Смерть Мао Цзэдуна

Юрий Галенович
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В 1976 г. закончилось двадцатисемилетнее правление Мао Цзэдуна в континентальном Китае. Жизнь продолжалась, надо было выходить из тупиков. Начинались иные времена, «всходили иные имена»: Хуа Гофэн, Е Цзяньин, Чэнь Юнь, Дэн Сяопин, Ху Яобан, Чжао Цзыян. Читателям предлагается рассказ о конце эпохи Мао Цзэдуна и о начале новой эры. Седьмая книга Ю.М.Галеновича написана с использованием китайских источников информации. На основании полувекового изучения страны автор предлагает свою версию происходившего в Китае в этот период.

Книга добавлена:
17-01-2023, 13:01
0
244
261
Смерть Мао Цзэдуна
Содержание

Читать книгу "Смерть Мао Цзэдуна"



[Вопрос о составе руководства ЦК КПК решался в конце 1970-х — начале 1980-х гг., закулисно несколькими старыми руководителями, прежде всего «двумя старцами». Оба они в свое время поддержали кандидатуру Ху Яобана.

Примечательно, что Е Цзяньин некоторое время выступал за сохранение на посту первого руководителя ЦК КПК Хуа Гофэна.

Е Цзяньин после смерти Мао Цзэдуна и в период устранения «четверки», а также непосредственно после него был почти «третьим старцем». Он тоже ценил Ху Яобана и в конце 1978 а считал, что Ху Яобан должен стать заместителем председателя ЦК КПК, то есть склонялся к тому, что именно Ху Яобан должен стать фактическим руководителем повседневной практической работы ЦК КПК — Ю.Г.]

(После того как я пришел на работу в орготдел ЦК КПК, мне пришлось столкнуться с некоторыми кадровыми вопросами, и тогда я, бывалый, опытный человек, конечно же, ощутил, что существуют некие противоречия между Чэнь Юнем и Ху Яобаном, узнал о том, что Чэнь Юнь очень сильно недоволен Ху Яобаном.) В начале 1983 г. на заседании постоянного комитета политбюро ЦК КПК Чэнь Юнь и обрушился с критикой, обращенной против моих девяти предложений. (За то, что Ху Яобан вносил хаос в экономику.) (В то время Ху Яобан побывал с инспекцией на местах и постоянно говорил о тезисе Дэн Сяопина относительно «удвоения» ВВП; Дэн Лицюнь доложил Чэнь Юню, что перегрев в сфере экономики создан действиями Ху Яобана. Фактически в 1982 г. темпы роста в промышленности составили 7,7%, хотя по плану они должны были составить всего 4%.) Дэн Сяопин отнесся к этому неодобрительно и тогда же сказал: «Хватит, надо на этом остановиться». Мало того, он сурово и беспощадно сказал: «Не нужно созывать рабочее совещание ЦК партии». (Используя критику, высказанную Чэнь Юнем, Ху Цяому тогда и предложил созвать совещание секретарей провинциальных и городских комитетов КПК. А Дэн Лицюнь после этого совещания на совещании кадровых работников тех двух ведомств, которые были ему подчинены, то есть в сфере пропаганды, изложил критические соображения Чэнь Юня. На некоторое время и внизу и наверху наблюдалось некое бурление; никто не мог понять, какие это важные события происходят в ЦК партии.) Затем Дэн Сяопин поставил перед Ху Цяому и Дэн Лицюнем вопрос по существу: «Чем это вы там занимаетесь, что вы творите?» (На «заседании по вопросу о стиле и образе жизни» в 1987 г. Дэн Лицюнь в своем выступлении по этому поводу даже выступил с легкой самокритикой.)

[Заняв пост руководителя ЦК КПК, Ху Яобан оказался «между двух огней». С одной стороны, он стремился проводить курс на обновление, в том числе на замену старых руководителей новыми кадрами. Чэнь Юнь, который нуждался в поддержке многих из этих старых руководителей, был недоволен деятельностью Ху Яобана в кадровых вопросах. Имела место парадоксальная ситуация. Чэнь Юнь сам выдвинул вопрос о подготовке молодых кадров, и в то же время он предпочитал работать с известными ему старыми кадровыми работниками.

