Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине

Сергей Волков
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет собой одиннадцатый том серии, посвященной истории Белого движения в России по воспоминаниям его участников. Посвящен он кадетам и юнкерам – самым юным участникам Белой борьбы. Тесно связанная с традициями своих семей и учебных заведений, военная молодежь отличалась высокой степенью патриотизма и непримиримым отношением к большевикам, разрушителям российской государственности. Юнкера и кадеты внесли весомый вклад в Белое дело и сохранение русского воинского духа на чужбине.

Книга добавлена:
26-10-2023, 17:57
0
219
223
Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине
Содержание

Читать книгу "Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине"



* * *

…Лето 1921 года было сухое, засушливое, кругом горели леса, синим дымным туманом застилало ближние сопки и дальние горы, в горле першила гарь. В середине августа, возвращаясь из командировки – с охраны от хунхузов поселка Фалдеевского, – слезая с поезда, я увидел на безоружном часовом, уныло оглядывавшем станцию, поселок и бесконечные эшелоны нашей кочевой столицы Гродеково, светло-синий неплюевский погон. Я подошел к часовому ближе. Ба! Да это Борька Медвецкий, уральский казак, однокашник, только 1-го отделения. Мы обнялись с ним и стали делиться новостями.

– Ну, превратили нас в 29-ю Советскую трудовую школу; занятий, ясно, не было больше никаких… Думали, как наши взяли в феврале Иннокентьевку, и нас освободят, красные весь забор бойницами издырявили, железо с крыши посдирали – на укрытия, днем еще туда-сюда болтались, а ночью разбежались, – кабы мы знали, что наши мимо пройдут, так тогда убежали бы… ну, прошли наши, остались мы у красных насовсем. Брюхо с голоду подвело, стали мы на работу подаваться, харчить-то хочется. 1-ю роту кого в Красную армию забрали, кто на работу пошел, кто домой словчился уехать. Ну, удалось мне проводником на поезд пристроиться… стал я, значит, по дороге кататься. И не думал ничего, а тут вдруг, по ошибке, что ли, поезд в Маньчжурию зашел; ну, я и слез сразу – другой случай такой когда бы представился? Ну, дальше без приключений, денег на дорогу дали наши офицеры, приехал сюда; хотел на Русский остров, в корпус, да меня здесь спешили, в Комендантскую команду взяли, не нравится до черта тут, в корпус надо.

– А «звери» как?

– Да кто как, кто разбежался, кого порасстреляли, – моего Вишневецкого в Красноярске расстреляли, а твой Александров учителем в политшколе стал, – встретил его раз на вокзале…

– Чего? – не понял я. – Какой еще политшколе?

– Да Читинской партийной политшколе, не понимаешь, что ли, балда? Русский язык да географию там преподает…

«Ага! Так вот оно что!» – мелькнуло в голове, и в памяти всплыла картина… На дворе был страшный ноябрьский туман с Ангары, плотной серой ватой он обволакивал здания, и по улице, в пяти шагах, ничего не было видно. Рассказывали, что иркутяне, пока у них классы были отдельно от спальни, ходили утром и вечером под бой двенадцати барабанов, чтобы кто-нибудь, случайно отбившись из строя, особенно третья рота, не начал плутать, а знал бы, где идут.

По случаю этого тумана нас не вывели на послеобеденную прогулку на двор, и мы сидели в классах и коридорах, где целые сутки горело электричество. Когда проиграли отбой с прогулки, я вышел из коридора 1-й роты, где шестиклассник Мишка Николаев рассказывал мне о боях под Уральском, куда он перекочевал, когда красные стали занимать Оренбург. Под ногами гремела железная лестница, и в ушах стояли последние Мишкины слова:

– …Ну, матросы или латыши, было наплевать: они идут, стреляют, а мы лежим, молчим, молчим, а как подойдут шагов на двести, ну, мы по ним залп, другой, третий, «Ура!» – и в штыки, они и бегут, а вот были сволочи, чапаевцы какие-то, одеты в черное, идут молча, без выстрела, ух как страшно было: мы сразу стрелять начали, а потом ничего – всыпали им раза два, стали и они стрелять по нас, как матросы или латыши…

В нашей роте посредине коридора стоял полковник Александров, рыжие усы свисали вниз, он стоял тяжелой глыбой, глубоко засунув руки в карманы форменных штанов навыпуск. Около него кучей, тесно сбившись, стояли человек с десяток – все казаки. Увидев своего воспитателя, я сразу же присмирел и, потихоньку подойдя сзади, стал сбоку и начал слушать. Говорил полковник Александров, и его слова звучали веско и каменно-твердо…

– Ну а что хорошего? Все войско разорили, что станиц-то пожгли – Красногорскую первую, а сколько их? Все войско теперь разорено, а кто виноват?

– Так ведь война же, господин полковник, – чуть не сразу вскрикнули два-три голоса, – на войне не без урону же…

– А кто войско в войну втянул? – долбил воспитатель. – Атаман! Вы что думаете? Войско ему так и простит, что он всех под разорение подвел? Вишь ты, не захотел подчиниться, – ну, откажись от булавы, другой бы взялся, хоть тот же Каргин, уладили бы дело по-хорошему…

Внизу на площадке проиграл сигнал по классам. Полковник Александров оглянулся и оборвал:

– Довольно болтать – марш по местам!


Скачать книгу "Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине" - Сергей Волков бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине
Внимание