Смерть Мао Цзэдуна

Юрий Галенович
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: В 1976 г. закончилось двадцатисемилетнее правление Мао Цзэдуна в континентальном Китае. Жизнь продолжалась, надо было выходить из тупиков. Начинались иные времена, «всходили иные имена»: Хуа Гофэн, Е Цзяньин, Чэнь Юнь, Дэн Сяопин, Ху Яобан, Чжао Цзыян. Читателям предлагается рассказ о конце эпохи Мао Цзэдуна и о начале новой эры. Седьмая книга Ю.М.Галеновича написана с использованием китайских источников информации. На основании полувекового изучения страны автор предлагает свою версию происходившего в Китае в этот период.

Книга добавлена:
17-01-2023, 13:01
0
244
261
Смерть Мао Цзэдуна
Содержание

Читать книгу "Смерть Мао Цзэдуна"



19 сентября 1976 г. после церемонии похорон Мао Цзэдуна Цзян Цин, посоветовавшись с Чжан Чуньцяо, Ван Хунвэнем, Яо Вэньюанем и другими своими сторонниками, позвонила Хуа Гофэну: «Я предлагаю немедленно созвать экстренное заседание постоянного комитета политбюро ЦК партии для обсуждения важнейших вопросов».

Хуа Гофэн поинтересовался: «Каких важнейших вопросов?»

«Вопросы, требующие обсуждения, чрезвычайно сложны! Ты в ЦК партии недавно, во многих вопросах не разбираешься, да и не можешь разобраться!» В голосе Цзян Цин прозвучало неуважение.

Хуа Гофэн помедлил; от такого обращения он чуть было не вспылил.

Затем он спросил: «А кто будет участвовать?»

Цзян Цин сказала: «Не нужно звать Е Цзяньина! — и добавила: — Решим так: я, Ван Хунвэнь, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань, плюс ты, да еще в заседании будет участвовать Мао Юаньсинь».

Цзян Цин говорила тоном вдовствующей императрицы, отдающей приказы. Предлагая такой состав участников заседания, она фактически включала в число членов постоянного комитета политбюро ЦК КПК себя, Яо Вэньюаня и Мао Юаньсиня.

Это заседание состоялось во второй половине дня 19 сентября в малом зале заседаний Дома ВСНП.

На заседании Цзян Цин потребовала, чтобы привели в порядок документы Мао Цзэдуна, а также заявила: «Мы сами должны привести в порядок эти документы!»

Однако большинство членов политбюро не согласились с ее требованиями, и ей пришлось уступить. Решение поставленных ею вопросов было отложено.

В эти же дни с Е Цзяньином беседовала вдова Чжоу Эньлая Дэн Инчао.

Еще раньше Е Цзяньин обсуждал эти вопросы с маршалом Не Жунчжэнем.

12 сентября Не Жунчжэнь направил к Е Цзяньину генерала Ян Чэнъу, велев ему передать следующее:

«“Четверка” и иже с ней — это контрреволюция; они способны на все, на любые дурные дела; необходимо проявлять бдительность, предотвратить их опережающие шаги. Если им удастся тайно погубить Дэн Сяопина, а также заключить маршала Е Цзяньина под домашний арест, тогда ситуация значительно осложнится. «Четверка» опирается на исключительное положение и статус Цзян Цин, во время заседаний постоянно просто хулиганит, ведет себя нагло, самым беспардонным образом; и если пытаться решить вопрос о них через обычные каналы борьбы внутри партии, то это не даст результата, делу не поможет, пользы не принесет; это как мертвому припарки. И только в том случае, если мы возьмем в свои руки инициативу, начнем действовать сами, предпримем радикальные меры, только в этом случае мы сможем предотвратить экстраординарное развитие событий, непредвиденные неприятности».

Выслушав это послание, Е Цзяньин спросил Ян Чэнъу, который в то время фактически распоряжался вооруженными силами: «А каково положение в армии?»

«Тут вопросов нет».

«Хорошо. На тебе лежит ответственность за то, чтобы держать под своим контролем все три главных управления, а также сухопутные силы и военновоздушные силы. Если только в армии не будет никаких проблем, тогда можно будет успешно осуществить операцию», — с нажимом сказал Е Цзяньин.

«Старый маршал, ты можешь быть спокоен, армия всегда будет слушать слово партии».

Таким образом, Е Цзяньин заручился поддержкой маршала Не Жунчжэня и его людей, один из которых, генерал Ян Чэнъу, в то время играл важную роль в руководстве вооруженными силами в качестве, по сути, начальника генерального штаба НОАК.