С другой стороны, Ху Яобан был вынужден пропагандировать линию Дэн Сяопина на ускорение темпов экономического развития. Это также вызывало недовольство Чэнь Юня, которому Дэн Лицюнь нашептывал, что «во всем виноват Ху Яобан».

Ситуация в экономике, как и предполагал Ху Яобан, стала ненормальной. Проявилось то, что называли «перегревом экономики». Дэн Лицюнь и Ху Цяому поспешили сыграть на этом и добиться отстранения Ху Яобана. Однако Дэн Сяопин увидел в этом угрозу себе и потому «притушил» тогда деятельность Дэн Лицюня и Ху Цяому, — Ю.Г.]

Когда я вступил в должность в орготделе ЦК партии, надо было заменить Чжан Пинхуа на посту заведующего отделом пропаганды ЦК КПК, и тогда мне было предложено выдвинуть кандидатуру. Я предложил Ху Цяому. (По отзывам других людей и тех, кого я хорошо знал, Ху Яобан всегда с уважением относился к Ху Цяому.) Дэн Сяопин не согласился, сказав, что у него нет способностей администратора, что он лишь прекрасно пишет. (Давным-давно Дэн Сяопин уже называл Ху Цяому человеком бесхарактерным, безвольным и при этом упрямым и несговорчивым. Об этом высказывании стало широко известно.) Спустя неделю меня еще дважды запросили о рекомендации; оставалось только рекомендовать самого себя. После того как я стал заведующим отделом пропаганды, Ли Сяньнянь говорил, что мой авторитет в этом качестве уступал моему же авторитету в то время, когда я был заведующим орготделом ЦК партии. Что же касается дела о «Жэньминь жибао», то тут я взял себя в руки, потому что тут всегда можно было и дров наломать. (Речь шла о газете «Жэньминь жибао», как о том учреждении, над которым Ху Цяому, Дэн Лицюнь не могли установить свой контроль; после того, как они вынудили снять с поста Ху Цзивэя, а потом выкинули оттуда Ван Жошуя, они заменили Цинь Чуаня. Мне неизвестно, чувствовал ли Ху Яобан, что «эти двое вельмож из царства левых», начиная с того времени, как в партийной школе ЦК КПК было организовано обсуждение тезиса о практике как критерии истины, все время занимались тем, что можно назвать «чисткой».)

[Бросается в глаза характер продвижения Ху Яобана в аппарате ЦК КПК Сначала его поставили на место руководителя организационного отдела ЦК КПК, где он осуществлял реабилитацию пострадавших и репрессированных и благодаря этому его авторитет в стране значительно вырос.

Затем его передвинули на пост заведующего отделом пропаганды ЦК КПК. Там ситуация оказалась еще более сложной. С одной стороны, «старцы» не могли четко определить, чего они хотели тогда в идеологии, ибо было ясно, что сохранять поклонение Мао Цзэдуну и всему, что с ним связано, в новых условиях невозможно, но в то же время они не желали расставаться с Мао Цзэдуном. С другой стороны, они интуитивно чувствовали опасность в направлении мыслей Ху Яобана для привычного для них образа мыслей. Именно поэтому еще один «полустарец», наряду с Е Цзяньином, Ли Сяньнянь, и утверждал, что Ху Яобан лучше справлялся с задачами в орготделе, чем в отделе пропаганды ЦК КПК. — Ю.Г]

Ху Цяому — это человек, который «и одного дня не может прожить в покое, если над ним нет государя». (Похоже, что это обобщенная оценка этого человека.) Каждый день он посылал несколько записок, то и дело звонил по телефону, он был человеком тяжелым до крайности. Как только было объявлено о том, что Ху Цили стал секретарем постоянного комитета политбюро ЦК партии, Ху Цяому, оказавшись в такой ситуации, стал жаловаться. Дэн Сяопин также тяготился им. Однажды в 1983 г. Ху Цяому как-то вдруг прибежал и, рыдая и жалуясь, сказал: «Если ты (даже) не будешь генеральным секретарем, ты (все равно) сумеешь делать что-то иное; наша дружба будет вечной». Мне это тогда показалось очень странным; я просто не знал, в чем тут причина. После того как Ху Цяому все это выпалил, он перестал рыдать и засмеялся, заговорил совсем о другом. Раньше Ху Цяому говорил мне: «У тебя образования всего-навсего начальная школа. У тебя очень широкий взгляд на вещи; в дальнейшем давай мне свои работы для внесения поправок; я сумею их поправить, и они будут еще лучше». Статью к 90-летию Мао Цзэдуна я написал всего за неделю (и не давал ее для исправлений Ху Цяому); Ху Цяому сам ничего по этому случаю, однако, не написал. Ху Цяому также говорил, что Дэн Лицюнь не способен писать статьи. (Ху Яобан затем остановился на этом.) Когда на заседании секретариата обсуждали дело сына Ху Цяому, Дэн Лицюнь выступил первым и был согласен с тем, чтобы дело было решено по закону. (В 1984 г. Ху Инъинь был привлечен в Пекине властями к суду по делу о мошенничестве. Однако в связи с тем что речь шла о сыне Ху Цяому, вопрос обсуждался на заседании секретариата ЦК КПК, и было решено, что его следует арестовать и судить по закону. Впоследствии его приговорили к полутора годам тюремного заключения. Однако вскоре он был освобожден из тюрьмы под тем предлогом, что «нуждался в лечении за границей».)

[Здесь Ху Яобан раскрывал истинное лицо Ху Цяому и Дэн Лицюня: стремление приспособиться к «сильным мира сего»: и угодничество, и двоедушие, и неспособность находить общее даже в отношениях с единомышленниками. И это два главных идеолога «левого» направления в КПК после смерти Мао Цзэдуна.

Весьма характерным предстает и поведение Ху Цяому в тот момент, когда он узнал о повышении Ху Цили, которое на практике могло означать выдвижение его на роль преемника Ху Яобана. Ху Цяому фактически просил Ху Яобана защитить его в случае неблагоприятной для него ситуации. — Ю.Г.]

При осуществлении курса на реформы и открытость сохранение стабильности и сплоченности, конечно же, важно, однако высвобождение мышления, идеологическая раскованность, стремление к истине в основе на факты — тем более важно. Если существует правый уклон, нужно выступать против правого уклона, если существует левый уклон, нужно выступать против левого уклона. (Это предложил в свое время, в том же году Хуан Кэчэн.) Ху Цили в своем выступлении в провинции Шаньси говорил и об одном и о другом, (но) таким образом невозможно решить проблему. (Вслед за тем Ху Яобан заговорил о трех вещах, о трех делах, о трех важных принципах.) Если вопрос о генеральном секретаре ЦК партии решается не на основе принципа поисков истины в опоре на факты, то где же тут следование партийным правилам или нормам? Если так будет продолжаться преследование интеллигенции (то есть когда кто-нибудь скажет то, что не совпадет с известным мнением, с тем, что «наверху есть мнение», то это будет считаться «гвоздем в глазу», если будут действовать не на основе принципа поисков истины в опоре на факты, тогда людей будут произвольно исключать из партии, будет твориться произвол, следствием которого и будут исключения из рядов партии), тогда как можно добиться стабильности, сплоченности? Студенты всегда относительно продвинуты вперед или всегда идут относительно впереди, занимают относительно радикальные позиции; по отношению к студентам, к их шуму или к тому, что они поднимают шум, существует известный взгляд. Существует вопрос о взгляде на студенческие волнения и на то, каким должен быть курс при подходе к таким вопросам и при их разрешении. Эти три вещи, три важных принципа, по сути дела, не осуществлены, вопрос о необходимости их проведения в жизнь не закрыт. С точки зрения исторической ответственности или ответственности перед историей необходимо ставить эти вопросы, ставить вопрос о необходимости воплощения в жизнь этих трех принципов, необходимо подчеркивать установку на поиски истины в опоре на факты, это основа основ. Также необходимо твердо придерживаться следующего курса: расковывать мышление, высвобождать мышление, искать истину в опоре на факты, сплачиваться воедино для того или с той целью, чтобы смотреть в будущее. (Эти три вещи, эти три принципа, особенно последний из них, то есть необходимость сплочения исключительно в целях осуществления известного будущего, в целях устремленности в будущее, это прозрение, пророчество Ху Яобана; он был пророком.)


Скачать книгу "Смерть Мао Цзэдуна" - Юрий Галенович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Смерть Мао Цзэдуна
Внимание