Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине

Сергей Волков
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет собой одиннадцатый том серии, посвященной истории Белого движения в России по воспоминаниям его участников. Посвящен он кадетам и юнкерам – самым юным участникам Белой борьбы. Тесно связанная с традициями своих семей и учебных заведений, военная молодежь отличалась высокой степенью патриотизма и непримиримым отношением к большевикам, разрушителям российской государственности. Юнкера и кадеты внесли весомый вклад в Белое дело и сохранение русского воинского духа на чужбине.

Книга добавлена:
26-10-2023, 17:57
0
216
223
Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине
Содержание

Читать книгу "Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине"



18 апреля 1918 года кадет 14-го выпуска – Николай Меди, горя желанием увидеть Государя Императора с Августейшей Семьей, пробрался в Тобольск, во время смены караула проник в дом, где находилась Царская Семья, и там был схвачен и потом допрошен. На допросе сказал, что он ученик Хабаровской военной гимназии и приехал, чтобы поговорить с Семьей Романовых.

1 сентября 1918 года атаман Калмыков занял город Хабаровск. 5 сентября состоялось экстренное заседание «Родительского комитета» корпуса, постановившее ходатайствовать о реставрации корпуса. 8 сентября была реставрация Хабаровского кадетского корпуса, с назначением прежнего состава служащих во главе с директором корпуса генералом Никоновым. Занятие японцами части главного здания, 8 квартир воспитателей и некоторых других.

Немудрено, что по возвращении в корпус из приюта с приобретенными там недостатками и привычками, недопустимыми в корпусе, некоторые счастливцы, взятые сердолюбивыми жителями города в свои семьи, тем самым были спасены от дурных влияний приюта. Были и такие, которые бежали и превратились в искателей приключений. По приказанию атамана Калмыкова, для директора корпуса и всех педагогов явилась задача устроить всех своих питомцев опять на прежнем месте. Кадеты кинулись в свой родной корпус бурной волной, прося помощи, желая учиться и работать. Удалось собрать растащенное имущество, книги, учебники и открыть правильные занятия.

В октябре месяце 1918 года было сформировано при корпусе «Военное училище имени атамана Калмыкова», с назначением начальником его генерала Никонова, инспектором классов – генерала Корнилова и помощником начальника училища по строевой и хозяйственной части – полковника Грудзинского[389], с оставлением их в должностях корпуса. За недостатком места в училище было принято всего 22 человека, и 20 октября 1918 года были начаты занятия.

В ноябре 1918 года было образовано правительство так называемой директории из 5 лиц в Западной Сибири (в городе Емске). Во Владивостоке составилось правительство генерала Хорвата, которое вскоре было заменено правительством Дербера, просуществовавшее до мая 1919 года. Директорию заменил Верховный правитель адмирал Колчак, и поэтому во Владивосток был послан генерал Розанов[390] как представитель правительства адмирала Колчака и Командующий войсками.

Как уже было сказано выше, большая часть корпусного здания была занята японцами, и поэтому кадет пришлось разместить в сильной тесноте. Изоляции от японцев не было, и непосредственная близость к солдатской массе оказывала на кадет нежелательное влияние: даже приготовишек солдаты угощали папиросами, а другие предлагали японскую водку саке. Таким образом, 1918/19 учебный год прошел в ненормальных условиях, тем более что все хозяйственные вопросы наталкивались на полное отсутствие средств. Питание было скудное, запасов белья и обмундирования не было, так как все было разграблено красными и все средства поглощались расходами на обувь и на отопление.

После роспуска кадет на рождественские каникулы в декабре 1919 года Хабаровск был окружен партизанами и отрезан и от Владивостока, и от Благовещенска и Харбина. Кадеты, уехавшие в эти города, а также в Забайкалье, составили больше половины общего числа кадет, и поэтому занятия после каникул начались при сокращенном количестве учеников. Кадетам, уехавшим на каникулы, не пришлось вернуться, так как путь был испорчен красными и началась Гражданская война.

