Смерть Мао Цзэдуна

Юрий Галенович
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В 1976 г. закончилось двадцатисемилетнее правление Мао Цзэдуна в континентальном Китае. Жизнь продолжалась, надо было выходить из тупиков. Начинались иные времена, «всходили иные имена»: Хуа Гофэн, Е Цзяньин, Чэнь Юнь, Дэн Сяопин, Ху Яобан, Чжао Цзыян. Читателям предлагается рассказ о конце эпохи Мао Цзэдуна и о начале новой эры. Седьмая книга Ю.М.Галеновича написана с использованием китайских источников информации. На основании полувекового изучения страны автор предлагает свою версию происходившего в Китае в этот период.

Книга добавлена:
17-01-2023, 13:01
0
244
261
Смерть Мао Цзэдуна
Содержание

Читать книгу "Смерть Мао Цзэдуна"



[Ли Жуй последовательно выступал за то, чтобы полностью восстановить доброе имя всех тех, кто пострадал в годы правления Мао Цзэдуна. Важно было показать мыслящим и читающим, да и просто грамотным людям в стране, что правы были известные писатели, которых несправедливо «наказывал» Мао Цзэдун. Одним из таких писателей, имевших имя в Китае, и была Дин Лин. — Ю.Г.]

Последней в этот день в дневнике шла такая запись: обстановка в целом — это поддержка Ху Яобана. У Хуан Кэчэна то же самое ощущение. (В то время, в тот год я часто навещал Хуан Кэчэна.)

[Ли Жуй хотел ободрить Ху Яобана, донести до него свое ощущение того, что в целом и в аппарате ЦК партии, и в стране люди настроены в пользу курса, который он проводил.

При этом Ли Жуй, далеко не случайно упомянул имя Хуан Кэчэна. В свое время Хуан Кэчэн был начальником генерального штаба НОАК при министре обороны маршале Пэн Дэхуае. Он стоял вместе с Пэн Дэхуаем в 1959 г., когда единственный член политбюро ЦК КПК Пэн Дэхуай осудил практику «великого скачка» и попытался защитить миллионы крестьян, умиравших от голодной смерти в результате политики Мао Цзэдуна. Хуан Кэчэн был репрессирован вместе с Пэн Дэхуаем. Однако он выжил, пережил «культурную революцию» и вернулся к активной деятельности. Хуан Кэчэн заменил Пэн Дэхуая в качестве руководителя мощной группы военных, служивших под началом Пэн Дэхуая. Поддержка со стороны Хуан Кэчэна могла давать Ху Яобану дополнительную уверенность в своих силах. — Ю.Г.]

21 января (1984 г.). В три часа пополудни я пришел в дом Ху Яобана в Чжуннаньхае. Мы беседовали до шести часов вечера. Целых три часа. Жаль, что это не записано на магнитофонную ленту. Со своей стороны, я в основном изложил свое мнение по подготовленным мной вопросам. Ниже я излагаю то, о чем говорил Ху Яобан.

О дискуссиях 1981 и 1982 гг. (В конце 1980 г. на заседаниях политбюро ЦК и секретариата ЦК имела место дискуссия относительно темпов развития экономики страны в 1981 г. В конце 1981-го дискуссия возникла снова.) По вопросу об экономике выступал несколько острее; ключ именно в вопросе о темпах. Говорил, что нельзя держаться за старые шаблоны и не быть в состоянии оторваться от них. И тогда это вызвало ошибочное понимание у Чэнь Юня, Чжао Цзыяна.

[Ху Яобана, прежде всего, беспокоила ситуация, которая складывалась в экономике КНР. Очевидно, что он хотел поддерживать верные направления в развитии экономики, исходя из своей общей позиции, курса на приоритет решения экономических проблем перед осуществлением неких устаревших политических или идеологических установок.

После того как в конце 1970-х гг. было начато решение насущных и актуальных задач по исправлению последствий «культурной революции» применительно к судьбам людей, неизбежно встали задачи в сфере экономики. Речь пошла и о темпах ее развития. В начале 1980-х гг. Дэн Сяопин настаивал на более высоких темпах. Чэнь Юнь считал, что следовало исходить из реалий и выступать за постепенное сбалансированное развитие, не ставя задачу достижения слишком высоких темпов. Чжао Цзыян, с которым уже побеседовал Чэнь Юнь, поддержал мнение Чэнь Юня.

