Смерть Мао Цзэдуна

Юрий Галенович
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В 1976 г. закончилось двадцатисемилетнее правление Мао Цзэдуна в континентальном Китае. Жизнь продолжалась, надо было выходить из тупиков. Начинались иные времена, «всходили иные имена»: Хуа Гофэн, Е Цзяньин, Чэнь Юнь, Дэн Сяопин, Ху Яобан, Чжао Цзыян. Читателям предлагается рассказ о конце эпохи Мао Цзэдуна и о начале новой эры. Седьмая книга Ю.М.Галеновича написана с использованием китайских источников информации. На основании полувекового изучения страны автор предлагает свою версию происходившего в Китае в этот период.

Книга добавлена:
17-01-2023, 13:01
0
244
261
Смерть Мао Цзэдуна
Содержание

Читать книгу "Смерть Мао Цзэдуна"



Ху Цяому понимал и отношение к нему Дэн Сяопина, и свое положение в аппарате ЦК КПК. Он ориентировался исключительно на Дэн Сяопина и вел себя двулично в отношениях с Ху Яобаном. Например, в глаза он мог хвалить то, что предлагал или писал Ху Яобан, а за глаза жаловался на него Дэн Сяопину, утверждая, что Ху Яобан стремится осуществлять такие изменения, которые могут подорвать принципиальные, с точки зрения Дэн Сяопина, устои власти КПК в стране. Дэн Сяопин поощрял систему доносительства, поддерживал тех, кто приходил к нему с доносами, в частности, на Ху Яобана.

Ху Яобан считал, что Дэн Лицюнь, так же как и Ху Цяому, претендовавший на роль главного идеолога в партии, вообще не способен грамотно и убедительно излагать, тем более на бумаге, свои мысли.

Таким образам, оказывалось, что внутри руководящей группы в ЦК КПК Дэн Сяопин, очевидно совершенно сознательно, держал двух лиц —Ху Цяому и Дэн Лицюня, которые были ему необходимы как противовес Ху Яобану, особенно в случаях, требующих вместо Дэн Сяопина защищать те или иные идеологические позиции и на этом основании проводить политические и кадровые изменения и решения.

В то же время Дэн Сяопину было прекрасно известно о том, что Дэн Лицюнь и Ху Цяому несовместимы и не могут ужиться друг с другом. Это был, с точки зрения Дэн Сяопина, еще один плюс такой расстановки сил в политбюро ЦК КПК. Здесь Дэн Сяопин, как верный ученик Мао Цзэдуна, продолжал традицию, заложенную председателем: держать в руководящей группе тех, кто не может t сговориться за твоей спиной и выступить единым фронтом против тебя. —Ю.Г.]

Я сам, то есть Ху Яобан, готовлюсь уйти с поста в 1987 г. Ху Цяому, Дэн Лицюнь и прочие тоже уйдут. За следующие три—пять лет нужно добиться того, чтобы в руководство пришли новые люди, десятки новых людей. В состав секретариата ЦК партии также необходимо ввести людей лет сорока с небольшим; пусть уйдут пять человек, пусть их заменял пятеро молодых людей.

[Ху Яобан был своего рода политическим идеалистом. Он в принципе полагал, что занимать руководящие посты должно не дольше чем до семидесяти лет. Он предлагал выдвинуть в конце 1980-х гг. в состав высшего руководящего органа партии новое поколение руководителей, людей, которые родились уже после образования КНР в 1949 г., но которые на своем жизненном опыте познали, что такое «культурная революция» Мао Цзэдуна.

В то же время Ху Яобан считал, очевидно, возможным пренебрегать реальной ситуацией, которая заключалась в том, и это он видел своими глазами, что никто из «старцев» и вообще старых руководителей не желал подобру-поздорову и по собственной воле уходить с руководящих постов.

Здесь Ху Яобан совершал еще одну тактическую ошибку. Его принципиальная позиция означала, что предполагался уход на пенсию и Дэн Сяопина, а этого Дэн Сяопин не мог допустить. Дэн Сяопин видел себя в качестве единственного преемника Мао Цзэдуна по посту единственного высшего руководителя Китая, который позволял продолжать движение по пути, начатому Мао Цзэдуном. — Ю.Г.]

