Смерть Мао Цзэдуна

Юрий Галенович
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В 1976 г. закончилось двадцатисемилетнее правление Мао Цзэдуна в континентальном Китае. Жизнь продолжалась, надо было выходить из тупиков. Начинались иные времена, «всходили иные имена»: Хуа Гофэн, Е Цзяньин, Чэнь Юнь, Дэн Сяопин, Ху Яобан, Чжао Цзыян. Читателям предлагается рассказ о конце эпохи Мао Цзэдуна и о начале новой эры. Седьмая книга Ю.М.Галеновича написана с использованием китайских источников информации. На основании полувекового изучения страны автор предлагает свою версию происходившего в Китае в этот период.

Книга добавлена:
17-01-2023, 13:01
0
244
261
Смерть Мао Цзэдуна
Содержание

Читать книгу "Смерть Мао Цзэдуна"



Процесс изменения отношения к «культурной революции»

Вопрос об оценке «культурной революции» постоянно был предметом дискуссий в период от XI съезда КПК до 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва.

В сентябре 1977 г. существовало толкование, бытовавшее при жизни Мао Цзэдуна; утверждалось, что «самый великий вклад, который председатель Мао Цзэдун внес в марксизм в период социализма, составляет созданная им целостная теория о продолжении революции при диктатуре пролетариата». В этой связи «культурная революция» трактовалась как мера, предотвратившая «заговор буржуазного штаба Лю Шаоци, направленный на узурпацию власти в партии и в государстве и на реставрацию капитализма», на то, чтобы «не допустить возникновения ревизионизма, особенно в центре». [224]

В статье журнала «Хунци», посвященной первой годовщине со дня смерти Мао Цзэдуна, упор делался на теорию «продолжения революции при диктатуре пролетариата», на приоритет «революции» перед «строительством». Это была последняя статья, в которой платформа защитников и сторонников «культурной революции» была сформулирована столь полно, всесторонне и откровенно. В статье приводились слова Мао Цзэдуна о том, что за всю свою жизнь он «совершил два дела. Первое — сверг Чан Кайши и выгнал его на Тайвань, победил японский империализм и изгнал его из Китая; второе — победоносно провел великую пролетарскую культурную революцию», которая характеризовалась как «великая практика продолжения революции при диктатуре пролетариата». Направление этой «революции» — нанести удар главным образом цо «внутрипартийным каппутистам».

Далее в статье говорилось: «В ходе великой пролетарской культурной революции председатель Мао Цзэдун, в полной мере веря массам и опираясь на них, осуществлял широкую демократию при диктатуре пролетариата путем широкого высказывания мнений, полного изложения взглядов, широких дискуссий и дацзыбао. Это — творческое применение марксистского исторического материала в революционной практике. Под водительством революционной линии председателя Мао Цзэдуна многомиллионный народ всей страны активно включился в великую культурную революцию и в конце концов вывел на чистую воду горстку пролезших в партию изменников, спецагентов и категорически отказавшихся от раскаяния каппутистов, буржуазных интриганов и карьеристов... Благодаря первой великой пролетарской культурной революции, развернутой и руководимой лично председателем Мао Цзэдуном, был приобретен богатый опыт продолжения революции при диктатуре пролетариата, в особенности опыт завоевания победы над внутрипартийными каппутистами, укрепилась и усилилась диктатура пролетариата, небывало шйрокое распространение получили марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, была подготовлена и закалена смена дела пролетарской революции — все это продвинуло вперед дело социализма в нашей стране. Великая пролетарская культурная революция в нашей стране войдет великим почином в летопись диктатуры пролетариата. Тот факт, что в такой огромной стране, как Китай, благодаря настойчивому продолжению революции при диктатуре пролетариата и высокому поднятию значения борьбы против ревизионизма и за предотвращение его возникновения была разбита бредовая мечта империализма и социал-империализма реставрировать в нашей стране капитализм, в значительной мере укрепил уверенность пролетариата всего мира в победе борьбы за социализм и коммунизм».

В статье подчеркивалось, что Мао Цзэдун «напомнил нам о необходимости уделять должное внимание опасности войны... Он напомнил нам о необходимости бороться против ревизионизма и за его предотвращение, добиться того, чтобы руководство партии и государства всегда находилось в руках марксистов-ленинцев, и о необходимости упорно продолжать революцию в условиях диктатуры пролетариата». [225]

Однако осенью 1977 г. на платформу защитников «культурной революции» начались атаки со всех сторон. Тезисы, содержавшиеся в документах XI съезда КПК, размывались и опровергались.

Конечно, при этом приходилось считаться с тем, что в конце 1977 г. из 35 миллионов членов партии «почти половину составляли лица, вступившие в нее после начала культурной революции». [226]

Сторонники «культурной революции» в ноябре 1977 г. имели возможность не только утверждать свой взгляд на теорию о «продолжении революции при диктатуре пролетариата» как на теоретическую основу политики партии на последующий период, но и заявляли, что действия, направленные против ряда партийных руководителей в ходе «культурной революции», были правильными. Например, можно было прочитать такие заявления: «Следует помнить, что великая пролетарская культурная революция явилась невиданной в истории политической революцией, широким и углубленным движением по упорядочению партии и проверке кадров. В ходе великой пролетарской культурной революции очищены революционные ряды, были отброшены плохие элементы, достигнуты большие успехи, приняты решения о прошлом ряда товарищей, чего длительное время не удавалось достичь и что позволило продолжать работу в интересах социализма». Более того, защитники «культурной революции», утверждая правильность отстранения своих противников и будучи вынужденными, с их точки зрения, как бы в порядке исключения допускать реабилитацию некоторых из старых кадровых работников, защищали свои позиции: «Что касается ошибочных суждений в отношении некоторых товарищей, то они порождены подрывом со стороны антипартийных группировок Линь Бяо и «четверки» и их нельзя сваливать на товарищей, занимавшихся конкретной работой, и привлекать их к персональной ответственности, раскалывать единство среди товарищей». [227] Отсюда следовало, что нападки на «культурную революцию» начинались с конкретных вопросов о судьбах людей, пострадавших в ее ходе, и об ответственности тех или иных функционеров за их страдания и смерть.

