Смерть Мао Цзэдуна

Юрий Галенович
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В 1976 г. закончилось двадцатисемилетнее правление Мао Цзэдуна в континентальном Китае. Жизнь продолжалась, надо было выходить из тупиков. Начинались иные времена, «всходили иные имена»: Хуа Гофэн, Е Цзяньин, Чэнь Юнь, Дэн Сяопин, Ху Яобан, Чжао Цзыян. Читателям предлагается рассказ о конце эпохи Мао Цзэдуна и о начале новой эры. Седьмая книга Ю.М.Галеновича написана с использованием китайских источников информации. На основании полувекового изучения страны автор предлагает свою версию происходившего в Китае в этот период.

Книга добавлена:
17-01-2023, 13:01
0
244
261
Смерть Мао Цзэдуна
Содержание

Читать книгу "Смерть Мао Цзэдуна"



Отставка Ху Яобана

Начиная с 1985 г. хотя я уже и не занимал постов, однако по-прежнему интересовался происходившими изменениями и событиями. Положение, в котором находился Ху Яобан, в общем и целом было известно. Ежегодно на пленумах ЦК партии я все еще выступал с речами, иногда высказывался все еще довольно остро. Затем на еженедельных собраниях ячейки в комиссии советников ЦК КПК я также выступал, не слишком заботясь об осторожности. Если я считал, что о чем-то нужно сказать, я все-таки говорил об этих вещах. Вот по вопросу о Ху Цяому я высказывался. В 1986 г. после совещания в Бэйдайхэ мне также довелось услышать кое-какие новости о расстановке кадров на «XIII съезде партии». В конце года на заседании ячейки в комиссии советников ЦК КПК иной раз имели место то более пространные, то краткие высказывания с нападками на Ху Яобана. Говорили, например, что он «создает фракцию молодых и красных» и т.п. (то есть использует и кадры из КСМК). В январе 1987 г. произошли изменения на так называемом «заседании с целью обсуждения образа жизни» Ху Яобана (на этом заседании ему приписали немало высказываний, которые в действительности не делались; кроме того, его вынудили уйти с поста); я всему этому уже не удивлялся.

Для того чтобы читателям было легче разобраться в «проблеме Ху Яобана», я считаю необходимым сделать следующие важные пояснения, позволяющие понять, как произошло его отстранение с поста генерального секретаря ЦК КПК.

После того как началось осуществление политики реформ и открытости, Ху Цяому по-прежнему твердо настаивал на проведении курса, который выражается формулой Мао Цзэдуна «политика — руководящая сила». По сути дела, это и была формула: «считать программной установку о классовой борьбе». Он всего-навсего не говорил со всей ясностью об этом и все. С тем, что говорилось на совещании по идейно-политическим аспектам теории Ху Цяому был совершенно не согласен; он возражал и во все горло трубил о том, что в то время обстановка «была похожа на наступление правых в 1957 г.»; он также говорил, что «не нужно вынуждать председателя Хуа Гофэна не выступать против правых». И тогда (Ху Цяому) от имени Дэн Сяопина, вместо Дэн Сяопина составил проект выступления на тему «Твердо настаивать на четырех основных принципах»; в этом проек-

те он во всю разглагольствовал о диктатуре, осуждал демократию, из-за чего совещание, как говорится, началось во здравие, а завершилось за упокой, или начало его было, как голова у тигра, а конец был таким, как хвост у змеи, то есть конец совещания был скомкан. В августе 1980 г. политбюро только-только приняло важную речь Дэн Сяопина на тему «Реформирование руководящей структуры партии и государства» или «системы руководства партией и государством», в которой критике подвергалась идеология феодальной системы, подчеркивали тезис об управлении политикой и экономикой государством и демократизации общественной жизни. Ху Цяому тогда использовал возникшие в то время польские события и подал жалобу, высказал предостережение, из-за чего эту речь отложили в долгий ящик, или положили под сукно.