Свою роль в этой ситуации сыграл и близкий к Дэн Сяопину генерал Ван Чжэнь. Он был частым гостем в доме Е Цзяньина.

Еще в августе 1976 г. Ван Чжэнь в беседе с Е Цзяньином в его резиденции, когда речь зашла о действиях «четверки», сказал: «По-моему, надо без всякой канители просто схватить и арестовать их; ведь в этом случае вопрос будет решен, верно?!»

Старейший член партии Чэнь Юнь к этому времени занимал всего-навсего пост заместителя председателя постоянного комитета ВСНП. После смерти Мао Цзэдуна он постоянно пребывал в раздумьях, лишился сна и аппетита.

Чэнь Юня посетил Ван Чжэнь и сказал ему: «У меня есть к тебе предложение».

«Какое предложение?»

«Ты — старейший по положению. Ты должен походить по гостям. Побывать у маршала Е Цзяньина, у товарища Дэн Сяопина».

Чэнь Юнь кивнул: «Я тоже так думаю. И поскольку сначала ты подал мне этот знак, то я поеду и поговорю с ними».

Через несколько дней Чэнь Юнь приехал в резиденцию Е Цзяньина. Первое, что он сказал, было следующим: «Что будем делать в этой ситуации? Необходимо быстро решить, что делать; только в этом случае все получится».

Гость и хозяин прошли в гостиную, дабы обсудить вопрос о том, как изменить ситуацию к лучшему.

Генералы Су Юй и Сун Шилунь, которые держали в своих руках вооруженные силы в районе Пекина, пришли к Е Цзяньину и спросили: «Старый маршал, как идет подготовка? Когда будем действовать?»

Е Цзяньин ответил: «Тут нужно будет еще уловить удобный случай; нужно воспользоваться самым благоприятным стечением обстоятельств, самым благоприятным моментом для атаки».

Су Юй и Сун Шилунь жили неподалеку от Е Цзяньина, и почти каждый день прогуливаясь по вечерам, они заходили к нему. Оба с давних времен служили под его началом. В 1958 г. Е Цзяньин основал Академию военных наук, стал ее начальником и политкомиссаром. Су Юй и Сун Шилунь были у него заместителями. Оба были боевыми генералами. Части, которыми они в свое время командовали, были расквартированы в Северном Китае, в районе Пекина; командиры этих частей были их подчиненными или учениками.

Сун Шилунь в разговоре с Е Цзяньином сказал: «Старый маршал, докладываю тебе, что мы приготовили даже соломенные сандалии на тот случай, если, паче чаяния, дело обернется не так, как мы предполагаем. И тогда нам останется только уйти в горы и партизанить. Хорошо еще, что в этих местах мне хорошо знаком рельеф местности».

Су Юй, понизив голос, добавил: «А если придется, то тогда тебя мы понесем на носилках».

Е Цзяньин с уверенностью произнес: «Вы далеко глядите. Действительно, надо иметь в виду и самое худшее. Однако мы должны приложить максимальные усилия и хорошо сделать наше дело. Я верю, что мы сумеем победить их!»

Ван Хунвэнь вызвал из Шанхая в Пекин одного из своих доверенных лиц — Сюй Цзинсяня — для доклада ему и Чжан Чуньцяо о том, как идет подготовка народного ополчения, и для обсуждения плана действий.

«Четверка» считала народное ополчение своего рода «вторыми вооруженными силами» или параллельными вооруженными силами.

Еще в 1967 г. Чжан Чуньцяо, который являлся тогда главной опорой «штаба» Мао Цзэдуна по руководству «культурной революцией» и захвату власти у прежнего парткома города в Шанхае, приказал при только что образованном новом органе власти — шанхайском революционном комитете — создать штаб по руководству силами, действующими под лозунгом, выброшенным Цзян Цин: «Нападать словом, защищаться с оружием в руках». Тогда Чжан Чуньцяо дал установку: «Защищать революцию, осуществляемую людьми с перьями в руках, в опоре на винтовки». В этих целях Чжан Чуньцяо и создал свои собственные вооруженные силы.

В следующем, 1968-м году, Ван Хунвэнь прямо заявлял: «Сумеем ли мы наладить строительство этих наших сил, это как раз и есть вопрос о власти».

На протяжении нескольких следующих лет они расширяли эту вооруженную организацию, выделяли средства, наладили производство вооружения, создавали материальную базу.