Ху Яобан тогда не считал возможным противоречить Дэн Сяопину в беседе с ним.

В то же время Ху Яобана в 1984 г. беспокоило то, что Чэнь Юнь и Чжао Цзыян не поняли его позиции. Он всего-навсего был против неких сложившихся в прошлом шаблонов. Однако на практике это могло представляться как возвращение к оторванным от реальной жизни высоким темпам развития экономики. Тут могло возникать недопонимание между Ху Яобаном и, по сути, его единомышленниками по общему подходу к направлению развития страны, в частности в данном случае с Чжао Цзыяном, который в период руководства Ху Яобана занимал пост главы правительства КНР. — Ю.Г.]

Дискуссия о списке объектов производственного характера. (В октябре 1979 г. в газете «Жэньминь жибао» по настоянию и при поддержке Ху Яобана развернулась дискуссия о перечне объектов социалистического производства. Однако кое-кто ошибочно счел, что все это направлено против ряда людей; Ху Цяому тогда заявил, что это может вызвать напряженность, «а это может вызвать взрыв»; на Ху Яобана было оказано давление, а в результате эта дискуссия была вынужденно прекращена.) Никого тогда вовсе и не подвергали критике.

Вопрос об увеличении ВНП в два раза. Летом 1980 г. в Ухане обсуждались вопросы экономического характера, об увеличении ВНП к 2000 г. в два раза. У Чжао Цзыяна, Яо Илиня не было ясного представления об этом, твердого мнения по этому вопросу. Дэн Сяопин задал вопрос: «Как можно добиться увеличения в два раза?» Я ответил: «Добиваться ежегодного увеличения на 7,2%. Стремиться к тому, чтобы достичь 7%, нельзя опускаться ниже 6%». Яо Илинь сказал, что можно установить показатель на уровне 6%; в 1981 г. бороться за 5%, гарантировать 4%. Я рассердился, сказал обидные слова, но они не были обращены ни к кому персонально. В то время никто никого не смог убедить. И тогда все отправились на места. Я набирался энергии на низовом уровне. Готовился к тому что когда я буду выступать на XII съезде, вспыхнет дискуссия. Кое-кто пожаловался на то, что при своих встречах с людьми на местах я говорил, что нам необходимы 10% годового роста. Об этом доложили Ху Цяому. А Ху Цяому доложил Дэн Сяопину. И тогда Дэн Сяопин вызвал меня и поставил ряд вопросов.

Действительно ли я ратую за еще более высокие показатели? Я ответил, что не имею в виду переходить за 7%. (2) Говорил ли я, что не нужно выделять главные объекты строительства? Я ответил, что этого не было. (3) Надо ли осуществлять упорядочение партии? Я ответил, что нужно проводить упорядочение; но весь вопрос в том, как будут написаны соответствующие документы. Фактически я вписал это в доклад на съезде партии.

[Ху Яобан оказался в этом вопросе между двух огней. С одной стороны, Чжао Цзыян, Яо Илинь, Чэнь Юнь полагали, что темпы развития должны быть ниже, чем те, о которых говорил Ху Яобан. С другой стороны, Дэн Сяопин, ориентируясь на донос Ху Цяому, подозревал, что Ху Яобан намеренно выступает за более высокие темпы, чем предлагал он сам.

Ху Яобану приходилось оправдываться и перед теми и перед другими. Таковы были издержки желания найти решение, приемлемее и для тех и для других.

Мало того, Дэн Сяопин с сомнением относился к намерениям Ху Яобана осуществить упорядочение партии после «культурной революции».

Несмотря на все эти трудности, Ху Яобан оставался первым руководителем партии и сумел включить в доклад на XII съезде КПК свои тезисы относительно упорядочения партии.

Все это свидетельствовало о том, что Ху Яобан не принадлежал к фракциям в партии, не принадлежал ни к крылу Чэнь Юня, ни к крылу Дэн Сяопина и на протяжении известного времени сумел проводить курс, представлявшийся ему правильным. — Ю.Г.]

После 2-го пленума ЦК я говорил на заседании комиссии советников ЦК партии: «Разве всем вам не известно, что я вырос в условиях, когда мне неоднократно пришлось терпеть обиды?» (В особых исторических условиях поднялся наверх; это высказывание убедило всех.)

