Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине

Сергей Волков
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет собой одиннадцатый том серии, посвященной истории Белого движения в России по воспоминаниям его участников. Посвящен он кадетам и юнкерам – самым юным участникам Белой борьбы. Тесно связанная с традициями своих семей и учебных заведений, военная молодежь отличалась высокой степенью патриотизма и непримиримым отношением к большевикам, разрушителям российской государственности. Юнкера и кадеты внесли весомый вклад в Белое дело и сохранение русского воинского духа на чужбине.

Книга добавлена:
26-10-2023, 17:57
0
198
223
Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине
Содержание

Читать книгу "Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине"



Отъезд корпуса во Владивосток

Покинув Омск 30 августа 1919 года, корпус прибыл во Владивосток ровно через месяц, 30 сентября. Из здания корпуса удалось взять лишь самое необходимое имущество, так как кадетам было предоставлено очень ограниченное количество вагонов-теплушек. Сильно сказывался недостаток обмундирования, но пополнить запасы не было возможности. С болью и горечью простились кадеты с родным гнездом, где в течение свыше ста лет росли и воспитывались их отцы и деды. От корпуса до вокзала прошли в строю, сопровождаемые многочисленными родственниками и горожанами. Погрузка происходила на воинской платформе, где был отслужен напутственный молебен. Для охраны эшелона в пути был получен пулемет и ограниченное количество винтовок; остальные, по приказанию военного командования, были сданы до эвакуации. Почти весь преподавательский персонал и служащие корпуса остались в Омске.

При проезде через Иркутск корпус встретил очень теплый прием со стороны кадет Иркутского, а также Псковского и Оренбургского корпусов, которые там находились. Быстрому продвижению по Забайкалью способствовали распоряжения атамана Семенова, к которому своевременно обратился с просьбой директор корпуса генерал Нарбут. В Чите атаман Семенов произвел корпусу смотр и предложил оставить его в этом городе, но директор отклонил это предложение и, в исполнение приказа адмирала Колчака, продолжил путь через Маньчжурию на Владивосток, куда прибыли 30 сентября. Во Владивостоке корпус был размещен на Русском острове, в 3 верстах от пристани Подножье. Это был небольшой гористый остров, прикрывавший крепость Владивосток со стороны моря. Он весь был занят казармами и крепостными сооружениями; корпусу были отведены казармы 9-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады и много офицерских флигелей, расположенных вокруг.

Казармы эти представляли собой 3-этажные кирпичные здания, имевшие по четыре больших помещения на каждом этаже. Но они оказались совершенно неприспособленными для учебного заведения. При помощи китайских и корейских рабочих удалось в сравнительно короткий срок произвести необходимые работы и привести казармы в относительно приличный вид. Из крепостных складов удалось получить кровати, парты и другие предметы обстановки, а также и библиотеку, портреты Царской Семьи и картины, когда-то украшавшие Офицерские собрания и казармы. Но очень плохо обстояло дело с продовольствием и обмундированием. Сибирские деньги быстро падали в цене, покупать продукты питания было чрезвычайно трудно, и весь корпус жил впроголодь. Обмундирование удалось достать у англичан, и кадетам пришлось надеть форму английской пехоты, а позднее румынской. Но, несмотря на все лишения, в начале октября начались учебные занятия, которые скоро вошли в нормальную колею, хотя все время не хватало учебников и других пособий.

В корпусе работали в это время военнопленные немцы и мадьяры. Из-за развала власти и общей распущенности распускались и пленные, которые объявили забастовку, требуя себе условий жизни одинаковых с кадетами во всех отношениях. Все они, конечно, были уволены, и их место заняли кадеты, взяв на себя все работы по обслуживанию корпуса.

С осени 1919 года политическое и военное положение стало все более и более усложняться. 17 ноября произошло во Владивостоке выступление чешского генерала Гайды, совместно с Якушевым. Для подавления этого выступления с Русского острова были вызваны юнкера 1-го Артиллерийского училища и Учебной Инструкторской школы, а также гардемарины Морского училища; в составе этих частей было много кадет-сибиряков. Восстание закончилось арестом Гайды. Те же части, 26 января 1920 года, приняли участие в подавлении бунта Егерского батальона.