В 1919 году, под напором красных войск, произошло отступление Белой армии из Западной Сибири в Восточную (знаменитый Ледяной поход) и в городе Иркутске совершилось пленение адмирала Колчака красными, при помощи французов и союзников, и расстрел его. В 1919 году, во время летних каникул, примерно около 30 хабаровцев были собраны кадетом Владимиром Сейфуллиным и отбыли в город Читу, в отряд к атаману Семенову, где несли караульную службу у Ставки атамана. В августе были откомандированы в корпус для продолжения образования.

«ПРИКАЗ по Хабаровскому графа Муравьева-Амурского кадетскому корпусу

№ 113 «28» Августа 1919 года. Гор. Хабаровск

…6. Помощник инспектора классов подполковн. Ажисантов и штатный преподаватель коллежский советник Баллеран донесли, что первый принял, а второй сдал исправно фундаментальную библиотеку корпуса.

Коллежский советник Баллеран принял фундаментальную библиотеку в тяжелый период развала корпуса большевиками.

Только при высоком сознании чувства долга коллежский советник Баллеран мог так самоотверженно сохранить вверенное ему казенное имущество, за что, от лица службы, выражаю ему благодарность.

Подлинный подписал: директор корпуса,

генерал-майор Никонов.

С подлинным верно: секретарь корпуса,

коллежский советник Симонов».

В такой тревожной обстановке 1919 года, 13–15 февраля 1920 года японцы неожиданно покинули Хабаровск, предложив уйти также и атаману Калмыкову с оставшимися ему верными частями. Вместе с ним ушли и юнкера 2-го курса, 80 человек. Этот поход оказался неудачным, и в числе погибших было 7 кадет нашего корпуса.

20 декабря 1919 года кадеты 16-го выпуска закончили Хабаровский корпус и получили аттестаты за подписями директора генерал-майора Никонова, инспектора классов генерал-майора Корнилова и секретаря корпуса Снопова. После этого кадеты были распущены на рождественские каникулы, с тем чтобы после каникул, в определенный день, всем встретиться на станции Никольск-Уссурийск, для следования в Читу в Читинское военное училище.

После каникул все кадеты 16-го выпуска из района Владивостока и Никольска прибыли в город Никольск-Уссурийск для встречи кадет из Хабаровска, но поезд очень долгое время не приходил. Для выяснения обстановки кадет В. Сейфуллин прошел к коменданту станции. У коменданта выяснилось, что поезд из Хабаровска неизвестно когда прибудет, так как красными партизанами взорвано полотно железной дороги, посоветовал всем вернуться по своим домам, а в будущем он телеграфирует каждому о дне встречи. События в Приморье стали ухудшаться. Красные всюду активно действовали, и благодаря всему кадетам 16-го выпуска так и не удалось попасть в Читинское военное училище, и они продолжали борьбу с красными рядовыми в строю. Из 15-го выпуска были произведены в прапорщики вице-фельдфебель Николай Попов и Юрий Гириллович в отряде Орлова, а из 16-го выпуска из вице-унтер-офицеров был произведен в хорунжие Владимир Сейфуллин, получивший два Георгиевских креста.

31 января 1920 года из Владивостока выехал в Японию генерал Розанов. Во Владивостоке образовалось новое правительство так называемой Земской Власти, во главе с Медведевым, с переходом на его сторону гарнизона города Владивостока, Никольск-Уссурийска, Хабаровска и др.

17 марта 1920 года Хабаровск был занят зелеными Земскими войсками. Было отобрано все оружие от корпуса и служащих. Постепенный захват власти у земцев большевиками. Приход в город Хабаровск «партизан». Образовалось два штаба управления войсками: Земского, с командующим войсками Булгаковым-Бельским, и партизанского – большевистского.

Иногородние кадеты, уволенные на рождественские каникулы, обратно не вернулись, ввиду порчи железнодорожного сообщения.

17 февраля 1920 года ночью здание корпуса было занято партизанами Иванова. Кадеты были уволены по домам. Остающиеся были помещены в половине верхнего этажа главного здания, где с ними были организованы занятия, с очередными дежурствами воспитателей. Красными партизанами командовал Иванов, организатор событий на Хору, где были зверски убиты 96 офицеров, а всех погибших было 120 человек. Все в корпусе было отобрано партизанами.

