Смерть Мао Цзэдуна

Юрий Галенович
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В 1976 г. закончилось двадцатисемилетнее правление Мао Цзэдуна в континентальном Китае. Жизнь продолжалась, надо было выходить из тупиков. Начинались иные времена, «всходили иные имена»: Хуа Гофэн, Е Цзяньин, Чэнь Юнь, Дэн Сяопин, Ху Яобан, Чжао Цзыян. Читателям предлагается рассказ о конце эпохи Мао Цзэдуна и о начале новой эры. Седьмая книга Ю.М.Галеновича написана с использованием китайских источников информации. На основании полувекового изучения страны автор предлагает свою версию происходившего в Китае в этот период.

Книга добавлена:
17-01-2023, 13:01
0
244
261
Смерть Мао Цзэдуна
Содержание

Читать книгу "Смерть Мао Цзэдуна"



В январе 1975 г. Чэнь Юнь был избран заместителем председателя постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей.

В 1976 г. он активно участвовал в устранении от власти «четверки». Чэнь Юнь говорил тогда маршалу Е Цзяньину, под руководством которого «четверка» и была отстранена от власти: борьбы против «четверки» избежать невозможно.

На созванном в марте 1977 г. рабочем совещании ЦК КПК Чэнь Юнь выдвинул предложение о том, чтобы снова позволить Дэн Сяопину участвовать в работе по руководству партией, и со всей решительностью отстаивал это предложение.

Тогда же Чэнь Юнь выступал за то, чтобы правильно понять и заново дать верную оценку событиям на площади Тяньаньмэнь 5 апреля 1976 г., то есть событиям, которые, по сути дела, выражали протест людей против политики, проводившейся во время «культурной революции».

Он активно поддержал критику ошибочного курса, который выражался в формулировке «во всем поступать в соответствии с указаниями Мао Цзэдуна».

Чэнь Юнь активно поддержал развертывание кампании обсуждения вопроса о критерии истины. Он полностью одобрил тезис о том, что «практика — это единственный критерий истины».

В марте 1978 г. Чэнь Юнь был снова избран заместителем председателя постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей.

В ноябре—декабре того же года на рабочем совещании ЦК КПК он призвал возвратить доброе имя Бо Ибо и другим людям, которых причисляли к так называемой «группировке 61 предателя», необоснованно обвиняя в предательстве Компартии Китая и переходе на службу к Гоминьдану в 1930-х гг.

Чэнь Юнь выступил за то, чтобы целиком и полностью пересмотреть ошибочные политические выводы, которые были сделаны в отношении Тао Чжу и Ван Хэшоу, двух известных деятелей КПК, репрессированных во время «культурной революции».

Чэнь Юнь также полагал, что Пэн Дэхуай, доведенный Мао Цзэдуном до смерти за выступление в защиту крестьян в годы «великого скачка» и осуществления кампании создания «народных коммун», является членом партии, который внес очень большой вклад в дело партии.

Одновременно Чэнь Юнь указал на то, что во время «культурной революции» Кан Шэн, осуществлявший под непосредственным руководством Мао Цзэдуна, с помощью подчиненных ему специальных органов партии и государства, широкие репрессии, совершил серьезные ошибки, и предложил, чтобы ЦК КПК провел расследование по этому вопросу.

Во всех вышеперечисленных случаях Чэнь Юнь никогда прямо не упоминал о Мао Цзэдуне.

На этом же совещании он также выдвинул мысль о том, что при осуществлении модернизации в четырех областях (промышленность, сельское хозяйство, наука и образование, оборона) необходимо проявлять активность и осмотрительность.

Он выступал за то, чтобы придать устойчивость, уверенность в своем положении крестьянам, которые являются «головой всего и вся», и благодаря этому добиться, чтобы было восстановлено благосостояние страны, дать стране оправиться от последствий случившихся в Китае несчастий (то есть от последствий правления Мао Цзэдуна).