В конце декабря 1919 года 7-й класс ускоренно закончил курс, и часть окончивших кадет поступила в Читинское военное училище, а другая часть – в Морское. Но положение становилось все хуже и хуже, и в связи с этим ночью с 30-го на 31 января 1920 года гардемарины Морского училища ушли в море на двух кораблях: вспомогательном крейсере «Орел» и посыльном судне «Якут». Во Владивостоке 31 января образовалось новое, очень левое правительство, под названием Приморская областная земская управа, во главе с эсером А.С. Медведевым. Вскоре пришло известие об убийстве 7 февраля, в Иркутске, адмирала Колчака, и это окончательно разрушило все надежды на восстановление национальной власти. С этого момента положение корпуса еще более ухудшилось. В середине февраля зараженные большевизмом чины Инструкторской школы и солдаты местного батальона оцепили расположение корпуса и потребовали сдачи оружия, которое в корпусе имелось в незначительном количестве. Ввиду явной бесполезности сопротивления, оружие было сдано, чтобы избежать кровопролития. В корпусе появилась вскоре целая делегация от новой власти, которая собрала всех кадет и долго уговаривала примкнуть к новому строю, восхваляя новые порядки и ругая старые. Делегация не добилась ничего и встретила со стороны молчаливых кадет явную враждебность. Вскоре после них корпус посетил новый комендант крепости Владивосток, бывший подполковник Краковец-кий, который потребовал, чтобы и кадеты и офицеры надели красные звезды, на приветствия отвечали «Здравствуйте» и вообще полностью уничтожили все, что походило на старые корпусные порядки.

К счастью, красные опасались полностью проявить свою власть и расправиться с кадетами, так как в Уссурийском крае и во Владивостоке находились части японской армии, а также военные корабли и отряды союзников. Они не допускали в район их оккупации боевые части Красной армии и разрешали иметь там лишь ограниченное количество милиции. В это время остатки отступавшей из Сибири Белой армии находились в Забайкалье, где продолжали борьбу с красными, совместно с частями атамана Семенова и Японского оккупационного корпуса. Многие из кадет 1-й роты различными нелегальными путями пробирались в Читу и вступали в части атамана Семенова, в которых целые команды и группы состояли полностью из кадет. Но для остававшихся в корпусе положение становилось все более и более тяжелым. Доставать продовольствие и обмундирование было чрезвычайно трудно, и директору корпуса, генерал-майору Нарбуту, приходилось находить всяческие способы, чтобы хоть как-нибудь прокормить корпус. Питание было исключительно скудным, не было ни средств, ни каких-либо запасов. Делались попытки, оказавшиеся безуспешными, хлопотать через японское и французское консульство об эвакуации корпуса в более безопасное место, обращались также к представителям белых русских в Японии, но помощь не приходила ниоткуда.

Осенью 1920 года японцы заключили с красными перемирие и потребовали, чтобы его соблюдали также и части Белой армии. Боевые действия прекратились, и поэтому кадеты, находившиеся в армии, стали возвращаться в корпус. В августе 1920 года японские части эвакуировали Хабаровск и Хабаровский кадетский корпус покинул город и прибыл во Владивосток, заняв на Русском острове казармы 35-го Сибирского строевого полка. В ноябре 1920 года из Забайкалья пришли тревожные вести о том, что после ухода японцев красные напали на наши части, которые под давлением их превосходящих сил были принуждены уйти в Маньчжурию, сдав китайцам оружие на границе. К началу января 1921 года армия была перевезена в Приморье, где и была интернирована в местах расположения японских частей: отряды атамана Семенова в ст. Гродеково, а сибирские (каппелевцы) в Никольск-Уссурийском и в военном городке Раздольное.