В декабре 1977 г. появились признаки того, что в верхнем эшелоне руководства разворачивалась борьба по вопросу о том, какой этап развития переживает страна, какой «линией» следует руководствоваться, какую политику проводить и что должно рассматриваться как «теоретическое обоснование» этой «линии» и политики партии. [228]

В начале 1978 г, в преддверии 2-го пленума ЦК КПК 11-го созыва, появились новые нюансы в оценке «культурной революции». Например, утверждалось, что «четверка» «безмерно раздувала особенности культурной революции, отрывала ее от опыта социалистической революции и предшествовавшей ей демократической революции. В действительности же культурная великая революция, будучи великой политической революцией, является все же частью социалистической революции. Ее цели, сущность и задачи полностью совпали с задачами социалистической революции». [229] Так был отвергнут тезис выдвиженцев о противопоставлении «культурной революции» первым семнадцати годам существования КНР. v Так «культурную революцию» начали лишать ее «особой роли», «особого положения». Это было выступление против взглядов Мао Цзэдуна и его сторонников, считавших «культурную революцию» «особым» явлением в их политической практике, да и в теории.

Критика «культурной революции» велась главным образом методом пересмотра ряда дел. Защитники «культурной революции» утверждали, что пересмотр таких дел ведет к пересмотру «всей культурной великой революции». Не отвечая прямо на такую постановку вопроса, отделываясь словами, что это просто «крайне ошибочный взгляд», возвращенцы настойчиво вели дело не просто к пересмотру ряда дел, а к реабилитации, по существу, всех пострадавших. [230]

Представляется, что принципиальное решение о необходимости ускорения пересмотра дел кадровых работников было принято на 2-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва, что явилось важнейшим решением этого пленума.

Очевидно, что именно в связи с этим решением и появилась возможность критиковать методы проведения «культурной революции». «Культурную революцию» начали характеризовать следующим образом: «В Китае возникла гражданская война. Повсюду наблюдались организованный импульс, направляемое противоборство, упорядоченный хаос...» Людей в ходе этой «революции» «подвергали репрессиям... Ни днем ни ночью не смолкали споры и ожесточенная перебранка. Действие одержало верх над словом, кулак заменил язык. Великая пролетарская культурная революция подобна решету. Методы, применяемые ею, это методы решета». В ходе «культурной революции» действовали «опьяненные властью», «разъяренные фракционной борьбой». Тем, кто продолжал работать, зарплату урезали, а занимавшимся погромами, наоборот, давали надбавки. Делался вывод о том, что «коренные перемены в этом положении произошли лишь после устранения Линь Бяо». [231] Такого рода описания «культурной революции» впервые появились в центральной печати именно в связи с решениями 2-го пленума ЦК КПК 11-го созыва. После этого пленума методы «культурной революции» были осуждены полностью. Защищать их стало невозможно.

В практике политической борьбы в современном Китае сначала рассматриваются острые вопросы политического характера; чаще всего то, что касается политической судьбы той или иной политической фигуры; после решения такого рода вопросов производятся изменения в программных теоретических и принципиальных установках и документах. Так обстояло дело и на этот раз.

Документы, появившиеся в марте 1978 г., во время 1-й сессии ВСНП 5-го созыва, свидетельствовали о компромиссе, к которому пришли к тому времени разные группировки в руководстве по вопросу об оценке «культурной революции». В тексте Конституции КНР, принятой на этой сессии, говорилось о «неуклонном продолжении революции при диктатуре пролетариата» [232]; о «великой пролетарской культурной революции» [233]; о том, что «с успешным завершением первой великой пролетарской культурной революции социалистическая революция и социалистическое строительство в нашей стране вступили в новый период своего развития» [234]; что «в соответствии с основной линией КПК на весь исторический период социализма генеральная задача нашего народа в новый период состоит в том, чтобы, неуклонно продолжая революцию при диктатуре пролетариата и развертывая три великих революционных движения — классовую борьбу, производственную борьбу и научный эксперимент, — превратить нашу страну к концу нынешнего века в великую, могучую социалистическую державу с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной, современной наукой и техникой». [235]

Это был гибрид взглядов сторонников и противников «культурной революции». Здесь она снова, как и в начале 1966 г., рассматривалась лишь как средство осуществления задач строительства. В то же время формально сохранялись положения, которые защищали сторонники «культурной революции».

Компромиссный взгляд на «культурную революцию» нашел отражение и в докладе о проекте Конституции, с которым выступил маршал Е Цзяньин. Он упомянул, например, о «решающем звене» [236], то есть о классовой борьбе в понимании Мао Цзэдуна, о необходимости «укрепить и развить завоевания великой пролетарской культурной революции» [237], о «капиталистических силах», которые проникают в КПК и в государственный аппарат. [238] В то же время Е Цзяньин критиковал «четверку» за методы осуществления «культурной революции».


Скачать книгу "Смерть Мао Цзэдуна" - Юрий Галенович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Смерть Мао Цзэдуна
Внимание