В сентябре 1975 г. Ван Хунвэнь побывал в Шанхае и сказал своим единомышленникам: «Меня беспокоит то, что армия не находится в наших руках. Поэтому необходимо создавать штаб по руководству народными ополченцами, слить его с отделом вооружения шанхайского горкома партии. И это не формальный вопрос, а проблема стратегического значения. Шанхайское ополчение создали мы с Чжан Чуньцяо, а вы должны у меня это дело наладить. В настоящее время вы должны быть морально готовы. Когда они вознамерятся нанести удар, тогда это и будет испытанием и покажет, способны ли мы выдержать их удар».

В августе 1976 г., когда Мао Цзэдун был при смерти, выдвиженцы «культурной революции» полагали, что приближается время борьбы за власть. При этом свою роль должны были сыграть и «вторые вооруженные силы».

Тогда в Шанхай приехал один из военачальников, который сначала поддерживал Линь Бяо, а затем стал ориентироваться на Цзян Цин. Этот генерал Дин провел в Шанхае совещание с руководителями города Ма Тяньшуем, Сюй Цзинсянем, Ван Сючжэнь. Генерал сказал им: «Если, паче чаяния, в Шанхае что-нибудь случится, то я окажу содействие. Меня более всего беспокоит 60-я армия, которая расквартирована в окрестностях Шанхая. Эта армия моим приказам не подчиняется. Вы должны быть готовы на этот случай».

Руководители Шанхая спросили: «Нельзя ли передислоцировать эту армию, отвести ее от Шанхая?»

Генерал Дин ответил: «Это невозможно. Даже для того, чтобы изменить место расквартирования одной роты, и то требуется санкция военного совета ЦК КПК, что уж тут говорить о целой армии! Кроме того, если в такой момент, как сейчас, затеять переброску войск, это произведет обратный эффект и вызовет у них подозрения».

«Что же делать?» — Сюй Цзинсянь и Ван Сючжэнь посмотрели на Ма Тяньшуя.

Ма Тяньшуй сказал: «Надо поторопиться и усилить вооружение всего городского народного ополчения, немедленно открыть арсеналы, выдать ополченцам дополнительно оружие и боеприпасы. Нужно быть готовыми действовать в любой момент!»

Штаб ополчения начал стремительно действовать: начиная с 15 августа они выдали ополченцам более 74 тысяч единиц различного стрелкового оружия, более 300 орудий, более 100 миллионов патронов.

Ван Хунвэнь и Чжан Чуньцяо ежедневно поддерживали связь с Шанхаем. Но этого им казалось недостаточно. Поэтому 21 сентября они и вызвали в Пекин Сюй Цзинсяня.

Сюй Цзинсянь доложил о подготовке ополчения.

Чжан Чуньцяо подчеркнул, что следует готовиться не к схватке, а к войне по-настоящему, создавая необходимые запасы продовольствия и прочего; развитие обстановки в этом смысле не зависит от воли людей; на шанхайском ополчении лежит большая ответственность, если иметь в виду возможные направления развития классовой борьбы.

23 сентября Ван Хунвэнь позвонил в Шанхай Ван Сючжэнь и сказал: «Необходимо повышать бдительность; борьба никоим образом не закончилась; буржуазия внутри партии ни в коем случае не смирится».

28 сентября Чжан Чуньцяо направил в Шанхай своего секретаря Сяо Му со следующими указаниями постоянному комитету шанхайского горкома КПК:

«Необходимо постоянно изучать ситуацию в области классовой борьбы; с одной стороны, следует повышать бдительность, с другой стороны, следует повышать уверенность в своих силах.

Конечно же, необходимо видеть сложные изломы и повороты; видеть то, что у буржуазии все еще имеются силы; весь вопрос ныне в том, кому удастся взять верх.

Шанхаю еще не приходилось по-настоящему проходить через серьезные испытания; вот Линь Бяо пытался подчинить себе Шанхай, но никто не оказывался для Шанхая авторитетом».

Сторонники Чжан Чуньцяо понимали, что хотя Чжан Чуньцяо и выражался иносказательно и туманно, но суть его указаний сводилась к тому, что кое-кто пытается поставить Шанхай под свой контроль, а потому в Шанхае следует быть готовыми воевать. Чжан Чуньцяо ориентировал своих сторонников в Шанхае на мобилизацию их сил и на подготовку к выступлению.


Скачать книгу "Смерть Мао Цзэдуна" - Юрий Галенович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Смерть Мао Цзэдуна
Внимание