Наконец, в середине января 1921 года из центра пришло распоряжение ликвидировать корпус, как остаток старого режима. В связи с этим областное правительство передало корпус из Военного ведомства в Отдел народного образования. Это привело к тому, что в течение февраля корпус не получил ниоткуда никаких ассигнований и был вынужден и голодать, и мерзнуть. За этим последовало распоряжение закончить учебный год к 1 апреля, причем в дальнейшем 7-й класс больше не должен был существовать. К этому же сроку все начальствующие лица должны были быть заменены назначенными из центра. Это означало, что с 1 апреля корпус должен был полностью перейти в руки большевиков; к счастью, этот срок удалось перенести на 1 июня, а майский переворот помешал осуществлению этого плана красных.

В это время интернированные белые части, при молчаливом согласии японцев, усиленно подготовляли переворот в Приморье. Он был назначен на 31 марта, но в последний момент был отложен. Не все группы были об этом своевременно предупреждены, и отряд, назначенный для захвата вокзала, повел на него наступление, но был встречен огнем красных и отступил. В состав этого отряда входили кадеты-сибиряки, и один из них, вице-унтер-офицер М. Блосфельд (выпуск 1920 года), был убит. После этого неудавшегося выступления положение корпуса сделалось совершенно катастрофическим и ему грозил настоящий голод. Директор, генерал-майор Нарбут, решился тайно послать командира 1-й роты полковника Попова-Азотова[364] к атаману Семенову с просьбой о помощи. Результатом этой рискованной поездки было получение двух вагонов провизии, присланных через одну местную фирму, что позволило избежать контроля и репрессий со стороны красных.

26 мая 1921 года красная власть в Приморье была свергнута и кадеты приняли деятельное участие в этом перевороте. Во Владивостоке было создано национальное правительство, во главе которого стал С.Д. Меркулов, а командующим армией генерал-лейтенант Вержбицкий. Летом того же года из сибирских и хабаровских кадет, уехавших в армию, была сформирована рота под командой подполковника Сейфуллина[365], которая была переведена на станцию Гродеково, где стала личным конвоем атамана Семенова. Другая крупная группа кадет образовала взвод в добровольческой батарее, которой командовал полковник Гайкович[366]. Осенью 1921 года на Русском острове было открыто Корниловское военное училище в составе пехотной роты и конного взвода. В него перешли кадеты, окончившие корпус, который расстался также и со своим директором, генерал-майором Нарбутом, получившим назначение инспектором классов в училище. Новым директором был назначен полковник Е.В. Руссет[367], бывший до этого командиром 1-й роты, произведенный в чин генерал-майора на корпусной праздник 6(19) декабря.

Учебный 1921/22 год прошел сравнительно нормально. Ряды кадет пополнились сыновьями офицеров и гражданских лиц из Владивостока, а также и молодежью, откомандированной из частей армии для продолжения образования. Весной 1922 года окончившие корпус кадеты пошли частью в Корниловское военное училище, другие же в армию, в казачьи части, во флот и в Пограничную стражу. В течение этого учебного года армия очистила Приморье от красных партизан и, разбив Дальневосточную Красную армию, заняла город Хабаровск, пройдя за месяц 500 верст с беспрерывными боями.

1 июня 1922 года во Владивостоке произошли политические перемены, и образовавшееся Национальное Собрание сменило правительство Меркулова. Открывшийся 23 июля Земский Собор единогласно избрал генерал-лейтенанта М.К. Дитерихса[368] правителем Приамурского земского края и Воеводой Земской рати, как была названа армия. Но в конце лета японские части полностью покинули Приморье и положение стало быстро меняться к худшему. В то время как в августе в корпусе начались занятия, обстановка на фронте стала ухудшаться все более и более. В середине сентября красные начали свое наступление, и уже через месяц военное командование было принуждено послать на фронт все боевые части из Владивостока, в том числе и военное училище. 7-й класс корпуса был переведен в помещение училища, а кадеты 6-го класса, под командой полковника Л.П. Баженова[369], были отправлены на материк, для охраны железной дороги, для чего был сооружен импровизированный бронепоезд. Но во второй половине октября 1922 года началась подготовка к эвакуации Владивостока.


Скачать книгу "Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине" - Сергей Волков бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине
Внимание