19 февраля партизаны арестовали членов Родительского комитета и вместе с ним полковника Мартьянова[391]. Одновременно был арестован директор корпуса, генерал Никонов, воспитатели подполковник Шлегель[392], капитан Косенко[393] и секретарь Снопов[394]; все сначала они содержались при корпусе, потом были переведены в городскую тюрьму, кроме директора, который был переведен в свою собственную квартиру под поручительство нескольких служащих корпуса.

Арест генерала Никонова, с исполнением им служебных обязанностей, но под наблюдением вооруженного партизана, который сидел в кухне и сопровождал директора во время его выходов по служебным делам в другие помещения.

После долгих переговоров удалось добиться освобождения генерала Никонова, который покинул здание корпуса и поселился в квартире французского консульского агента в Хабаровске, бывшего преподавателя французского языка в корпусе. Причин ареста директора не удалось выяснить, их не знал и сам директор корпуса. По настоянию партизан начальник гарнизона Булгаков-Бельский издал приказ о расформировании корпуса, с передачей его служащих в распоряжение Хабаровского воинского начальника, хотя это противоречило распоряжению генерала Болдырева[395], командующего войсками во Владивостоке. Оставшиеся в здании кадеты-сироты были сведены вместе и жили в корпусном лазарете, под надзором одного воспитателя, подполковника Семенова. Их было около 30 человек. Вместе с директором был арестован и весь Родительский комитет при корпусе, в том числе и ротный командир, полковник Мартьянов, член комитета. Комитет был арестован за то, что собрался, вопреки разрешению, с целью обсудить создавшееся положение и, надо полагать, протестовать против разгона и занятия корпуса. Генерала Никонова удалось совсем вызволить через Народный университет, делегация которого просила начальника отряда Иванова освободить их бывшего председателя и лектора. Иванов просьбу уважил, и директор был освобожден от ареста и наблюдения. Находясь в квартире французского консульского агента в городе Хабаровске у г-на Николэ, получилось для генерала как бы своеобразная защита под иностранным флагом, куда и ходили с докладами. Так продолжалось до 2 апреля 1920 года, до неожиданного вызова генерала Корнилова во Владивосток в штаб для доклада по делам расформирования корпуса.

До вызова генерала Корнилова во Владивосток квартира и все вещи подверглись тщательному обыску и осмотру по ордеру партизанской контрразведки. Результатом этого осмотра было отобрано все военное снаряжение и оружие, вся ценная мебель домашней обстановки и другие вещи, находящиеся на хранении у знакомых. На представленный документ о собственности партизаны ответили: «Мы в сопках победствовали, а теперь решили все поделить: победствуйте и вы». Начальство же их говорило: «Нужна же и нам обстановка квартир, а воинские доспехи вам не нужны». От переживаний сын генерала Корнилова сильно захворал, и настолько сильно, что в день отъезда во Владивосток был между жизнью и смертью. В такой тяжелый для генерала Корнилова момент он все-таки выехал на занятые деньги. В дороге партизаны подвергали его опросам и установлению личности, что было опасно, особенно при такой фамилии. В дороге поезд подвергся обстрелу японцев под Никольск-Уссурийском: это было с 4-го на 5 апреля 1920 года, то есть в день вооруженного выступления японцев в прошлом году. В поезде были убитые и раненые. В Никольске всех в поезде задержали на два дня, а затем – пустили на все четыре стороны. Генералу Корнилову ничего не оставалось делать, как пешком с вещами, неся их на себе, отправиться во Владивосток. Пройдя это расстояние, с задержками на станциях для удостоверения личности, в несколько дней дошел и явился во Владивосток почти к Пасхальной заутрене. Вызван был генерал Корнилов по просьбе родительской организации города Владивостока, отделения Хабаровского родительского комитета.


Скачать книгу "Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине" - Сергей Волков бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине
Внимание