[Отставка Ху Яобана произошла в начале 1987 г. Однако все годы его пребывания на посту руководителя партии, то есть 19801986 гг., были наполнены борьбой.

Ху Яобан последовательно выступал за то, чтобы приоритет в работе партии был отдан решению экономических проблем. Из этого следовало, что политика должна была быть подчинена экономике. Ху Яобан исходил из того, что за годы правления Мао Цзэдуна экономику завели в тупик, людей в стране довели до нищеты. В случае продолжения осуществления линии Мао Цзэдуна из создавшегося тупика не было выхода. Позиция Ху Яобана, по сути дела, состояла в том, что надо было отказаться от классовой борьбы в КНР и решать прежде всего и главным образом проблемы экономического характера. При этом политические лозунги и установки не должны были мешать решению экономических проблем.

Ху Цяому, как справедливо отмечал Ли Жуй, в свою очередь последовательно отстаивал тезис Мао Цзэдуна — «политика — руководящая сила», а по сути дела, призывал к продолжению классовой борьбы.

При этом Ху Цяому пользовался поддержкой Дэн Сяопина, который стремился, с одной стороны, использовать Ху Яобана и решить таким образом экономические проблемы, но, с другой стороны, сохранять идеологию времен Мао Цзэдуна.

Дэн Сяопин проявлял непоследовательность. Он понимал необходимость сосредоточения усилий на решении экономических проблем. Он даже сначала соглашался с Ху Яобанам и другими и готовился поддержать предложенную ими реформу системы руководства партией и государством, то есть помимо экономических реформ начать реформы и в сфере политической жизни. Однако затем, прислушавшись к мнению Ху Цяому и иже с ним, Дэн Сяопин отложил проведение политических реформ и выступил за соблюдение «четырех основных принципов», то есть за сохранение прежней идеологии и прежней политической системы. — Ю.Г.]

После этого Ху Цяому непрестанно и в широких масштабах преследовал тех, кто настаивал на реформах в экономической сфере, а особенно тех, кто ратовал за высвобождение мышления от сковывавших его пут прошлого, а также добивался осуществления реформ в сфере политической жизни, применительно к политической системе или политической структуре. Ху Цяому делал это, навешивая ярлыки, обвиняя в «преступлениях», которые он характеризовал как «отказ от четырех основных принципов», «следование по пути капитализма», «осуществление буржуазной либерализации» и т.п. Одно за другим возникали дела, острие которых было направлено против Ху Яобана, которого рассматривали как главного закулисного руководителя всех вышеупомянутых людей.

[Ху Цяому, пользуясь поддержкой Дэн Сяопина, о которой руководители партии знали, хотя она и не афишировалась, яростно нападал на активных сторонников обновления идеологии, экономической политики, не говоря уже о политических реформах. При этом именно Ху Яобан был конечной целью нападок со стороны Ху Цяому, когда он говорил о «буржуазной либерализации» и о «следовании по пути капитализма». В определенном смысле Дэн Сяопин повторял при этом в новых условиях то, что делал Мао Цзэдун в период подготовки и проведения «культурной революции», когда на Лю Шаоци навешивался ярлык «современного ревизиониста» и «идущего по капиталистическому пути». Просто на сей раз борьба такого рода велась главным образом внутри партийной номенклатуры и в нее не вовлекались «широкие массы»; методы борьбы были иными, а ее направленность оставалась прежней.- Ю.Г]

Возникло дело о партийной школе. В 1981 г. некто донес Чэнь Юню, что в журнале, издающемся партийной школой ЦК партии, «Лилунь дунтай», напечатана статья, в которой содержались завуалированные или скрытые нападки на Чэнь Юня. В результате Ху Яобан получил порицание. Чэнь Юнь стал выяснять и задавать вопросы. Ху Яобан ответил, что ничего этого не было и можно провести расследование. И тогда орготдел ЦК КПК направил для проведения расследования специальную группу в партийную школу. Проверили руководителей редакции упомянутого журнала: У Цзяна, Жуань Мина, Сунь Чанцзяна. В результате выяснилось, что вовсе и не было никаких нападок на Чэнь Юня. Однако вскоре после этого Ван Чжэнь стал руководителем партийной школы, после чего было объявлено, что все трое вышеупомянутых людей переводятся из партийной школы. Кроме того, было отдано приказание, в соответствии с которым Жуань Мин был исключен из партии.