[В первой половине 1980-х гг. в партии с уважением относились к тем, кто пострадал от репрессий и сумел продвигаться наверх, несмотря на трудности при Мао Цзэдуне. Ху Яобан был вынужден напомнить об этом на пленуме ЦК партии уже после XII съезда. Это был и скрытый намек на то, что те, кто выступал с критикой деятельности Ху Яобана, либо не страдали при Мао Цзэдуне, либо лишь формально теряли на время свое положение в руководстве, что относилось, в частности, и к Дэн Сяопину. —Ю.Г]

Ху Цили понравился Дэн Сяопину. Дэн Сяопин дважды ставил передо мой вопрос о его продвижении. Этот вопрос был решен только после того, как он снова поставил его передо мной уже в третий раз. Об этом в ЦК всем известно. Вне ЦК говорят многое; говорят, что я использую кадры из аппарата ЦК КСМК. Дэн Сяопин защитил Ли Сюефэна.

[Ху Яобана пытались обвинить в том, что он создает свою «комсомольскую» фракцию в руководстве партии. При этом называли имя члена политбюро ЦК КПК Ху Цили, который действительно работал с Ху Яобаном в ЦК КСМК до «культурной революции». Тогда руководящую группу в ЦК КСМК обычно именовали «Сань Ху и Ван» то есть «Три Ху и один Ван», имея в виду Ху Яобана, Ху Цили и Ху Кэши, а также Ван Чжаохуа.

Ху Яобан заявил, что не он, а Дэн Сяопин причем трижды ставил вопрос о выдвижении Ху Цили, который и должен был стать в будущем преемником Ху Яобана на посту первого руководителя ЦК КПК.—Ю.Г.]

Дэн Сяопин считал Ху Цяому пером номер один в партии, но не политиком. В январе 1983 г. в своей речи «Об осуществлении четырех модернизаций, или об осовременивании, о выходе на современный уровень в четырех областях и о проблемах реформ» я говорил о необходимости всесторонних реформ. В то время Ху Цяому находился в Куньмине. Я послал ему текст моего выступления для ознакомления. Он сказал, что весь текст очень хороший, лишь кое-какие мелочи надо опустить, сократить. Оказалось, однако, что в конечном итоге он снова пожаловался Дэн Сяопину. Заявил, что я раздуваю ветер реформ, поднимаю ветер реформ и тому подобное. Ху Цяому считал, что Дэн Лицюнь вовсе не способен что-либо написать. (После того как я высказал свое мнение об этом человеке, Ху Яобан добавил следующее.) Что касается Дэн Лицюня, то в настоящее время пока еще невозможно до конца понять его или узнать о нем всю подноготную.

[Здесь раскрывается еще одна сторона расстановки сил внутри руководства КПК.

Дэн Сяопин исходил из того, что именно он лучше всех разбирается в вопросах политики и должен определять основные направления политики партии. Сюда он включал и вопросы теории и идеологии, которой партия должна была руководствоваться в то время.

Очевидно, что в Ху Яобане Дэн Сяопин видел подходящего на определенное время организатора и пламенного пропагандиста той политики, которую вырабатывал только он сам. Более того, Дэн Сяопин «при живом Ху Яобане» продвигал на руководящий пост Ху Цили, в котором видел замену Ху Яобана. Таким образом, Дэн Сяопин, во всяком случае, стремился создавать некий баланс сил внутри руководства и оставлять Ху Яобана в подвешенном состоянии, в ожидании момента, когда Дэн Сяопин сочтет нужным заменить его Ху Цили. Возможно, что Дэн Сяопин таким образом рассчитывал создать противостояние или противоречия между Ху Яобаном и Ху Цили.

Далее, Дэн Сяопин считал необходимым иметь на посту руководителя идеологической работы, отдела пропаганды ЦК КПК, человека, который, с одной стороны, противостоял бы Ху Яобану, будучи твердым приверженцем идей Мао Цзэдуна и самого Дэн Сяопина, и, с другой стороны, который не был бы самостоятельным политиком, а был бы лишь «лучшим пером партии» в руках у того же Дэн Сяопина. Такую роль выполнял для Дэн Сяопина Ху Цяому.


Скачать книгу "Смерть Мао Цзэдуна" - Юрий Галенович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Смерть Мао Цзэдуна
Внимание