Пропавший брат

Николай Анов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В романе Николая Анова рассказывается о приключениях двух мальчишек, Петрика и Володи, которые весной 1918 года отправились из Петрограда в Поволжье на поиски потерявшегося братишки Бори.

Книга добавлена:
20-03-2023, 00:43
0
414
127
Пропавший брат
Содержание

Читать книгу "Пропавший брат"



Самарский роялист убирает точку

Во время суматохи, когда маралихинцы подсчитывали захваченные трофеи, пленному гусару удалось незаметно скрыться. С большим трудом он добрался через горы Листвяжьего хребта до своих и подробно рассказал командиру белого отряда, капитану Курову, об уничтожении голубых гусар с тремя офицерами во главе.

— Бунт! Ясно, как патрон! — сказал командир и, закручивая в кольца длиннейшие тараканьи усы, отдал приказ эскадрону готовиться к выезду на усмирение маралихинцев.

Звериными тропами, через белки, вышли каратели на рассвете в поход и через несколько дней тихо окружили Маралиху, спавшую беспечным сном.

Капитан Куров с двумя офицерами остался у общественного амбара, а гусары пошли по избам собирать маралихинцев. Старики, бабы с ребятишками на руках, белоголовые мальчуганы и девочки с любопытством разглядывали усатого капитана, курившего толстые папиросы.

— Все собраны, ваше высокоблагородие! — вытягиваясь в струнку, доложил щеголеватый унтер-офицер с черными усиками на худощавом колючем лице.

Капитан выплюнул окурок и, играя кожаной плетью, направился к шеренге. За ним двинулись два офицера. Солдаты погладили затворы и нахмурили брови.

— Так! — тихо сказал капитан, останавливаясь перед выстроенными маралихинцами и прищуренным взглядом окидывая бледные, испуганные лица. — Захотели бунтовать? А! Что?

— Мы ничего! — раздался робкий голос из заднего ряда.

— Ничего? Так-так!

Капитан Куров медленно прошел два раза от одного фланга к другому и остановился перед сморщенным стариком.

— Тебя как звать, борода? — поинтересовался капитан, шевеля усами.

— Меня? — приложил старик высохшую ладонь к уху. — Панкратом зовут люди... Панкратом!

— Выйди, Панкрат, вперед.

— Что говоришь? Ась? Ухи у меня плохо слышат.

Щеголеватый унтер-офицер с черными усиками живо выдернул за бороду дедушку Панкрата из строя.

— Стой прямее! С командиром разговариваешь! — хриплым, придушенным голосом сказал он, подталкивая старика под ребро.

— Так! — вкрадчивый голос капитана Курова принял нежный оттенок. — Ответь мне, Панкрат, как зовут того старика, что гусара в маральнике убить хотел?

— Ась? Слышу плохо! — зашамкал беззубым ртом дедушка Панкрат и снова приложил ладонь к уху.

— Как фамилия старика, что в гусара стрелял? — громче сказал капитан. — Фамилия?

— Не ведаю, — отрицательно помотал головой Панкрат. — Не ведаю!

— Не ведаешь? — капитан Куров повернулся на каблуках к унтер-офицеру: — А ну-ка, дайте старичку... для освежения памяти.

Два солдата сшибли дедушку Панкрата с ног и мигом задрали домотканную рубаху. Блестящие шомпола свистнули в воздухе, и высохшая от старости спина покрылась багровыми рубцами.

Барахтаясь в сильных руках дюжего гусара, дедушка Панкрат закричал не своим голосом. Маралихинцы глухо зароптали, а жена Панкрата, седая, беззубая старуха, не выдержала и бросилась капитану в ноги, стараясь обнять лакированные офицерские голенища.

— Софронов, батюшка, Софронов... Анкудин Софронов!

— Отставить! — поднял руку капитан Куров, и маралихинцы, стоявшие поближе, увидели на указательном пальце черное кольцо с черепом.

Гусары приостановили порку, а дедушка Панкрат, уткнувшись лицом в траву, плакал и морщинистым кулачком размазывал по лицу слезы.

— Зачем ты сказала, старая! — шептали сухие губы дедушки. — Бог тебя накажет, старая!

Капитан прошелся от фланга до фланга, внимательно вглядываясь в бледные лица маралихинцев.

— А где же этот Софронов? — с прежней ласковостью спросил он. — А?

Маралихинцы молчали, потупив глаза.

— Я спрашиваю, где Анкудин Софронов? — возвысил голос капитан, и усы его задвигались.

Тогда из толпы, опираясь на черемуховый батожок, медленно вышел основатель Маралихи, Савватий Прохорович, и низко поклонился капитану.

— Военный человек, выслушай меня, старика, — сказал он, — а потом делай со мной, что хочешь. Твоя воля!