Необходимо смело действовать на практике, заниматься практическими делами. Ленин в 1920 г. (?) говорил об этом. Это первостепенный вопрос; нужно добиться открытия новой обстановки. Нужно выкорчевывать бунт и смуту и возвращаться к норме. Нужно выступать против «культурной революции». Добиться того, чтобы все вернулось к норме, в начальный период после освобождения. Новая обстановка — это подлинное начало и открытие творческого процесса; это не то, что называется или именуется так называемым выкорчевыванием смуты и возвращением к норме, к правильному положению вещей.

[Идея Ху Яобана состояла в данном случае в том, что практическая деятельность в современном ему Китае была важнее любых теоретических изысков. Из этого вытекало критическое отношение и к марксизму-ленинизму, и к «идеям Мао Цзэдуна». Конечно, Ху Яобан не выступал прямо ни против марксизма-ленинизма, ни против «идей Мао Цзэдуна». Однако полагал, что новая обстановка, условия жизни людей в Китае требуют исходить из необходимости искать на практике решение реальных проблем, не будучи при этом связанным никакими идеологическими путами или теориями.

При этом у Ху Яобана было свое толкование того, что именовалось тогда в КПК и в КНР «выкорчевыванием смуты и возвращением к нормальному положению вещей». Некоторые видели в этом лишь исправление «негативов» «культурной революции», ее «эксцессов», при сохранении всех теоретических положений или основных принципов марксизма-ленинизма, «идей Мао Цзэдуна» и всей практики деятельности партии как в сфере экономики, внешней политики, так и особенно в области внутренней политики, включая идеологию. Ху Яобан приходил к мысли о том, что следовало, прежде всего, целиком и полностью отрицать «культурную революцию» во всех ее аспектах. В этом было его расхождение, в том числе и с Дэн Сяопином.

Далее, Ху Яобан полагал, что необходимо, так сказать, вернуться к ситуации, которая сложилась в Китае сразу же после завоевания власти и создания КНР. А это означало, что все предстояло начинать с основания, что только предстояло создавать это самое основание, а не развиваться дальше на уже имевшемся, построенном в основном и главным образом на фундаменте Мао Цзэдуна. Это относилось и к идеологии, и к теории, и к практике работы в сфере внутренней политики, внешней политики и экономики. По мысли Ху Яобана, в 1949 г. существовала возможность вести Китай по пути, который дал бы ему возможность избежать всего негативного, что принес своей политикой и теоретическими упражнениями Мао Цзэдун. —Ю.Г.]

Сам Ху Яобан, решительно отстаивает два следующих положения: во-первых, ни в коем случае не строить планы в своих личных эгоистических интересах; во-вторых, всегда просить указаний, когда речь идет о великих вещах, о крупных вопросах. Везде и во всем, а особенно на местах, нужно смело действовать в творческом духе; в настоящее время творческого начала недостаточно. В противном случае, например в ситуации, когда старые руководящие кадровые работники уйдут из жизни, возможно возникновение паники и замешательства, когда никто не будет руководящей силой. Применительно к местам необходимо разделение власти; власть не должна быть слишком сконцентрирована.

Цинь Шихуанди погиб из-за демобилизации костяка административного аппарата, когда военачальники стали властителями тридцати шести уделов и в результате на местах возникла смута.

Династия Сун погибла из-за слишком высокой концентрации власти; тогда вся власть была сконцентрирована во дворце. «Когда полководцы находятся вдали от дворца, тогда они не подчиняются приказам».

[Здесь раскрываются важные принципы, которыми руководствовался Ху Яобан в своей практической деятельности.

Во-первых, он всегда доказывал своей практической деятельностью отсутствие у него личных амбиций. Это исключало появление культа его личности. Это отвечало настроениям «двух старцев» —Дэн Сяопина и Чэнь Юня. Из этого следовало, что Ху Яобан не покушался на их положение и власть. Но в этом же заключался намек на то, что никто в партии не должен считать себя единственным и незаменимым до конца своих дней. А это не могло нравиться ни Чэнь Юню, ни Дэн Сяопину.

