против приверженцев «четверки» соседние провинции. Например, появились сообщения о том, что в провинции Цинхай в годы «культурной революции» грубым нападкам подвергались кадровые работники, и прежде всего старые опытные функционеры. Однако до лета 1978 г. «в их сердцах сохраняется страх», «они не решаются приступить к делу». Такое положение было всесторонне рассмотрено на созванном летом 1978 г. провинциальным парткомом «рабочем совещании по претворению в жизнь кадровой политики партии»; по итогам совещания были приняты соответствующие меры. [48]

В провинции Цинхай по приказу «штаба» Мао Цзэдуна за открытое неподчинение его распоряжениям были расстреляны военные и партийные руководители. Это было единственное событие такого рода. Немудрено, что у кадровых работников вплоть до 1978 г. «сохранялся страх» перед действиями «штаба» Мао Цзэдуна. Понадобились месяцы, прежде чем в 1979 г. было объявлено о реабилитации прежних руководителей провинции Цинхай.

Вслед за провинциями Сычуань и Цинхай 8 сентября 1978 г. партком провинции Юньнань провел массовый радиомитинг, на котором были «открыто пересмотрены два фальшивых политических дела», «состряпанные» сторонниками Линь Бяо и «четверки».

При этом были раскрыты некоторые детали событий, происходивших в этой провинции в ходе «культурной революции». В январе 1968 г. здесь произошли вооруженные столкновения между населением округа Дали и частью солдат 8-го полка, направленного в Юньнань «в порядке оказания трудовой помощи пограничному району». Имелись раненые с обеих сторон. Однако после этого происшествия «сторонник Линь Бяо» «состряпал» против полка дело, обвинил его командование в попытке захватить власть, подорвать производство, работу транспорта, захватить стратегические склады с вооружением и боеприпасами; в убийстве гражданских лиц и солдат НОАК и в других преступлениях. За этим последовали репрессии в отношении партийных функционеров, якобы связанных с этим делом.

Второе «фальшивое дело» также относилось к 1968 г. Цзян Цин и иже с ней обвинили одного из секретарей парткома в том, что он «осуществлял планы гоминьдановских агентов в Юньнани», а затем подвергли репрессиям и других кадровых работников, якобы связанных с этим секретарем.

Партком провинции в 1978 г. «тщательно разобрался» в этих «делах» и пришел к выводу, что они были «состряпаны» Цзян Цин. Открытая реабилитация лиц, осужденных по этим двум «фальшивым делам», «вызвала горячую поддержку кадровых работников и масс населения провинции». С речами на митинге выступили заместитель командующего Куньминским большим военным округом, секретарь провинциального парткома и заместитель председателя ревкома Чжан Чжисю и первый секретарь парткома, председатель ревкома провинции Ань Пиншэн. [49]

Руководители провинции Сычуань, прежде всего первый секретарь парткома этой самой многонаселенной, почти стомиллионной провинции Китая Чжао Цзыян, находились в авангарде пересмотра отношения к «культурной революции». Они не только реабилитировали невинно пострадавших и возвращали им доброе имя, но и осуждали виновников, требовали предъявить счет всем сторонникам «четверки».

Осенью 1978 г. в ряде других провинций КНР ширилось осуждение «четверки». Сообщалось, в частности, что в Тяньцзине при поддержке Линь Бяо и «четверки» в прошлом «фабриковались» «черные материалы», направленные против Чжоу Эньлая, Чжу Дэ, Е Цзяньина и других. [50]

В провинции Шаньдун на многотысячном митинге в Цзинани в присутствии первого секретаря парткома Бай Жубина было объявлено о том, что полностью реабилитированы восемь провинциальных руководителей органов общественной безопасности, двое из них посмертно. Эти люди были арестованы и заключены в пекинскую тюрьму по личному указанию Цзян Цин и Чэнь Бода за то, что в 1959 г. «честно выполнили свой долг» и «приняли соответствующие меры» в отношении Ли Ганьцина, старшего брата Цзян Цин, которого тогда называли «гоминьдановским шпионом и контрреволюционером». В 1968 г. к этим работникам общественной безопасности применили «фашистские методы». Осенью 1978 г. они были реабилитированы, и им возвращено доброе имя. [51]

Вполне вероятно, что после ухода Мао Цзэдуна «на вторую линию» оказалось возможным расправиться с братом Цзян Цин. Ответственность за это мог взять на себя тогдашний министр общественной безопасности Ло Жуйцин, который пользовался поддержкой председателя КНР Лю Шаоци и мэра Пекина Пэн Чжэня.

Цзян Цин вместе с Чэнь Бода отомстила исполнителям приговора над ее братом и тем, кто вел его дело.

В провинции Хубэй в кампанию критики «четверки» включился первый секретарь парткома Чэнь Писянь, который пострадал в Шанхае во время «культурной революции». Выступая в Ухане в октябре 1978 г., Чэнь Писянь отметил, что, хотя в Хубэе линия Мао Цзэдуна занимала главенствующее положение все 29 лет существования КНР, Лю Шаоци и особенно Линь Бяо и «четверка» нанесли значительный вред провинции; «четверка» серьезно подорвала «великую пролетарскую культурную революцию», нанесла большой ущерб массам и кадровым работникам. Чэнь Писянь заявил, что 17 лет до «культурной революции» были «правильными». [52]

В декабре 1978 г. газета «Жэньминь жибао», ссылаясь на «Шэньси жибао», сообщила о том, что недавно в Сиани был проведен митинг рабочих и служащих предприятий оборонной промышленности, посвященный разоблачению преступлений приспешника «четверки», получившего с ее помощью «высокий пост» в ВСНП четвертого созыва. Было принято решение о снятии с этого лица звания «передовик труда», о его аресте для проведения следствия. В числе обвинений фигурировало провоцирование «вооруженной борьбы» в годы «культурной революции». В частности, рассказывалось об эпизоде, имевшем место в июне 1968 г., когда через месяц после создания шэньсийского провинциального ревкома «отряд вооруженной борьбы» под его командованием совершил налет на фабрику эмалированных изделий. Во время налета применялись четыре зенитных пулемета, из которых на фабрике было сделано более тысячи выстрелов. [53]

Радио Сиани сообщило, что 19 октября 1978 г. там состоялся митинг, на котором заместитель председателя провинциального ревкома Шэньси Го Юньчжун критиковал бывшего руководителя провинции за то, что тот во время «культурной революции» беспощадно преследовал старые кадры партийного и государственного аппарата, рабочих, инженеров и техников, фабриковал лживые обвинения. В 1966-1969 гг. было сфабриковано 27 серьезных по своим масштабам и по характеру обвинений дел, связанных со шпионажем. Многие кадровые работники были доведены до смерти или подверглись пыткам, в результате чего стали инвалидами. Около 500 человек были объявлены «шпионами» и подверглись пыткам. 21 человек умер во время следствия. Бывший руководитель провинции Шэньси отказался выполнять указания Чжоу Эньлая и пытался создать раскол в различных массовых организациях, породить групповщину, поощрять вооруженную борьбу, поддерживать избиения и погромы, стремясь к тому, чтобы в Шэньси разгорелась настоящая гражданская война. Вышеупомянутый руководитель прочил защитника групповщины в оборонной промышленности провинции Шэньси на пост заместителя председателя провинциального революционного комитета. Этот человек впоследствии «продался» «четверке». [54]


Скачать книгу "Смерть Мао Цзэдуна" - Юрий Галенович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Смерть Мао Цзэдуна
Внимание