Он разгладил бороду и сделал несколько шагов, стараясь получше разглядеть лицо капитана. Но старческие глаза его видели только усы да фуражку.

— Зачем ты приехал к нам? Что мы, враги или злодеи лихие? Разве не видишь ты, кто остался в деревне? Дети малые да старцы ветхие. Обидели если мужики наши, так ты их лови да с них и взыскивай. С ними воюй, а не со старцами да с женщинами. Поезжай назад, военный человек, иначе бог тебя покарает. Не делай лютого зла, не обижай невинных! За невинных бог стоит! Бо-ог! Бога вспомни!

Савватий Прохорович гневно постучал посошком о землю и потряс зеленой бородой.

— Приятно познакомиться, — улыбнулся капитан, внимательно разглядывая Савватия Прохоровича. — Это пророк здешний, что ли?

— Святой жизни человек! — торопливо подтвердил старушечий голос из задних рядов. — Святой жизни!

— Так! Святой! Очень приятно! — капитан покрутил усы от удовольствия.

— За что ты нашего Панкрата изобидел? — выкрикивал Савватий Прохорович. —Что тебе старик сделал? Грех тебе будет, грех великий! Руки у тебя в крови, военный человек!

— В крови? — капитан покачал головой, но не остановил старика. Маралихинцы вздохнули полегче, видя, что против святых слов трудно устоять военному.

— Слово тебе истинное говорю, — продолжал Савватий Прохорович, — в невинной крови захлебнешься, а на том свете к злодеям лютым причтен будешь, и не помилуют тебя, кровопийцу. Не помилуют! За все дела свои сатанинские ответишь на суде страшном! За все взыщется. За все!.. За кровь пролитую, за страдания, за мучительства, если не покаешься.

Маралихинские старухи всплакнули от этих слов великого праведника, а некоторые из них даже пожалели военного человека с тараканьими усами. Хорошо еще — не проклял его Савватий Прохорович, а то совсем бы беды не миновать. Погибла бы душа человеческая.

Смотрят старухи на капитана и ждут, скоро ли он на колени упадет перед Савватием Прохоровичем да поцелует святые ноги праведника? Скоро ли каяться перед всем народом начнет, рыдать и слезами горькими обливаться? Должно быть, сейчас! Вот побледнел военный человек и даже глаза закрыл от великого стыда. Хочет что-то сказать и не может! Тут уж не только старухи умилились, но даже и старики. С благодарностью они взглянули на основателя Маралихи. Хорошо такого заступника иметь перед богом и начальством.

Но капитан вдруг стал снова розовым, затем красным, а потом багровым.

— А вот я тебе, старый гриб, сейчас такой страшный суд устрою, что ты у меня закаешься каркать, чертова перечница! — прошипел Куров и поднял плеть. — Эй, вздернуть святого пророка на ворота!

Унтер-офицер с черными усиками торопливо вынул из мешка белую тонкую веревку, оказавшуюся ламповым фитилем, сделал петлю и ловко накинул ее на шею Савватия Прохоровича. Расторопные гусары бросились выполнять приказ капитана. Они потащили основателя Маралихи к высоким воротам ближайшего дома.

Все это было неожиданно и удивительно. Маралихинцы даже понять сразу не могли, что хотят солдаты сделать с праведным стариком. Но когда унтер-офицер стал привязывать фитиль к перекладине, старухи заголосили, поднимая высохшие руки к небу.

— Вознесение! — улыбнулся капитан, наблюдая, как сухое, легкое тело Савватия Прохоровича оторвалось от земли и, покачиваясь, поплыло вверх.

Из-за Синюхи вышло утреннее солнце. От высоких крыш легли на зеленой улице длинные тени. Прекрасный день вставал над селом. Прохладный воздух застыл и был недвижен.

С ужасом смотрели притихшие маралихинцы на длинный лиловый язык и синее лицо Савватия Прохоровича. Да, значит, верно, пришли времена антихриста. Настали последние дни. Дьявол в золотых погонах сошел на землю и творит свою расправу.

— Так! — сказал капитан. — А где здесь софроновская родня? Выходи!

И все маралихинцы, как один, шагнули вперед.

Капитан прищурил глаза и крикнул унтер-офицеру:

— Десятого в расход! А Софроновых найти!

Унтер-офицер козырнул и стал выдергивать из строя каждого десятого. Их повели к амбару расстреливать, а в это время гусары, бегавшие по деревне, крутили в жгуты золотистую солому и старательно поджигали избы. Весело затрещали сухие крыши домов. Красные языки пламени поднялись к небу, и густой желтый дым клубами повалил в разных концах деревни.


Скачать книгу "Пропавший брат" - Николай Анов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание