Спасение Петрова и Карпова

Владимир Моисеев
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Инопланетяне сообщили, что через 50 лет существование земной цивилизации прекратится. Человечество смирилось с неизбежным. Однако нашлись люди, которые посчитали, что неплохо было бы спасти Землю. Для этого им пришлось придумать новую онтологию и новую науку.

Книга добавлена:
20-12-2023, 14:00
0
150
90
Спасение Петрова и Карпова
Содержание

Читать книгу "Спасение Петрова и Карпова"



Та самая Маргарита


Мы собрались в особняке Карпова и вяло обсуждали наши дальнейшие действия. Ничего конкретного придумать так и не смогли. Предсказать, соизволят ли инопланетяне встретиться с нами, даже Петров не решался. Он и раньше не любил делать не подкрепленные фактами предположения. Но об инопланетянах мы почти ничего знали. Оставалось только ждать.

В дверь постучали.

— Началось, — сказал я.

— Могли бы позвонить сначала, предупредить о том, что собираются в гости, — сказал Карпов.

— У них другое представление о нравственности, — сказал Петров, мне показалось, что он был взволнован. — Если такое чувство у них вообще есть.

— Должно быть, — сказал я. — Разумные существа вне нравственности существовать не могут.

— Это только наше оптимистическое представление, — сказал Петров. — Существует две взаимоисключающие теории. Согласно одной, проявление доброты исключает успешную эволюцию. Считается, что развитие возможно только при лютой и беспощадной конкуренции. Не менее серьезные люди утверждают прямо противоположное: эволюция любых разумных существ тесно связана с проявлениями милосердия, доброты и желанием помогать ближним. По их мнению, именно эти неизвестные животным чувства в большой степени способствовали возникновению интеллекта.

— Сейчас мы узнаем, кто прав, — пошутил я.

— Надеюсь, что сегодня это останется секретом, — сказал Петров. — Нас могут тупо убить.

— Поэтому мы их не впускаем? — спросил я.

— Пусть подождут. Мы их дольше ждали, — грозно сказал Петров.

— Входите! — сказал Карпов решительно.

На пороге появилась красивая молодая женщина. Это было неожиданно.

— Здравствуйте, граждане. Рада видеть вас троих. Слышала, вы хотите со мной поговорить?

— Вы инопланетянка? — спросил Петров.

— В хорошем смысле этого слова, если не придираться к частностям, — ответила женщина. — Вы же хотели поговорить с нами?

— Однажды ко мне уже приходил один пришелец. Сказал, что он — «живая телеграмма». Даже имени своего не соизволил назвать. Пытался меня запугать, но у него ничего не вышло. У вас тоже нет человеческого имени и вы будете нас запугивать?

— Есть. Маргарита. Это не существенная информация. Вам она не пригодится.

— Вы нас убьете? — спросил я.

— В этом нет необходимости. Срок человечеству отмерен. Не мне его менять.

— Вы ко мне пришли? — спросил Петров.

— К вам троим.

— Хотите нам запретить заниматься спасением? Ваш коллега требовал, чтобы я не смел об этом даже думать. Словно от желания одного человека отменить Конец Света пострадает Мироздание.

— Этого нельзя отрицать, — сказала Маргарита. — Вреда своим исчезновением вы принесете много. Никто в этом не заинтересован.

— Почему?

— Если не сможете спастись, уничтожите большой кусок Мироздания.

— Каким образом?

— Не могу объяснить. Вы пока еще слишком мало знаете об устройстве Мироздания.

— Хотелось бы узнать побольше, жаль времени осталось мало, — сказал Петров.

— Это дает нам законное право не верить вашему предупреждению, — сказал Карпов. — И предполагать злой умысел. Даже если человечество каким-то образом провинилось перед вами, господа пришельцы, нельзя ли это исправить?