Возникло также дело об особых районах или о специальных зонах. В связи с этим в то время руководители Гуандуна и Фуцзяни подверглись критике и преследованиям.

Появились также дело Чжоу Яна, дело газеты «Жэньминь жибао» и т.д.

[Для ситуации было характерно поведение «обоих старцев», Дэн Сяопина и Чэнь Юня, каждый из которых благоволил доносчикам. Чэнь Юнь, например, поверил поклепу на Ху Яобана. Доказать обвинения не смогли, но сторонников Ху Яобана наказали, а руководство высшей партийной школой попало в руки недоброжелателя Ху Яобана Ван Чжэня, человека, близкого к Дэн Сяопину. Возникали новые «дела» и в провинциях, и в центре, суть которых сводилась к одному — к преследованию тех, кто поддерживал курс Ху Яобана на обновление идеологии, на демократию во внутрипартийной жизни и т.д. Важно подчеркнуть, что и Дэн Сяопин, и Чэнь Юнь не встали на защиту Ху Яобана, в принципе отмежевывались от его новаций.-Ю.Г.]

В 1986 г. под руководством Ху Яобана для внесения на обсуждение на 6-м пленуме ЦК КПК был разработан проект документа: «Решение о руководящем курсе в сфере строительства духовной цивилизации». В этом документе не было формулировок: «придерживаться четырех основных принципов» и «выступать против буржуазной либерализации». В нем содержались следующие формулировки: поставить в центр внимания экономическое строительство, настойчиво и без колебаний и отклонений осуществлять реформу экономической системы или экономической структуры, реформу политической системы или политической структуры, усилить строительство духовной цивилизации. Иными словами, это был документ, который стал сокращенно именоваться: «один центральный пункт и три неизменных направления в работе». При этом с особой настойчивостью подчеркивалась необходимость придания открытого характера строительству духовной цивилизации; указывалось на необходимость изучения передовой науки и культуры зарубежных стран. Выпукло представлялась необходимость политической демократизации, демократизации в сфере политики, говорилось, что «понятия демократии и свободы, равноправия, гуманизма или любви составляют великое освобождение в сфере духа применительно к человечеству в целом». В этом документе был также сделан следующий вывод: «Главные исторические уроки развития социализма в нашей стране состоят, во-первых, в том, что мы не сконцентрировали наши усилия на развитии экономики, и, во-вторых, в том, что мы не создавали реально и по-настоящему демократическую систему в политической сфере, то есть применительно к политической жизни общества». В этом документе также утверждалось, что с тех пор, как началось осуществление курса на реформы и открытость, «без демократии не будет и модернизации», «демократия требует институционализации и превращения ее в систему законов», «партия должна действовать в рамках конституции и законов». Кроме того, устанавливалось, что «среди народа в целом необходимо распространять юридические знания, повышать гражданское сознание», «перед законом и дисциплиной все равны, ни в коем случае нельзя допускать появления неких особых личностей, власть которых превосходила бы власть закона и норм дисциплины», «необходим принцип уважения конституции, осуществление свободы в сфере науки, свободы творчества, свободы обсуждений и дискуссий, свободы критики и ответа на критику».

[В 1986 г. Ху Яобан сделал самый решительный шаг по пути обновления и демократизации. Свои мысли и предложения он изложил в документе, предназначенном стать решением очередного пленума ЦК КПК, тем самым поставив Дэн Сяопина и Чэнь Юня перед необходимостью принять решение по принципиальным вопросам. — Ю.Г.]


Скачать книгу "Смерть Мао Цзэдуна" - Юрий Галенович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Смерть Мао Цзэдуна
Внимание