В промышленности, по мнению Чэнь Юня, при заимствовании зарубежной передовой техники необходимо шаг за шагом, постепенно продвигаться вперед. Тут следовало действовать в определенной последовательности и никак нельзя было «хватать все подряд, скопом и тащить к себе».

Чэнь Юнь также полагал, что необходимо предоставить всем провинциям и городам центрального подчинения определенную свободу маневра финансовыми средствами.

Все это в совокупности сыграло чрезвычайно важную роль при исправлении того, что тогда в КНР именовалось «левыми» ошибками, имевшими место внутри КПК.

В декабре 1978 г. на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва Чэнь Юнь был снова избран членом постоянного комитета политбюро ЦК КПК, заместителем председателя ЦК КПК и первым секретарем комиссии ЦК КПК по проверке дисциплины.

После этого пленума Чэнь Юнь стал одним из тех, кто принимал важнейшие решения в партии и государстве, стал членом коллектива руководителей ЦК партии второго поколения, ядром которого был Дэн Сяопин. Так говорили тогда в КНР.

Чэнь Юнь внес свой большой вклад в руководство всей партией;

— в деле выкорчевывания всего неверного и возвращения ко всему правильному в идейной, политической и организационной линии партии; при этом речь шла практически об отказе от политики, которую проводил Мао Цзэдун, особенно во время «великого скачка» и «культурной революции»;

— в определении и осуществлении той основной линии, центром или сердцевиной которой было экономическое строительство, но при упоре на твердое отстаивание четырех основных принципов, на то, чтобы со всей решительностью придерживаться основного курса на реформы и открытость;

— в правильном разрешении многих доставшихся в наследство проблем исторического характера со времени создания КНР и в решении новых проблем, которые появлялись в реальной жизни;

— в успешном открытии нового периода развития социализма в КНР.

В это время по нескольким важным вопросам, имевшим ключевой характер, Чэнь Юнь выдвинул свою точку зрения и занял позицию, которая имела важное руководящее и направляющее значение в деле формирования линии, которой стала руководствоваться партия.

Чэнь Юнь решительно поддержал выдвинутый Дэн Сяопином курс на то, чтобы дать научную оценку месту Мао Цзэдуна в истории, решительно отстаивать и развивать идеи Мао Цзэдуна. Чэнь Юнь неоднократно подчеркивал, что заслуги Мао Цзэдуна должны ставиться на первое место, а его ошибки на второе место. Чэнь Юнь утверждал, что у Мао Цзэдуна есть заслуги, равных которым нет в истории, и они состоят именно в том, что он воспитал целое поколение людей, в том числе и нас.

Таким образом, Чэнь Юня и Дэн Сяопина объединяло в принципе одинаковое отношение к Мао Цзэдуну.

Они понимали необходимость отказа от выдвижения на первый план установки на классовую борьбу внутри КНР и обоснованность курса на осуществление, прежде всего, реформ в области экономики.

При этом Чэнь Юнь полагал, что экономика — это своего рода птичка, которой надо дать возможность порхать, но при этом оградить ее свободу известными границами, построив необходимую клетку.

Дэн Сяопин, как нам представляется, полагал, что человек с его политическими запросами — это такая же птичка, свободу которой необходимо ограничить известными рамками или своеобразной клеткой; в качестве клетки Дэн Сяопин и предложил упомянутые «четыре принципа».

Пожалуй, можно сказать, что Чэнь Юня и Дэн Сяопина объединяло отношение к человеку, к человеческой личности и к экономике, как к явлениям, которым следует позволить как-то дышать, как-то жить, но в то же время держать в той или иной клетке.

Чэнь Юня и Дэн Сяопина объединяло так же, повторим, отношение к прошлому КПК и лично к Мао Цзэдуну. Они были за сохранение и авторитета Мао Цзэдуна, и созданной им политической системы.

В январе 1979 г. Чэнь Юнь выступил с речью на первом заседании комиссии ЦК КПК по проверке дисциплины. При этом он со всей ясностью указал на то, что основная задача органов проверки партийной дисциплины заключается в том, чтобы защищать устав и правила партии, исправлять, приводить в порядок стиль партии.