— Повторяю. Никто не заинтересован в исчезновении землян. Честно говоря, мы давно стараемся спасти вашу цивилизацию. Но пока безуспешно. У людей есть одно неприятное качество, которое во все века мешало людям жить спокойно. В галактике множество разумных видов, но только у обитателей Земли развилась потребность потакать своему любопытству.

— Я правильно понял, что спасение возможно? — спросил Карпов.

— Не только возможно, но и желательно.

— По-моему, вполне здоровое и разумное желание, — сказал Петров.

— Объясните, — попросил Карпов.

— Не могу. Вы просто не способны понять мои объяснения. А неверно понятые мои слова могут только увеличить вероятность наступления Конца Света. Что нежелательно.

Маргарита с сожалением посмотрела на землян.

— Мы делаем все возможное, но вы, как будто специально, продвигаетесь к гибели. Все наши попытки помочь провалились.

— Какие, например?

— Само по себе предупреждение, которое мы поручили написать начинающему земному фантасту, было удачным шагом. Так я считаю. Земляне должны были понять, что к опасной черте их привело необузданное любопытство. Мы намекали на это.

— Да. Там прямо написано, что именно страсть к познанию и научные эксперименты привели к грядущей катастрофе, — подтвердил Петров.

— Но страсть к познанию и неумеренное любопытство помешали вам понять это очевидное предупреждение. В своем развитии вы достигли опасного уровня. Мы надеялись, что развитие земной науки будет немедленно прекращено, люди займутся чем-то простым и безопасным: развлечениями, строительством бункеров и кораблей поколений. И сначала все шло по самому оптимальному сценарию: Академию наук заменили Институтом Спасения, фундаментальные науки объявили несвоевременными и были заменены, так называемыми, практическими исследованиями.

— Да, — сказал Петров. — У нас наступили грустные времена.

— Но безопасные. Если бы вы продержались еще двадцать пять лет, Конец Света не состоялся бы. Условия для его устранения были бы исключены.

— Что же помешало? — спросил я.

Маргарита ткнула пальцем в Карпова.

— Среди вас появился энергичный человек, который слишком добросовестно отнесся к своей работе. Вы, Карпов, почему-то решили, что способны предотвратить Конец Света и спасти человечество. Но каждое ваше действие только приближало катастрофу. Ваши решения были неприятны, но устранимы. Вы оказались блестящим организатором, но вам, по счастью, не хватало умения выдвигать безумные идеи.

— А потом?

— Карпов привлек к работе Петрова и Сомова. А вот это уже была большая неприятность. Ваше любопытство превысило все допустимые нормы.

— Безумные идеи часто помогают приспособиться к изменения окружающей среды, сказал Петров. — Кто для вас представляет большую опасность, я или Сомов?

— Для нас? Ерунда. Такие люди, как вы, нужны нам. Считайте, что сдали экзамен. А вот для Земли, вы — Петров и есть настоящая причина предстоящего Конца Света, — ответила Маргарита.

— Здравствуйте, приехали. В предупреждении говорится, что это инопланетяне случайно покончили с нашим миром, — возмутился Петров.

— Наш эксперимент нельзя назвать физическим. Мы хотели проверить способность людей приспосабливаться к изменениям внешних условий. Хотелось установить, способны ли вы помочь нам. Нам нужна ваша помощь.

— Установили?

— Эксперимент не закончился, — строго сказала Маргарита. — Угроза наступления Конца Света все еще существует. Вы пока не справились.

— А ваша роль какова?

— Мы посчитали, что небольшой обман пойдет на пользу землянам, добавит безысходности. Люди любят обвинять в своих бедах внешних врагов. Признавать собственные ошибки вы не любите. К тому же, в данном случае, сказать правду, было бы глупым решением. Вас, Петров, просто бы убили. Не стали бы выяснять, в чем ваша вина, и поможет ли ваша гибель отсрочить Конец Света. Это была бы тупая и бессмысленная месть. А ваша гибель в наши планы не входит.