Во-вторых, Ху Яобан, считаясь с исторически сложившейся ситуацией, прямо заявлял о том, что ни по одному из крупных и важных вопросов он не намерен действовать самостоятельно, но лишь в соответствии с указаниями тех же «двух старцев». Это соответствовало их настроениям. Здесь можно отметить, что Ху Яобан всегда старался соблюдать дистанцию и никогда не противопоставлял одного «старца» другому, никогда не демонстрировал свою большую близость к одному из них.

В-третьих, Ху Яобан подчеркивал необходимость творческого начала в работе руководителей на всех уровнях. Это, с одной стороны, отвечало реальным потребностям ситуации. Однако, с другой стороны, это могло рассматриваться последователями Мао Цзэдуна как намек на отрицание прежних истин и принципов. Мало того, с точки зрения Ху Яобана, отсутствие достаточного творческого начала в то время означало, что люди везде, и в центре и на местах, привыкли просто повторять то, что сказано «двумя старцами». С точки зрения Ху Яобана, это могло в будущем, когда «старцы» уйдут, привести к смуте, к потере управления партией и государством. Это могло в той или иной степени не нравиться Дэн Сяопину и Чэнь Юню, и потому, что здесь имел место намек на то, что оба они смертны, и потому, что Ху Яобан указывал на большой, может быть коренной, недостаток их подхода к вопросам идеологической работы в партии, который не давал возможности на местах и на всех ступенях аппарата управления партией и государством мыслить самостоятельно.

В-четвертых, Ху Яобан говорил о соотношении концентрации и разделения власти. С его точки зрения, в КПК и в КНР в то время не удалось найти оптимального решения или оптимального соотношения этих двух процессов. Власть, по мнению Ху Яобана, не должна была быть так сконцентрирована в центре, как это было при Мао Цзэдуне, и как это, по сути, оставалось при Дэн Сяопине и Чэнь Юне. В то же время на местах военачальники и иные местные руководители должны были обладать только частью власти, не посягая на прерогативы центра.

Все эти задачи стояли, по мнению Ху Яобана, и перед партией, и перед государством. — Ю.Г.]

В настоящее время только в четырех областях работа поставлена должным образом:

1. Курс в области внешних дел; политика, можно считать, представляет собой единое целое.

2. Внутрипартийная жизнь, кадры; тут имеются «нормы жизни». Кадрам нужно «модернизироваться в четырех отношениях»; пожилых товарищей необходимо устроить должным образом.

3. Сельское хозяйство все еще продолжает развиваться. Систему ответственности довести до специализации и разделения труда; это еще одно крупное или великое развитие. Это носит характер вехи.

4. Единый фронт. Тайвань, Сянган и Аомэнь, вопрос о нацменьшинствах, или национальный вопрос, вопрос о религиях. (Чжэн Бицзяню дано поручение подготовить документ по вопросу о религии; с той поры прошло уже три месяца; были прочитаны документы исторического характера; в них имеются противоречия.)

[Беседа Ху Яобана с Ли Жуем состоялась в начале 1984 г. Это был своего рода рубеж в деятельности Ху Яобана на посту первого руководителя ЦК КПК. Закончилась первая половина срока, отмеренного ему судьбой для пребывания на этом посту. С 1980 по 1984 г. Ху Яобану удалось немало сделать. Конечно, он встречался с большими трудностями и объективного, и субъективного характера. И все же главным в его работе были его достижения. В дальнейшем, в 1984—1987 гг., главным стала борьба с противодействовавшими силами внутри партии. Эта борьба была вызвана тем, что Ху Яобан продолжал идти по избранному им пути. Рассказ об этом периоде его жизни впереди.


Скачать книгу "Смерть Мао Цзэдуна" - Юрий Галенович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Смерть Мао Цзэдуна
Внимание