В феврале того же года комиссия ЦК КПК по проверке дисциплины совместно с организационным отделом ЦК КПК начала проверку и пересмотр дела Лю Шаоци. На 5-м пленуме ЦК КПК 11 -го созыва было принято решение о восстановлении доброго имени Лю Шаоци. Затем по предложению Чэнь Юня комиссия ЦК КПК по проверке дисциплины с согласия постоянного комитета политбюро ЦК КПК пересмотрела дело одного из руководителей Шанхая Пань Ханьняня, в результате было принято решение о восстановлении его доброго имени.

С марта 1979 по март 1980 г. Чэнь Юнь занимал пост председателя финансово-экономического комитета Госсовета КНР. В июле 1979 г. он был назначен заместителем премьера Госсовета КНР.

В марте 1979 г. Чэнь Юнь представил тезисы на тему «Проблемы плана и рынка». В этом документе он указывал на то, что в самой системе планирования, будь то в СССР или в КНР, проявилось главенство лишь одной формулы: «пропорциональность и плановость», но не было места для другой: при социалистической системе необходимо иметь и рыночное регулирование. Вслед за этим он указал на то, что план представляет собой главное основание макроконтроля. План включает директивное планирование и направляющее планирование. Эти методы планирования отличаются один от другого, однако в любом случае необходимо использовать разнообразные методы экономического регулирования.

В конце 1970-х и в начале 1980-х гг. эти взгляды Чэнь Юня оказали глубокое влияние и содействовали высвобождению мышления всех партийцев, принятию идеи о том, что следует стремиться к истине в опоре на факты, в ходе разрушения чрезмерно концентрированной системы плановой экономики. В то время был в серьезной степени утрачен баланс между отраслями в экономике. Чэнь Юнь и Ли Сяньнянь направили в этой связи письмо в ЦК партии, предлагая за два-три года урегулировать положение в экономике в соответствии с принципом пропорционального развития. ЦК КПК, исходя из этого предложения, утвердил курс на развитие экономики в соответствии с принципами «урегулирование, реформы, упорядочение, повышение». Благодаря осуществлению этого курса заметно улучшилось хозяйство страны, преодолены трудности. Это стимулировало реформы экономики села.

Чэнь Юнь был весьма озабочен складывавшейся в стране ситуацией и требовал, чтобы наследники революции, особенно дети высокопоставленных кадровых работников партии, сохраняли славные традиции партии. Еще в июне 1949 г. Чэнь Юнь в письме сыну одного из своих соратников требовал, чтобы молодой человек ни в коем случае не ощущал себя сыном заслуженного государственного деятеля и зарубил себе на носу, что подлинным заслуженным государственным деятелем, имеющим заслуги в деле революции, является простой народ всей страны.

Во время праздника весны в 1983 г. Чэнь Юнь в беседе у себя дома с детьми павших участников революции сказал им: вы — поколение наследников революции, вы — дети партии; вы должны быть похожи на своих родителей, во всем исходить из интересов партии, не жалеть себя, не жалеть ничего своего ради защиты интересов партии.

Из всего этого следовало, что Чэнь Юнь (кстати, как и Чжу Дэ) был весьма озабочен тем, что те люди, в которых в КПК по традиции видели смену, которых воспитывали как «детей партии», в новой обстановке, за одно-два десятилетия реформ превращались в корыстных эгоистов, лишенных нравственности и заботившихся только о своем кармане, о своем положении у власти.

В КНР утверждали, что Чэнь Юнь всегда заботился об интеллигенции, об образованных людях и вообще о проблеме образования.

В июле 1982 г. в письме постоянному комитету политбюро ЦК КПК Чэнь Юнь предложил улучшить условия работы и быта интеллигентов, образованных людей среднего возраста. Он полагал, что без этого будет невозможно продвигаться вперед и выше в деле науки и техники, невозможно будет добиваться повышения уровня производительных сил.


Скачать книгу "Смерть Мао Цзэдуна" - Юрий Галенович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Смерть Мао Цзэдуна
Внимание