— У вас есть план? — спросил Петров. — Если я так плох, захватили бы меня в плен, вот и решилась бы проблема.

— Мы привыкли действовать, отдавая отчет своим поступкам. Да мы и не могли сказать правду. Объяснить происходящее можно только существам, которые хотя бы немного знают о том, как устроено Мироздание. А вы пока даже не понимаете, о чем идет речь. Наши умные слова показались бы вам бессмыслицей. Так что устранение Петрова не исправило бы ситуацию. Вместо него немедленно появился бы Сидоров, пожелавший выяснить, за что покарали Петрова. Я уже говорила, что самое неприятное качество людей — любопытство. Сидоров обязательно заинтересовался бы занятиями Петрова и довольно быстро сам стал бы зародышем Конца Света.

— Замкнутый круг, — сказал Карпов.

— Печально, но именно так и получается. Разумнее всего было бы отбить у людей тягу к любопытству. И не упоминать о Петрове совсем. Вывести его, так сказать, из-под удара, предоставить работать в безопасности.

— Чтобы не искушать Сидорова?

— Да. Но и этот наш план провалился. Петров оказался еще более шустрым малым, чем Карпов. Он почему-то решил, что познание — его личное дело. И стал рубить сук, на котором сидело человечество. Так, вроде бы, у вас говорят о людях, не интересующихся последствиями своих действий?

— Вы говорите о шестом пределе познания? — спросил Петров.

— Простите? — удивилась Маргарита.

— Если я правильно вас понял, существуют знания, которые потенциально гибельны для цивилизации. И если раньше времени установить то, что до времени знать не положено, можно погубить не только свою цивилизацию, но и Мироздание?

— В какой-то мере это так. Для многих цивилизаций именно так и заканчиваются эксперименты с познанием. Но не переоценивайте свои возможности. Вы и в самом деле знаете еще очень мало.

— Но люди не могут отказаться от приобретения новых знаний. Иначе мы перестанем быть людьми.

— Ничего не имеем против, — сказала Маргарита.

— Не сомневайтесь, господа инопланетяне, — гордо сказал Карпов. — Мы — люди — существа упорные, и не любим проигрывать. И у нас всегда есть победный козырь в рукаве. К тому же, мы теперь знаем, что наши проблемы можно разрешить, поскольку ваша цивилизация, у которой наверняка были схожие проблемы, научилась справляться с ними. Это очень обнадеживающая информация. Значит, есть шанс, что и мы выкрутимся.

— Попытайтесь, желаем вам успеха, — сказала Маргарита.

— Кстати, что это за Конец Света я устроил? — спросил Петров.

— Не умеете сдвигать точку сборки, а беретесь.

— Потренируюсь и научусь.

— Умение сдвигать точку сборки и перемещаться в пространстве и во времени само по себе не несет беды. Но всему надо учиться.

— Но что мы должны сделать, чтобы отменить Конец Света?

— Интересный вопрос. Мы хотели посмотреть, как люди будут действовать в экстремально критической ситуации. Но человечество очень странная цивилизация. Мы столкнулись с процессом, который не смогли предсказать. Появился Петров и спутал нам все карты.

— Спасибо, конечно, но что мы должны сделать?

— Ваша цивилизация будет спасена, если в заранее вычисленной кризисной точке соберется пять таких умельцев. Но если появится шестой, сонастройка параметров Мироздания и его цельность будут нарушены. Грубо говоря, вы потеряете свою Вселенную. Она не взорвется. Она просто перестанет существовать. Достаточно точная и понятная аналогия — критическая масса делящегося вещества, необходимая для начала самоподдерживающейся цепной реакции деления. В вашем случае критическое количество людей, которые способны погубить Мироздание, шесть человек. Ирония в том, что только пять человек могут спасти мир, а шестеро погубят.


Скачать книгу "Спасение Петрова и Карпова" - Владимир Моисеев бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Научная Фантастика » Спасение Петрова и Карпова
Внимание